USD - 59.66   0.49    EUR - 66.68   0.47

Заманчивая Россия: прицел на локализацию производства

 •  Пятница, 15.04.2016, 15:17

Локализация производства


Обвалившийся рубль лишает иностранных производителей российского рынка сбыта. Подорожавшее оборудование становится попросту не по карману отечественным компаниям. И если иностранцы намерены продолжить продавать свою продукцию в России, им придется размещать производство в нашей стране. О том, что локализация может стать новым трендом вдобавок к раскрученному импортозамещению, рассказал в своей колонке Дмитрий Теплов, директор Краснокамского РМЗ, председатель пермского отделения «Деловой России».


Критерии локализации производства в России

Оптимизация на фоне кризиса

Ситуация меняется на глазах. Ранее огромный поток нефти, который выливался из страны, возвращался в виде потока нефтедолларов. Сформированный на этом фоне курс национальной валюты был высок, и маржа при локализации производства в России составляла совсем небольшую сумму. Неудивительно, что иностранные предприятия предпочитали производить всё за границей и фурами завозить к нам. Но теперь, когда курс евро и доллара вырос в 2–2,5 раза, стоимость оборудования стала неподъёмной для отечественных компаний. А значит тем, кто не хочет терять контакты с покупателями, необходимо менять стратегию ведения бизнеса.

В сложившейся ситуации зарубежным компаниям выгоднее локализовать производство — организовать на базе российского предприятия сварку, покраску и сборку оборудования.

Вариантов, как обосноваться на целевом рынке, несколько. Производственные площади можно, например, арендовать. Но тогда пропадает экономический смысл вкладываться в их развитие и ремонт. Поэтому иностранные компании традиционно предпочитают оформлять площади в собственность. Но и здесь есть минусы — разворачивание производства с полным циклом дорого и имеет большие страновые риски. Тем более в России. В сложившейся ситуации зарубежным компаниям выгоднее локализовать производство — организовать на базе российского предприятия сварку, покраску и сборку оборудования. Это позволяет оптимизировать затраты без покупки или аренды производственных мощностей.

По такому принципу ранее были вынуждены начать работу в России автомобильные «гиганты». Преодолеть заградительные пошлины и претендовать на льготы они могли лишь при условии локализации производства в нашей стране. Сейчас тренд распространился на отрасль сельскохозяйственного и транспортного машиностроения. Есть ряд крупных американских и европейских компаний, которые реализуют проекты в России, и заинтересованы в поставщике комплектующих и деталей. В случае локализации производства, они вправе пользоваться программами господдержки Минпромторга и Минсельхоза. В оборонной промышленности тоже активно привлекаются зарубежные предприятия, которые приносят свои ноу-хау технологии.

Жесткий кастинг

Ситуация на валютном рынке толкает зарубежные компании активнее искать партнеров в России. Но «кастинг» они устраивают весьма жёсткий. Выбирая подрядчиков на целевом рынке, иностранные компании ориентируются на три ключевых критерия: предприятие должно обладать системой качества, выполнять работу в жёсткие сроки и предлагать выгодную цену. В противном случае, в локализации производства нет никакой экономической целесообразности. Конечно, не все желающие пройдут такое сито отбора. Помимо высокого технологического уровня производства компания должна обладать штатом конструкторов-технологов, которым под силу адаптировать чертежи к российским реалиям и подобрать подходящие материалы. К слову, государство могло бы активнее поддерживать проектные и инжиниринговые компании, способствующие процессу локализации.

К слову, государство могло бы активнее поддерживать проектные и инжиниринговые компании, способствующие процессу локализации.

Впрочем, это не односторонний процесс. Для повышения эффективности в зарубежной компании также должен быть выделен проектный отдел, сконцентрированный на локализации производства в нашей стране. Желательно иметь профессиональных переводчиков, разбирающихся в технических терминах. Необходимо анализировать российские ГОСТы и стандарты. Следует учитывать еще и такой нюанс, как различные системы исчисления. К примеру, Великобритания, США, Канада и ряд других стран пользуются английской системой мер. Соответственно, их чертежи необходимо переводить в стандартную для нас метрическую систему.

От дотошности зарубежных коллег зависит и то, как быстро стартует совместная деятельность. С учетом практики Краснокамского ремонтно-механического завода, могу отметить, что с одними компаниями производство можно начать в течение полутора месяцев. С другими эта процедура растягивается на полтора года из-за тщательной проверки предприятия на соответствие системам менеджмента качества по стандартам поставщика. Процесс можно ускорить, если получить соответствующие сертификаты. К примеру, наличие сертификата ISO 9001 говорит, что предприятие прошло проверку международным аудитом и не уступает иностранным компаниям. Но это, пожалуй, методика начального уровня. Зарубежные компании в большинстве своем ориентируются на стандарты автомобильной отрасли.

Не хуже импортного

Бытует мнение, что, если часть технологических процессов осуществляется в России, итоговая продукция уступает по качеству зарубежным аналогам. Готов оспорить это утверждение. При соблюдении международных стандартов системы качества человеческий фактор исключен, а географический принцип неважен. К примеру, прежде чем выполнить сварку для компании-заказчика, необходимо не только приобрести современное оборудование, но и обучить персонал. Кроме того, следует аттестовать саму технологию — изготовить пробные образцы и проверить их качество. Лишь после этого начинается серийное производство с контролем согласованных параметров.

Тем не менее, думаю, через 5–10 лет и Китай будет локализовывать своё производство в России.

Стоит отметить, что процесс локализации производства выгоден и государству — не стоит зацикливаться исключительно на импортозамещении. Поэтому региональным властям важно вводить практику регулярных круглых столов и деловых встреч с зарубежными партнерами. На таких мероприятиях чаще и находятся взаимовыгодные контакты. Успешный пример такого взаимодействия — недавно прошедший в Пермском крае российско-германский круглый стол с участием представителей иностранных компаний, заинтересованных в локализации производства в России. Российско-германская внешнеторговая палата предложила чётко обозначить отрасли и сегменты промышленности, в которых нужна высокая доля производства иностранными фирмами на территории нашей страны. А для достижения этой цели нужно обеспечить условия для добросовестной конкуренции, долгосрочное формирование таможенной политики и привлекать независимых аудиторов для оценки прозрачности распределения госзаказов.

Какие страны заинтересованы в локализации производства в нашей стране? Для этого достаточно изучить географию ввоза оборудования в Россию. Германия, Италия, Голландия, США, Израиль, Франция, Китай и ряд других государств. Хотя Китай, пожалуй, не самый типичный пример, поскольку сам выступает большой производственной площадкой для мирового сообщества. Тем не менее, думаю, через 5–10 лет и Китай будет локализовывать своё производство в России. dme.

Чаще всего читают:

09 декабря бизнес с китаем Daily одеяло вайт коттон TeleTrade Аппарат Тарасова цена Будет ли натуральное возмещение в ОСАГО Выкупная стоимость арендуемого имущества Где отдохнуть недорого осенью в России? Если доллар будет стоить 100 рублей Жизнь в Чехии Ингерманландский бастион Ирина Крючкова дизайнер где купить Как быть всегда при деньгах? Как стать директором по логистике? Как улудшить дичныю финансу? Какой авиакомпании России стоит доверять? Касьянов Квартира студия с целью дальнейшей продажи Когда появятся 5g девайсы? Кризис и рынок it Кто лечил зубы в 2015 году Купить картину тотибадзе Легализация доходов физических лиц Микрозелень для ресторана купить СПБ Мнения юристов о Разовой выплате пенсионерам Остров на продажу 2015 2016 Сколько зарабатывают на хостеле в Москве? Сколько раз мы прошли дно кризиса? Совместные инвестиции Фишки деда мороза Что даст карта мир?

Дмитрий Теплов

1 Статья

Директор Краснокамского ремонтно-механического завода (Пермский край), председатель пермского отделения общественной организации «Деловая Россия»

Последние статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться через
или ввести "Имя" и "Email" в форме комментариев.

*

Наверх

Спасибо!