USD - 59.63   0.36    EUR - 70.36   0.34

Можно ли обучить предпринимательству?

 •  Пятница, 26.02.2016, 12:47

Можно ли сформировать предпринимательские компетенции


Предпринимательство — неотъемлемая часть российской экономики, естественный драйвер социально-экономических отношений. А в условиях кризиса, на фоне ставки на импортозамещение его роль только возрастает. Российские университеты выступают за формирование в стране системы предпринимательского образования. Можно ли обучить предпринимательству и какие компетенции развивать будущим бизнесменам, рассуждал Юрий Рубин, профессор, ректор Университета «Синергия».


Можно ли сформировать предпринимательские компетенции

Нет образования, нет бизнеса

Согласно данным ВЦИОМ, 23% россиян обнаруживают устойчивое желание к открытию собственного бизнеса. Однако это желание наталкивается на низкий уровень компетентности предпринимателей, что обуславливает невысокий уровень выживаемости российских компаний.

По информации GEM — Глобального мониторинга предпринимательства, лишь 33% способны пережить рубеж 3,5 года активной деятельности.

Причина в том, что основная масса людей, находящихся сегодня в трудоспособном возрасте, предпринимательству никогда не обучалась.

По данным Национального отчета GUESSS (Глобальное исследование предпринимательского духа студентов), 60% опрошенных студентов российских вузов признали, что во время обучения у них не было ни одного курса по предпринимательству, а остальным 40% предлагался один курс на выбор. Между тем, более 30% опрошенных выразили готовность посвятить учебное время курсам и программам по предпринимательству.

Самозанятость — выход в кризис

Но можно ли обучить предпринимательству, если, по оценкам ученых, только 10% людей могут стать успешными предпринимателями? Оказывается, можно. Наверное, далеко не все достигнут высот Билла Гейтса. Но в условиях кризиса экономики и массовой безработицы между талантливыми и не очень склонными к занятию предпринимательством людьми мало различий. Их не берут на работу, и часто единственный выход — создание своего бизнеса, самозанятость. Так многие становятся предпринимателями, а дальше — как получится. Предпринимательство можно сравнить со спортом — есть массовый спорт, а есть спорт высших достижений. Поэтому и обучать молодежь предпринимательству надо по-разному.

В мире предпринимательству уже давно обучают в университетах и колледжах.

А в России это лишь краткосрочные курсы и бизнес-тренинги. В организации системы предпринимательского образования в бакалавриате и СПО отсутствуют как базовая концепция, так и стандарты обучения предпринимательству. Предпринимательство в России не признано пока самостоятельным направлением профессиональной деятельности. Такого признания нет ни на официальном уровне, ни в повседневном отношении к предпринимательству со стороны органов власти и рядовых граждан. Отсутствуют также профессиональные стандарты предпринимательской деятельности.

Для изменения такого положения дел и разработки приемлемой модели предпринимательского образования в России в 2008 г. создана Национальная ассоциация обучения предпринимательству (РАОП). Она объединяет преподавателей российских вузов и колледжей, занимающихся обучением предпринимательским дисциплинам. Наиболее активные члены ассоциации — преподаватели МГТУ им. Баумана, МГУ им. Ломоносова, УрФУ, НИУ ВШЭ, Московского финансово-промышленного университета «Синергия», Казанского национального исследовательского технологического университета, Института «МИРБИС», СПбГУ и др.

Чему учить будем

Наш университет первым в России начал апробацию модели обучения предпринимательству, разработку которой РАОП завершила в 2014—2015 гг. В процессе работы изучен имеющийся российский и зарубежный опыт, практики реализации соответствующих образовательных программ, а также учтены мнения российских предпринимателей относительно компетенций, необходимых для современной конкурентоспособной деятельности.

Среди профессиональных компетенций предлагается выделить учреждение и создание нового бизнеса, ведение и развитие бизнеса, прекращение участия в бизнесе, а также компетенции в области проектной, инновационной, коммуникационной и конкурентной деятельности. Наряду с перечисленными у будущих предпринимателей должны быть также сформированы компетенции в сферах права, экономики, финансов, внутрифирменного менеджмента, продаж, аналитики, хранения, производства, переработки, накопления и передачи информации, а также такие гибкие общепрофессиональные компетенции, как, например, умение работать в команде или преодолевать стрессы.

Важно, чтобы в процессе обучения студенты овладели знаниями региональных и зарубежных рынков, научились действовать на них в соответствии с их особенностями и традициями делового оборота.

Например, при подготовке предпринимателей на Дальнем Востоке, нужно понимать, что им предстоит иметь дело с китайским бизнесом, а значит, понадобится не только знание китайской экономики, но и владение китайским языком и понимание восточного менталитета.

И в колледже, и в вузе

Модель обучения предпринимательству, предложенная РАОП, может быть использована для создания образовательных программ на разных уровнях — от среднего профессионального образования до высшего и дополнительного профобразования. Так, например, для бакалавриата такая программа могла бы включать учебные курсы по истории предпринимательства в России и за рубежом, управлению собственным бизнесом, стартапам, маркетингу, конкуренции, праву, психологии, антимонопольному регулированию, бизнес-моделированию, слияниям и поглощениям, аутсорсингу, франчайзингу и др. А программа СПО могла бы быть направлена на подготовку индивидуальных предпринимателей и предусматривать такой набор дисциплин: «Основы предпринимательства», «Общий менеджмент», «Бухучет, налоги и налогообложение», «Тренинг по развитию предприимчивости» и др. Важная роль в программах обучения предпринимательству отводится различным видам практик.

Практическое завершение работы над проектами типовых программ по обучению предпринимательству для бакалавриата и системы предпринимательского образования, а также программ по социальному предпринимательству — это серьезный прорыв, который мы совершили в прошлому году. В этом году мы будем обсуждать учебные планы, проработаем подходы к программам для магистратуры и аспирантуры. Хотелось бы видеть подвижки и в отношении государства к тому, что мы делаем. Не сомневаюсь, что это произойдет. Ставку в условиях глобальной конкуренции надо делать на отечественных предпринимателей. Об этом сказал в своем послании и президент. А предпринимателей для России надо готовить так, чтобы они были конкурентоспособными на мировом уровне. dme.

Чаще всего читают:

TeleTrade Аквариумист Верховный суд о ценах на водоотведение Вино Дарья Лебедева режиссер Жизнь в Греции 2016 Жизнь в Израиле Как бороться с бедностью? Как за месяц накопить 100т? Как заработать деньги если умеешь стричь? Как привести в идеалтное состояние фигуру? Какой авиакомпании России стоит доверять? Когда появятся 5g девайсы? Конференция телетрейд Кто вернет деньги за билеты трансаэро Куда платить кредит ринвестбанка Онлайн знакомства Остров на продажу 2015 2016 Пассивны доход при Питание в самолете 2016 Предпринимательство в странах мира статистика 2016 Промышленный альпинист Реальные скидки киберпонедельник Русский стандарт банк Самые востребованные ит специалисты Свидетельство о праве собственности отмена Сколько денег брать на гоа 2016? Средния стоимость набора первоклассника Тренды ит 2016 Шоппинг будущего

Юрий Рубин

1 Статья

Президент РАОП, профессор, член-корреспондент РАО, ректор Университета «Синергия».

Последние статьи

Наверх

Спасибо!