Конвейер против фриланса, пляж против образования

Конвейер против фриланса, пляж против образования

4432 11 марта, 2016 год

Писатель, бизнесмен и сооснователь образовательного проекта «Марабу» Сергей Кузнецов в своей колонке рассуждает, почему отпуск перестал быть поводом поваляться на пляже.


В поисках стабильности

Каких-то сто лет назад лучшим местом работы считался конвейер. Если мы почитаем утопические проекты XIX века, то идеальное устройство рабочего дня описывается так: сначала человек три с половиной часа работает, потом три с половиной часа отдыхает, потом наступает вторая смена и так далее. То есть семичасовой рабочий день с перерывами по три с половиной часа. Это предполагает, что люди абсолютно взаимозаменимы: когда человек уходит от конвейера или фермы, приходит другой.

Когда появились первые офисы в современном смысле слова (это случилось в 40-50-е годы прошлого века), работа в них была построена по тому же принципу: семи- или восьмичасовой рабочий день, обед в середине, время для досуга вечером и отпуск. Это был интеллектуальный конвейер, и он казался всем хорошо работающей системой. Тем более что в пятидесятые годы случился экономический рост, продолжившийся и в шестидесятых.

Однако культурные изменения, случившиеся в шестидесятые годы, привели к тому, что молодое поколение не хотело работать по конвейерной схеме.

Мне кажется, это было связано с тем, что люди предыдущих поколений застали Великую депрессию и Вторую мировую войну, то есть массовую безработицу и проблемы с едой, в диапазоне от малого ее количества до настоящего голода. Разумеется, пережившие это были рады, когда им предлагали четко структурированную жизнь, в которой было ясно, что у тебя есть работа, еда и какое-то будущее.

У поколения шестидесятых страх нестабильности уже не был таким сильным, поэтому идея провести всю жизнь, сидя в офисе или стоя у конвейера, их не привлекала. Это казалось им очень механистичным, оторванным от живого мира. Ведь весь этот молодежный бунт шестидесятых был не только политическим, не только против войны во Вьетнаме и неравенства, но и против той модели будущего трудоустройства, которую предлагал современный мир.

Свобода вне офиса

В этот самый момент начались поиски альтернативной модели работы. Мы знаем, чем все закончилось: ростом числа фрилансеров, людей, которые работают не в офисе, самозаняты, но при этом они не богема, не журналисты или художники, а люди довольно широкого круга специальностей. Например, программисты. Это расширение возможностей работы вне офиса (ставшее более заметным с появлением интернета) сильно размыло традиционную схему «работа-отпуск».

Одновременно случилась еще одна важная вещь. Началась (и продолжается до сих пор) революция в образовании. Она связана и с возникновением новых возможностей получения образования (например, онлайн), и с ростом срока плодотворной человеческой жизни, и с тем, что мир стал быстро меняться.

Потребовалось всего 15 лет, чтобы профессия журналиста оказалась в глубоком кризисе.

Вместе с ним меняются и существующие профессии — например, на моих глазах журналистика почти перестала существовать в том виде, в котором она пребывала в девяностые годы, не говоря уже про восьмидесятые. То есть, потребовалось всего 15 лет, чтобы профессия журналиста оказалась в глубоком кризисе. И, замечу, случилось это не только в России, но во всем мире.

Что-то подобное может произойти с любой другой профессией. В этом смысле каждый человек, получивший образование к 25 годам и предполагающий работать до 55–60 лет, должен понимать, что за эти годы его профессия сильно изменится, а с некоторой вероятностью и вовсе отомрет. И необязательно этот человек окажется трендсеттером, который находится на переднем крае, такие всегда в меньшинстве. Большинство из нас, скорее всего, столкнется с необходимостью в середине жизни поменять профессию или по крайней мере получить те знания, которые не добрали в институте.

Работа, заполняющая жизнь

Одновременно у нас случилась странная и, может быть, даже страшная вещь: чем больше гуманизировалось рабочее место, давая людям возможность работать из дома, в другой стране, на пяти работах сразу, тем больше времени стала отнимать эта внеофисная работа. Она заполнила собой все. И когда во время отпуска ты ловишь себя на том, что продолжаешь работать, просто из другого места, ты понимаешь, что твое право на месячный отпуск где-то потерялось. Французский писатель Мишель Уэльбэк назвал похожие процессы «расширением пространства борьбы»: как только у нас происходит увеличение свободы в какой-то области, эта область становится пространством борьбы.

И когда во время отпуска ты ловишь себя на том, что продолжаешь работать, просто из другого места, ты понимаешь, что твое право на месячный отпуск где-то потерялось.

И вот человек смотрит на свой отпуск, который, в зависимости от страны, длится две недели или месяц, и начинает думать, что, конечно, он может на недельку съездить просто отдохнуть, полежать на пляже или покататься на горных лыжах, но хотелось бы отдохнуть так, чтобы оттуда что-то еще вынести. Я с этим много сталкивался: люди уезжают в отпуск и возвращаются с новыми идеями по поводу того, что они хотят с собой делать, куда они хотят расти профессионально. Ясно, что у людей даже во время отдыха продолжается какой-то внутренний процесс, и нет смысла обманывать себя, бесконечно делая вид, будто отпуск — это время, когда не надо думать ни о чем и можно «растительно» отдыхать. У многих отпуск уже давно проходит по-другому.

Отпуск для познания

Мне важно подчеркнуть, то, о чем я говорю, имеет отношение не только к России, это общемировые тренды. Россия долго пребывала за железным занавесом. Потом, в девяностые, у людей не было денег, и когда в двухтысячных мы начали ездить не только на курорты, мы считали это своей спецификой — дорвались, мол. Но на самом деле это не так, это мировая тенденция. Людям по всему миру стало интересно проводить отпуск насыщенно. Какое-то время можно, конечно, полежать на берегу моря, но тратить на это весь отпуск уже никому не хочется. И в тот момент, когда люди уже проехались по всем основным городам Европы и даже заехали куда-то в Азию, приходит понимание, что туристский интерес они удовлетворили. Особенно когда люди изначально живут в Европе и могут до любого места Европы же добраться быстро, скажем, на выходные. Тут либо надо ехать уже совсем куда-то далеко, условно на Мачу-Пикчу, либо искать для себя какой-то другой тип отдыха — не классический туристский и не классический пляжный.

Дополнительное образование нужно нам не только для карьерного роста, но и для саморазвития, самовыражения.

Так (и в России, и в мире в целом) возникают предложения, ориентированные на этот запрос. В том числе сочетающие его с другим запросом — на дополнительное образование, потому что оно нужно нам не только для карьерного роста, но и для саморазвития, самовыражения. Появляются программы, где людей учат рисовать, готовить, заниматься керамикой, писать стихи — огромное количество вариантов. С другой стороны, появляется то, что по-английски называется educational tourism, когда люди едут в какое-то место для того, чтобы слушать там лекции, обычно связанные с местом проведения, так сказать, несколько расширенный вариант туризма. Здесь же возникают всякие программы, связанные с научным знанием.

Именно такой вариант делаем мы — наш Умный отпуск адресован людям, у которых есть живой интерес к современной науке. Но при этом нам кажется важным, чтобы это была не просто абстрактная наука, а полезная, т. е., то, что можно применить в реальной жизни, чтобы ее улучшить или облегчить. Но, конечно, это должно сочетаться с тем, с чем мы традиционно ассоциируем отпуск: хороший отель, возможность прогулок, экскурсий и всего прочего. И тут наша задача заключается в том, чтобы человек вернулся после отпуска отдохнувшим и одновременно узнавшим много нового. В том числе узнавшим то, что может ему пригодиться.

Писатель, бизнесмен, сооснователь образовательного проекта «Марабу».

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70483
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18746
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12973
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9709