USD - 63.39   0.52    EUR - 68.25   0.25

Заманчивая Россия: прицел на локализацию производства

 •  Пятница, 15.04.2016, 15:17

Локализация производства


Обвалившийся рубль лишает иностранных производителей российского рынка сбыта. Подорожавшее оборудование становится попросту не по карману отечественным компаниям. И если иностранцы намерены продолжить продавать свою продукцию в России, им придется размещать производство в нашей стране. О том, что локализация может стать новым трендом вдобавок к раскрученному импортозамещению, рассказал в своей колонке Дмитрий Теплов, директор Краснокамского РМЗ, председатель пермского отделения «Деловой России».


Локализация производства

Оптимизация на фоне кризиса

Ситуация меняется на глазах. Ранее огромный поток нефти, который выливался из страны, возвращался в виде потока нефтедолларов. Сформированный на этом фоне курс национальной валюты был высок, и маржа при локализации производства в России составляла совсем небольшую сумму. Неудивительно, что иностранные предприятия предпочитали производить всё за границей и фурами завозить к нам. Но теперь, когда курс евро и доллара вырос в 2–2,5 раза, стоимость оборудования стала неподъёмной для отечественных компаний. А значит тем, кто не хочет терять контакты с покупателями, необходимо менять стратегию ведения бизнеса.

В сложившейся ситуации зарубежным компаниям выгоднее локализовать производство — организовать на базе российского предприятия сварку, покраску и сборку оборудования.

Вариантов, как обосноваться на целевом рынке, несколько. Производственные площади можно, например, арендовать. Но тогда пропадает экономический смысл вкладываться в их развитие и ремонт. Поэтому иностранные компании традиционно предпочитают оформлять площади в собственность. Но и здесь есть минусы — разворачивание производства с полным циклом дорого и имеет большие страновые риски. Тем более в России. В сложившейся ситуации зарубежным компаниям выгоднее локализовать производство — организовать на базе российского предприятия сварку, покраску и сборку оборудования. Это позволяет оптимизировать затраты без покупки или аренды производственных мощностей.

По такому принципу ранее были вынуждены начать работу в России автомобильные «гиганты». Преодолеть заградительные пошлины и претендовать на льготы они могли лишь при условии локализации производства в нашей стране. Сейчас тренд распространился на отрасль сельскохозяйственного и транспортного машиностроения. Есть ряд крупных американских и европейских компаний, которые реализуют проекты в России, и заинтересованы в поставщике комплектующих и деталей. В случае локализации производства, они вправе пользоваться программами господдержки Минпромторга и Минсельхоза. В оборонной промышленности тоже активно привлекаются зарубежные предприятия, которые приносят свои ноу-хау технологии.

Жесткий кастинг

Ситуация на валютном рынке толкает зарубежные компании активнее искать партнеров в России. Но «кастинг» они устраивают весьма жёсткий. Выбирая подрядчиков на целевом рынке, иностранные компании ориентируются на три ключевых критерия: предприятие должно обладать системой качества, выполнять работу в жёсткие сроки и предлагать выгодную цену. В противном случае, в локализации производства нет никакой экономической целесообразности. Конечно, не все желающие пройдут такое сито отбора. Помимо высокого технологического уровня производства компания должна обладать штатом конструкторов-технологов, которым под силу адаптировать чертежи к российским реалиям и подобрать подходящие материалы. К слову, государство могло бы активнее поддерживать проектные и инжиниринговые компании, способствующие процессу локализации.

К слову, государство могло бы активнее поддерживать проектные и инжиниринговые компании, способствующие процессу локализации.

Впрочем, это не односторонний процесс. Для повышения эффективности в зарубежной компании также должен быть выделен проектный отдел, сконцентрированный на локализации производства в нашей стране. Желательно иметь профессиональных переводчиков, разбирающихся в технических терминах. Необходимо анализировать российские ГОСТы и стандарты. Следует учитывать еще и такой нюанс, как различные системы исчисления. К примеру, Великобритания, США, Канада и ряд других стран пользуются английской системой мер. Соответственно, их чертежи необходимо переводить в стандартную для нас метрическую систему.

От дотошности зарубежных коллег зависит и то, как быстро стартует совместная деятельность. С учетом практики Краснокамского ремонтно-механического завода, могу отметить, что с одними компаниями производство можно начать в течение полутора месяцев. С другими эта процедура растягивается на полтора года из-за тщательной проверки предприятия на соответствие системам менеджмента качества по стандартам поставщика. Процесс можно ускорить, если получить соответствующие сертификаты. К примеру, наличие сертификата ISO 9001 говорит, что предприятие прошло проверку международным аудитом и не уступает иностранным компаниям. Но это, пожалуй, методика начального уровня. Зарубежные компании в большинстве своем ориентируются на стандарты автомобильной отрасли.

Не хуже импортного

Бытует мнение, что, если часть технологических процессов осуществляется в России, итоговая продукция уступает по качеству зарубежным аналогам. Готов оспорить это утверждение. При соблюдении международных стандартов системы качества человеческий фактор исключен, а географический принцип неважен. К примеру, прежде чем выполнить сварку для компании-заказчика, необходимо не только приобрести современное оборудование, но и обучить персонал. Кроме того, следует аттестовать саму технологию — изготовить пробные образцы и проверить их качество. Лишь после этого начинается серийное производство с контролем согласованных параметров.

Тем не менее, думаю, через 5–10 лет и Китай будет локализовывать своё производство в России.

Стоит отметить, что процесс локализации производства выгоден и государству — не стоит зацикливаться исключительно на импортозамещении. Поэтому региональным властям важно вводить практику регулярных круглых столов и деловых встреч с зарубежными партнерами. На таких мероприятиях чаще и находятся взаимовыгодные контакты. Успешный пример такого взаимодействия — недавно прошедший в Пермском крае российско-германский круглый стол с участием представителей иностранных компаний, заинтересованных в локализации производства в России. Российско-германская внешнеторговая палата предложила чётко обозначить отрасли и сегменты промышленности, в которых нужна высокая доля производства иностранными фирмами на территории нашей страны. А для достижения этой цели нужно обеспечить условия для добросовестной конкуренции, долгосрочное формирование таможенной политики и привлекать независимых аудиторов для оценки прозрачности распределения госзаказов.

Какие страны заинтересованы в локализации производства в нашей стране? Для этого достаточно изучить географию ввоза оборудования в Россию. Германия, Италия, Голландия, США, Израиль, Франция, Китай и ряд других государств. Хотя Китай, пожалуй, не самый типичный пример, поскольку сам выступает большой производственной площадкой для мирового сообщества. Тем не менее, думаю, через 5–10 лет и Китай будет локализовывать своё производство в России. dme.

Чаще всего читают:

Банк Америки Банк Москвы аренда ипотеки Банк втб Бизнес для жены Бизнес сюрприз в коробке Букет фруктовый каникулы Выживание бизнеса в кризис Выпечка Хельсинки уличная Где выгодней всего менять валюту? Доминикана цены на туры 2015 Если инфляция растет что делать Жизнь в Израиле Индексация пенсий перед сентябрьскими выборами Инком средняя стоимость аренды по округам Ирина Крючкова дизайнер где купить Как заработать деньги если умеешь стричь? Как открыть ресторан в Сочи? Как улудшить дичныю финансу? Какой авиакомпании России стоит доверять? Киндер сюрприз опасен Конференция телетрейд Мечты приводят к целям Налог 12 тонн Оплата гостиницы за полсуток Остров на продажу 2015 2016 Плюсы собственного ателье Подтверждение источника происхождения денежных средств Почему билеты на поезд дорожают? Тренинговый бизнес Фишки деда мороза

Дмитрий Теплов

1 Статья

Директор Краснокамского ремонтно-механического завода (Пермский край), председатель пермского отделения общественной организации «Деловая Россия»

Последние статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться через
или ввести "Имя" и "Email" в форме комментариев.

*

Наверх

Спасибо!