USD - 58.46   0.55    EUR - 69.18   0.22

Уберизация: как работает сетевой принцип в экономике

 •  Пятница, 02.09.2016, 12:48

В последнее время стало модно говорить про «уберизацию». Отдадим должное маркетологам компании Uber: у них получилось внедрить это понятие так же успешно, как до этого проделала компания Xerox, сделав название своей продукции именем для целой категории товаров. Тем не менее, повторение термина не говорит о его понимании. Разбирался в понятиях наш эксперт, старший научный сотрудник Advanced Management Institute Сергей Карпов.


Сетевые агрегаторы в моде

Что сделала и что из себя представляет Uber? Если кратко — сервис такси. Если точнее, то сетевой агрегатор, — сервис, проводящий в жизнь так часто провозглашаемую политику «одного окна». Клиенту не важно, кто является владельцем поданной ему машины и чей бренд на ней светится, ему важна скорость подачи и наличие гарантий. Имея договора с большим количеством контрагентов, фирма-агрегатор с высокой долей вероятности может гарантировать получение запрашиваемой услуги с должными параметрами в короткий срок. И эта доля вероятности гораздо выше, чем у каждой отдельно взятой компании.

Работающие с Uber компании могут работать как сами по себе, так и в составе данного сервиса.

В чем смысл понятия «сетевая»? Все тоже прозрачно. Работающие с Uber компании могут работать как сами по себе, так и в составе данного сервиса. Расторжение соглашения не приводит к краху ни одной из сторон: одни уходят в самостоятельное плавание, их место занимают другие. В то же время, сотрудничество до поры выгодно, ибо количество заказов в сетевой структуре часто выше нежели у отдельных небольших компаний. Большая узнаваемость бренда агрегатора, больше доверие к крупной компании, ожидания клиента по скорости обслуживания — приводят к удельно большему количеству обращений.

Вопросы начинаются в тех случаях, когда на том же рынке присутствуют иные крупные структуры. Или структуры, четко осознающие и преследующие свои интересы, а соответственно имеющие на это необходимые ресурсы.

Выигрывает верхушка

Посмотрим как это работает на примерах. Самый простой — Евросоюз.

Сидящая в Брюсселе команда — государственный аналог Uber, пытающаяся раздать «всем сестрам по серьгам». То есть обычным сетевым сервисом, где хорошо видны преимущества и недостатки подобной системы в глобализированном варианте.

Пока Евросоюз был мал, роль брюссельских чиновников можно было расценивать скорее как положительную. Однако с ростом структуры и все меньшим количеством «не охваченных» членов роль и незаменимость агрегирующей верхушки стала расти, как и ее возможности влияния. В то же время, роль отдельных стран, их правительств, их народа — снижалась. Обратно пропорционально их значимости для ЕС.

Сидящая в Брюсселе команда — государственный аналог Uber, пытающаяся раздать «всем сестрам по серьгам».

При чем здесь Uber? Ситуация сходна. Пока сервис мал и не может диктовать условия, он пытается быть полезным. По мере роста все, кроме первоначальной цели, постепенно отходит на второй план. У еврочиновников цель — власть, у Uber — прибыль (а какая еще может быть цель коммерческого проекта). Чем крупнее сервис, тем менее значимы для него отдельные составные части. А в случае глобализации — это вообще не важно. Во-первых: уйдет один — придет другой. А во-вторых: а идти-то некуда. Глобализирующиеся компании и сервисы становятся монополистами, а значит могут безболезненно диктовать свои условия. То есть, как в теории эволюции: выигрывает только вершина «пищевой цепочки», остальные в перспективе проигрывают.

Цели и средства

Несколько выводов, которые из этого следуют.

Сетевые сервисы сами по себе не плохи и не хороши. Все зависит от охвата и целей, ибо сетевой сервис сбора денег на проекты — краудфандинг, сбор денег на помощь больным и пр. — с большей долей вероятности проживут дольше в роли полезных проектов, чем сервисы чисто коммерческие.

Говоря «уберизация», мы можем использовать и другие термины, вплоть до «федерализации», ибо разница в них только внешняя, но не смысловая (юристов прошу не кидаться тяжелыми предметами и не лопаться от негодования).

Говоря «уберизация», мы можем использовать и другие термины, вплоть до «федерализации», ибо разница в них только внешняя, но не смысловая.

Сетевые сервисы — логичная часть современной экономики и политики: они были, есть, и будут есть. В том числе нас и за нас. И никуда от них не деться.

Задача общества, создать такую культуру, при которой сервисы принесут пользу вне зависимости от размера, и при которой будет невозможно появление сервисов типа «Исламского Государства» (запрещенного в России). А оно тоже — сетевой сервис. Вопрос — в направленности, целях и задачах руководства организации. dme.

Чаще всего читают:

Безопасность инвестирования в мфо Бизнесмены сетевого В каких странах происходит сокращение ВВП Валютные заемщики как та Втб приват банкинг Деньги привлечь Долги за услуги ЖКХ как снизить Доминикана цены на туры 2015 Едим всегда питание цены Ингерманландский бастион Как бороться с бедностью? Как заработать деньги если умеешь стричь? Как заработать на нумизматике? Как купить недвижимость в Албании? Касьянов Квота на эко 2016 Китайский язык перспективы Классификация гостиниц Когда нужно увольняться? Наличные деньги назад Придумать название к вегетарианскому ресторану Реальные скидки киберпонедельник Ресторан в Латвии roket in bean Сколько мы платим налогов? Сколько раз мы прошли дно кризиса? Скільки дає прибутку одна кофе машина Снижение доходов населения Судебный приказ о взыскании задолженности Сурдопереводчик зарплата Тренды ит 2016

Сергей Карпов

3 Статьи

Старший научный сотрудник бизнес-школы AMI

Последние статьи

Наверх

Спасибо!