USD - 58.13   0.03    EUR - 69.77   0.09

Можно ли обучить предпринимательству?

 •  Пятница, 26.02.2016, 12:47

Можно ли сформировать предпринимательские компетенции


Предпринимательство — неотъемлемая часть российской экономики, естественный драйвер социально-экономических отношений. А в условиях кризиса, на фоне ставки на импортозамещение его роль только возрастает. Российские университеты выступают за формирование в стране системы предпринимательского образования. Можно ли обучить предпринимательству и какие компетенции развивать будущим бизнесменам, рассуждал Юрий Рубин, профессор, ректор Университета «Синергия».


Можно ли сформировать предпринимательские компетенции

Нет образования, нет бизнеса

Согласно данным ВЦИОМ, 23% россиян обнаруживают устойчивое желание к открытию собственного бизнеса. Однако это желание наталкивается на низкий уровень компетентности предпринимателей, что обуславливает невысокий уровень выживаемости российских компаний.

По информации GEM — Глобального мониторинга предпринимательства, лишь 33% способны пережить рубеж 3,5 года активной деятельности.

Причина в том, что основная масса людей, находящихся сегодня в трудоспособном возрасте, предпринимательству никогда не обучалась.

По данным Национального отчета GUESSS (Глобальное исследование предпринимательского духа студентов), 60% опрошенных студентов российских вузов признали, что во время обучения у них не было ни одного курса по предпринимательству, а остальным 40% предлагался один курс на выбор. Между тем, более 30% опрошенных выразили готовность посвятить учебное время курсам и программам по предпринимательству.

Самозанятость — выход в кризис

Но можно ли обучить предпринимательству, если, по оценкам ученых, только 10% людей могут стать успешными предпринимателями? Оказывается, можно. Наверное, далеко не все достигнут высот Билла Гейтса. Но в условиях кризиса экономики и массовой безработицы между талантливыми и не очень склонными к занятию предпринимательством людьми мало различий. Их не берут на работу, и часто единственный выход — создание своего бизнеса, самозанятость. Так многие становятся предпринимателями, а дальше — как получится. Предпринимательство можно сравнить со спортом — есть массовый спорт, а есть спорт высших достижений. Поэтому и обучать молодежь предпринимательству надо по-разному.

В мире предпринимательству уже давно обучают в университетах и колледжах.

А в России это лишь краткосрочные курсы и бизнес-тренинги. В организации системы предпринимательского образования в бакалавриате и СПО отсутствуют как базовая концепция, так и стандарты обучения предпринимательству. Предпринимательство в России не признано пока самостоятельным направлением профессиональной деятельности. Такого признания нет ни на официальном уровне, ни в повседневном отношении к предпринимательству со стороны органов власти и рядовых граждан. Отсутствуют также профессиональные стандарты предпринимательской деятельности.

Для изменения такого положения дел и разработки приемлемой модели предпринимательского образования в России в 2008 г. создана Национальная ассоциация обучения предпринимательству (РАОП). Она объединяет преподавателей российских вузов и колледжей, занимающихся обучением предпринимательским дисциплинам. Наиболее активные члены ассоциации — преподаватели МГТУ им. Баумана, МГУ им. Ломоносова, УрФУ, НИУ ВШЭ, Московского финансово-промышленного университета «Синергия», Казанского национального исследовательского технологического университета, Института «МИРБИС», СПбГУ и др.

Чему учить будем

Наш университет первым в России начал апробацию модели обучения предпринимательству, разработку которой РАОП завершила в 2014—2015 гг. В процессе работы изучен имеющийся российский и зарубежный опыт, практики реализации соответствующих образовательных программ, а также учтены мнения российских предпринимателей относительно компетенций, необходимых для современной конкурентоспособной деятельности.

Среди профессиональных компетенций предлагается выделить учреждение и создание нового бизнеса, ведение и развитие бизнеса, прекращение участия в бизнесе, а также компетенции в области проектной, инновационной, коммуникационной и конкурентной деятельности. Наряду с перечисленными у будущих предпринимателей должны быть также сформированы компетенции в сферах права, экономики, финансов, внутрифирменного менеджмента, продаж, аналитики, хранения, производства, переработки, накопления и передачи информации, а также такие гибкие общепрофессиональные компетенции, как, например, умение работать в команде или преодолевать стрессы.

Важно, чтобы в процессе обучения студенты овладели знаниями региональных и зарубежных рынков, научились действовать на них в соответствии с их особенностями и традициями делового оборота.

Например, при подготовке предпринимателей на Дальнем Востоке, нужно понимать, что им предстоит иметь дело с китайским бизнесом, а значит, понадобится не только знание китайской экономики, но и владение китайским языком и понимание восточного менталитета.

И в колледже, и в вузе

Модель обучения предпринимательству, предложенная РАОП, может быть использована для создания образовательных программ на разных уровнях — от среднего профессионального образования до высшего и дополнительного профобразования. Так, например, для бакалавриата такая программа могла бы включать учебные курсы по истории предпринимательства в России и за рубежом, управлению собственным бизнесом, стартапам, маркетингу, конкуренции, праву, психологии, антимонопольному регулированию, бизнес-моделированию, слияниям и поглощениям, аутсорсингу, франчайзингу и др. А программа СПО могла бы быть направлена на подготовку индивидуальных предпринимателей и предусматривать такой набор дисциплин: «Основы предпринимательства», «Общий менеджмент», «Бухучет, налоги и налогообложение», «Тренинг по развитию предприимчивости» и др. Важная роль в программах обучения предпринимательству отводится различным видам практик.

Практическое завершение работы над проектами типовых программ по обучению предпринимательству для бакалавриата и системы предпринимательского образования, а также программ по социальному предпринимательству — это серьезный прорыв, который мы совершили в прошлому году. В этом году мы будем обсуждать учебные планы, проработаем подходы к программам для магистратуры и аспирантуры. Хотелось бы видеть подвижки и в отношении государства к тому, что мы делаем. Не сомневаюсь, что это произойдет. Ставку в условиях глобальной конкуренции надо делать на отечественных предпринимателей. Об этом сказал в своем послании и президент. А предпринимателей для России надо готовить так, чтобы они были конкурентоспособными на мировом уровне. dme.

Юрий Рубин

1 Статья

Президент РАОП, профессор, член-корреспондент РАО, ректор Университета «Синергия».

Последние статьи

Наверх

Спасибо!