USD - 63.87   0.05    EUR - 68.69   0.92

Можно ли обучить предпринимательству?

 •  Пятница, 26.02.2016, 12:47

Предпринимательство — неотъемлемая часть российской экономики, естественный драйвер социально-экономических отношений. А в условиях кризиса, на фоне ставки на импортозамещение его роль только возрастает. Российские университеты выступают за формирование в стране системы предпринимательского образования. Можно ли обучить предпринимательству и какие компетенции развивать будущим бизнесменам, рассуждал Юрий Рубин, профессор, ректор Университета «Синергия».


Нет образования, нет бизнеса

Согласно данным ВЦИОМ, 23% россиян обнаруживают устойчивое желание к открытию собственного бизнеса. Однако это желание наталкивается на низкий уровень компетентности предпринимателей, что обуславливает невысокий уровень выживаемости российских компаний.

По информации GEM — Глобального мониторинга предпринимательства, лишь 33% способны пережить рубеж 3,5 года активной деятельности.

Причина в том, что основная масса людей, находящихся сегодня в трудоспособном возрасте, предпринимательству никогда не обучалась.

По данным Национального отчета GUESSS (Глобальное исследование предпринимательского духа студентов), 60% опрошенных студентов российских вузов признали, что во время обучения у них не было ни одного курса по предпринимательству, а остальным 40% предлагался один курс на выбор. Между тем, более 30% опрошенных выразили готовность посвятить учебное время курсам и программам по предпринимательству.

Самозанятость — выход в кризис

Но можно ли обучить предпринимательству, если, по оценкам ученых, только 10% людей могут стать успешными предпринимателями? Оказывается, можно. Наверное, далеко не все достигнут высот Билла Гейтса. Но в условиях кризиса экономики и массовой безработицы между талантливыми и не очень склонными к занятию предпринимательством людьми мало различий. Их не берут на работу, и часто единственный выход — создание своего бизнеса, самозанятость. Так многие становятся предпринимателями, а дальше — как получится. Предпринимательство можно сравнить со спортом — есть массовый спорт, а есть спорт высших достижений. Поэтому и обучать молодежь предпринимательству надо по-разному.

В мире предпринимательству уже давно обучают в университетах и колледжах.

А в России это лишь краткосрочные курсы и бизнес-тренинги. В организации системы предпринимательского образования в бакалавриате и СПО отсутствуют как базовая концепция, так и стандарты обучения предпринимательству. Предпринимательство в России не признано пока самостоятельным направлением профессиональной деятельности. Такого признания нет ни на официальном уровне, ни в повседневном отношении к предпринимательству со стороны органов власти и рядовых граждан. Отсутствуют также профессиональные стандарты предпринимательской деятельности.

Для изменения такого положения дел и разработки приемлемой модели предпринимательского образования в России в 2008 г. создана Национальная ассоциация обучения предпринимательству (РАОП). Она объединяет преподавателей российских вузов и колледжей, занимающихся обучением предпринимательским дисциплинам. Наиболее активные члены ассоциации — преподаватели МГТУ им. Баумана, МГУ им. Ломоносова, УрФУ, НИУ ВШЭ, Московского финансово-промышленного университета «Синергия», Казанского национального исследовательского технологического университета, Института «МИРБИС», СПбГУ и др.

Чему учить будем

Наш университет первым в России начал апробацию модели обучения предпринимательству, разработку которой РАОП завершила в 2014—2015 гг. В процессе работы изучен имеющийся российский и зарубежный опыт, практики реализации соответствующих образовательных программ, а также учтены мнения российских предпринимателей относительно компетенций, необходимых для современной конкурентоспособной деятельности.

Среди профессиональных компетенций предлагается выделить учреждение и создание нового бизнеса, ведение и развитие бизнеса, прекращение участия в бизнесе, а также компетенции в области проектной, инновационной, коммуникационной и конкурентной деятельности. Наряду с перечисленными у будущих предпринимателей должны быть также сформированы компетенции в сферах права, экономики, финансов, внутрифирменного менеджмента, продаж, аналитики, хранения, производства, переработки, накопления и передачи информации, а также такие гибкие общепрофессиональные компетенции, как, например, умение работать в команде или преодолевать стрессы.

Важно, чтобы в процессе обучения студенты овладели знаниями региональных и зарубежных рынков, научились действовать на них в соответствии с их особенностями и традициями делового оборота.

Например, при подготовке предпринимателей на Дальнем Востоке, нужно понимать, что им предстоит иметь дело с китайским бизнесом, а значит, понадобится не только знание китайской экономики, но и владение китайским языком и понимание восточного менталитета.

И в колледже, и в вузе

Модель обучения предпринимательству, предложенная РАОП, может быть использована для создания образовательных программ на разных уровнях — от среднего профессионального образования до высшего и дополнительного профобразования. Так, например, для бакалавриата такая программа могла бы включать учебные курсы по истории предпринимательства в России и за рубежом, управлению собственным бизнесом, стартапам, маркетингу, конкуренции, праву, психологии, антимонопольному регулированию, бизнес-моделированию, слияниям и поглощениям, аутсорсингу, франчайзингу и др. А программа СПО могла бы быть направлена на подготовку индивидуальных предпринимателей и предусматривать такой набор дисциплин: «Основы предпринимательства», «Общий менеджмент», «Бухучет, налоги и налогообложение», «Тренинг по развитию предприимчивости» и др. Важная роль в программах обучения предпринимательству отводится различным видам практик.

Практическое завершение работы над проектами типовых программ по обучению предпринимательству для бакалавриата и системы предпринимательского образования, а также программ по социальному предпринимательству — это серьезный прорыв, который мы совершили в прошлому году. В этом году мы будем обсуждать учебные планы, проработаем подходы к программам для магистратуры и аспирантуры. Хотелось бы видеть подвижки и в отношении государства к тому, что мы делаем. Не сомневаюсь, что это произойдет. Ставку в условиях глобальной конкуренции надо делать на отечественных предпринимателей. Об этом сказал в своем послании и президент. А предпринимателей для России надо готовить так, чтобы они были конкурентоспособными на мировом уровне. dme.

Чаще всего читают:

Банк втб Банкротство предприятий строительной отрасли РФ Бизнес для жены Будет ли натуральное возмещение в ОСАГО Вадим погосьян Доллар по 100 рублей мнение экспертов Евросеть НПФ европейский Зарплата руководителя госучреждения не больше Зарубежные журналы по хэндмэйд Индексация пенсий перед сентябрьскими выборами Инком средняя стоимость аренды по округам Как встретить гостей в кафе? Как отстоять права валютных ипотечников? Как стать олимпийским чемпионом? Как улудшить дичныю финансу? Киндер сюрприз опасен Конференция телетрейд Кто лечил зубы в 2015 году Легализация доходов физических лиц Марат гельман 2015 Мечты приводят к целям Мошенничество на антикварном рынке Недорогаяодежда айвазян Пассивны доход при Почему билеты на поезд дорожают? Реестр обманутых дольщиков Сделай за меня Фишки деда мороза Что купить в интернете для продажи?

Юрий Рубин

1 Статья

Президент РАОП, профессор, член-корреспондент РАО, ректор Университета «Синергия».

Последние статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться через
или ввести "Имя" и "Email" в форме комментариев.

*

Наверх

Спасибо!