Летом 2016 года произошло сразу несколько изменений в системе ОСАГО. Как нововведения скажутся на рынке автострахования и потребителях, и что еще планируется реформировать в этом сегменте, рассказал Эдуард Яблоков, директор Санкт-Петербургского филиала АО «СОГАЗ».
С 1 июля вошли в обиход новые бланки ОСАГО с более высокой степенью защиты от подделок. В правом углу бланка есть свободное место для нанесения QR-кода — в нем будет «зашита» информация о бланке: какой страховой компании его выдали. Считать этот значок можно с помощью смартфона, если в нем установлено приложение. Замена бланков будет постепенной и вызвана повышением уровня мошенничества на рынке ОСАГО.
По оценкам экспертов, в России сейчас не менее 1 млн поддельных полисов ОСАГО. Пострадать от этого могут, в том числе, и добросовестные автовладельцы — на этот счет мнение Верховного суда однозначно: страховщики не должны выплачивать возмещение ущерба по поддельным полисам ОСАГО.
По оценкам экспертов, в России сейчас не менее 1 млн поддельных полисов ОСАГО.
С 4 июля 2016 года изменилась процедура получения выплаты по ОСАГО. Теперь потерпевший обязан представить поврежденное транспортное средство на осмотр страховщику, который, в свою очередь, в срок не более пяти рабочих дней с момента поступления заявления должен организовать осмотр и/или независимую техническую экспертизу. Если же транспортное средство не было представлено страховщику на осмотр, он вправе вернуть автовладельцу заявление о страховой выплате без рассмотрения.
Экспертиза, организованная владельцем автомобиля самостоятельно, страховщиком не рассматривается. При этом по ДТП, которые произошли после 4 июля 2016 года, срок рассмотрения страховщиком досудебной претензии потерпевшего увеличен с 5 до 10 календарных дней. Эти законодательные изменения призваны снизить риск мошеннических действий на рынке ОСАГО.
Эти законодательные изменения призваны снизить риск мошеннических действий на рынке ОСАГО.
Полагаю, что на автовладельцах эти изменения в процедуре урегулирования убытка в ОСАГО никак не скажутся. Наличие заключения независимого эксперта о размере ущерба для получения выплаты по ОСАГО было прописано законодательно и раньше. Но только раньше автовладелец мог самостоятельно обратиться в независимую экспертную организацию, составить акт осмотра и отчет о стоимости восстановительного ремонта, затем отремонтировать автомобиль и уже потом обратиться в страховую компанию с пакетом документов для страховой выплаты. Однако этой схемой в последнее время стали активно пользоваться мошенники. Поэтому и были приняты такие изменения, призванные снизить риск мошеннических действий на рынке ОСАГО.
Права автовладельцев при этом никак не ущемляются: потерпевший вправе повторно направить страховщику заявление о страховой выплате с соблюдением предусмотренных Законом об ОСАГО процедур (в том числе представлением поврежденного транспортного средства на осмотр страховщику): срок рассмотрения заявления исчисляется со дня его повторного представления.
Но на этом реформы не закончены. В планах — раделить ответственность за ремонт по ОСАГО между страховыми компаниями и автосервисами.
Чтобы такая схема работала без сбоев, необходимо четко разграничить зоны ответственности страховщиков и СТОА.
Предполагается, что урегулирование убытков по ОСАГО путём ремонта автомобиля на СТОА поможет снять большую часть проблем, которых в последнее время немало вокруг ОСАГО. Разрабатывается предложение с учетом интересов всех сторон — автовладельцев, страховщиков и СТОА. Автовладельцы в результате получают отремонтированный автомобиль, а это значит, что страховщиком гарантированно выполняется главный принцип страховой услуги — возмещение нанесенного ущерба. Для страховых компаний снижается риск мошеннических действий со стороны недобросовестных страхователей и количество судебных споров по размеру страховых выплат. А СТОА при этом обеспечивают себя работой, получая от страховщиков гарантированный поток клиентов.
Чтобы такая схема работала без сбоев, необходимо четко разграничить зоны ответственности страховщиков и СТОА. За качество ремонта и соблюдение сроков должна отвечать СТОА, т. к. страховщик не занимается технологическими процессами и поставкой запасных частей и материалов для ремонта. Не может он контролировать и работу сотрудников СТОА. В этих условиях задача страховщика — предоставить клиенту список СТОА, с которыми заключен договор на ремонт; в кратчайший срок согласовать выявленные в процессе работы скрытые повреждения и своевременно и в полном объеме оплатить счета СТОА. При этом если автовладельца не устроят условия СТОА из списка страховщика, у него есть право получить страховое возмещение по калькуляции в соответствии с Единой методикой.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы