ОСАГО: на пути к снижению мошенничества

ОСАГО: на пути к снижению мошенничества

3355 13 сентября, 2016 год

Летом 2016 года произошло сразу несколько изменений в системе ОСАГО. Как нововведения скажутся на рынке автострахования и потребителях, и что еще планируется реформировать в этом сегменте, рассказал Эдуард Яблоков, директор Санкт-Петербургского филиала АО «СОГАЗ».

С 1 июля вошли в обиход новые бланки ОСАГО с более высокой степенью защиты от подделок. В правом углу бланка есть свободное место для нанесения QR-кода — в нем будет «зашита» информация о бланке: какой страховой компании его выдали. Считать этот значок можно с помощью смартфона, если в нем установлено приложение. Замена бланков будет постепенной и вызвана повышением уровня мошенничества на рынке ОСАГО.

По оценкам экспертов, в России сейчас не менее 1 млн поддельных полисов ОСАГО. Пострадать от этого могут, в том числе, и добросовестные автовладельцы — на этот счет мнение Верховного суда однозначно: страховщики не должны выплачивать возмещение ущерба по поддельным полисам ОСАГО.

По оценкам экспертов, в России сейчас не менее 1 млн поддельных полисов ОСАГО.

С 4 июля 2016 года изменилась процедура получения выплаты по ОСАГО. Теперь потерпевший обязан представить поврежденное транспортное средство на осмотр страховщику, который, в свою очередь, в срок не более пяти рабочих дней с момента поступления заявления должен организовать осмотр и/или независимую техническую экспертизу. Если же транспортное средство не было представлено страховщику на осмотр, он вправе вернуть автовладельцу заявление о страховой выплате без рассмотрения.

Экспертиза, организованная владельцем автомобиля самостоятельно, страховщиком не рассматривается. При этом по ДТП, которые произошли после 4 июля 2016 года, срок рассмотрения страховщиком досудебной претензии потерпевшего увеличен с 5 до 10 календарных дней. Эти законодательные изменения призваны снизить риск мошеннических действий на рынке ОСАГО.

Эти законодательные изменения призваны снизить риск мошеннических действий на рынке ОСАГО.

Полагаю, что на автовладельцах эти изменения в процедуре урегулирования убытка в ОСАГО никак не скажутся. Наличие заключения независимого эксперта о размере ущерба для получения выплаты по ОСАГО было прописано законодательно и раньше. Но только раньше автовладелец мог самостоятельно обратиться в независимую экспертную организацию, составить акт осмотра и отчет о стоимости восстановительного ремонта, затем отремонтировать автомобиль и уже потом обратиться в страховую компанию с пакетом документов для страховой выплаты. Однако этой схемой в последнее время стали активно пользоваться мошенники. Поэтому и были приняты такие изменения, призванные снизить риск мошеннических действий на рынке ОСАГО.

Права автовладельцев при этом никак не ущемляются: потерпевший вправе повторно направить страховщику заявление о страховой выплате с соблюдением предусмотренных Законом об ОСАГО процедур (в том числе представлением поврежденного транспортного средства на осмотр страховщику): срок рассмотрения заявления исчисляется со дня его повторного представления.

Но на этом реформы не закончены. В планах — раделить ответственность за ремонт по ОСАГО между страховыми компаниями и автосервисами.

Чтобы такая схема работала без сбоев, необходимо четко разграничить зоны ответственности страховщиков и СТОА.

Предполагается, что урегулирование убытков по ОСАГО путём ремонта автомобиля на СТОА поможет снять большую часть проблем, которых в последнее время немало вокруг ОСАГО. Разрабатывается предложение с учетом интересов всех сторон — автовладельцев, страховщиков и СТОА. Автовладельцы в результате получают отремонтированный автомобиль, а это значит, что страховщиком гарантированно выполняется главный принцип страховой услуги — возмещение нанесенного ущерба. Для страховых компаний снижается риск мошеннических действий со стороны недобросовестных страхователей и количество судебных споров по размеру страховых выплат. А СТОА при этом обеспечивают себя работой, получая от страховщиков гарантированный поток клиентов.

Чтобы такая схема работала без сбоев, необходимо четко разграничить зоны ответственности страховщиков и СТОА. За качество ремонта и соблюдение сроков должна отвечать СТОА, т. к. страховщик не занимается технологическими процессами и поставкой запасных частей и материалов для ремонта. Не может он контролировать и работу сотрудников СТОА. В этих условиях задача страховщика — предоставить клиенту список СТОА, с которыми заключен договор на ремонт; в кратчайший срок согласовать выявленные в процессе работы скрытые повреждения и своевременно и в полном объеме оплатить счета СТОА. При этом если автовладельца не устроят условия СТОА из списка страховщика, у него есть право получить страховое возмещение по калькуляции в соответствии с Единой методикой.

Директор Санкт-Петербургского филиала АО «СОГАЗ»

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73675
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19111
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13266
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9852