Аттракцион невиданной щедрости, или Как подарили Уралсиб

Аттракцион невиданной щедрости, или Как подарили Уралсиб

4958 6 ноября, 2015 год

Отечественным «форбсам» часто приписывают владение несуществующими капиталами. Да, часто они сугубо виртуальны, и лишившийся своего бизнеса условный миллиардер мгновенно превращается в персонажа сказки Андерсена «Новый наряд короля». Наш эксперт Александр Хаминский, глава Республиканского юридического общества, в своей колонке рассказал, что, как и почему произошло с банком Уралсиб.

Хороший бизнес

Николай Цветков всегда был очень системным бизнесменом. Ведь доходы в бизнесе складываются, прежде всего, из увеличения выручки и снижения расходов. В банковской деятельности речь идет о максимально широком предложении услуг, в том числе, связанных с расчетно-кассовым обслуживанием, частным банкингом, грамотным вложением свободных денежных средств в финансовые активы, возможностями привлечения «денежных» клиентов и использования собственных средств для решения оперативных задач. И, конечно же, не обойтись без разумного соблюдения баланса между количеством отделений и филиалов и их доходностью. Также огромную роль играет система управления персоналом, позволяющая как работать, так и эффективно сокращать издержки.

С этими вопросами у Цветкова всегда был полный порядок: сказались военно-техническое образование и приличный опыт работы на фондовом рынке. Он мог самостоятельно оценивать и контролировать внедрение любых бизнес-процессов в банке и родственных компаниях. Но затем — чрезмерно увлекся, точнее, стал жертвой своих же увлечений. Возвел в культ ЗОЖ — до такой степени, что это стало мешать ведению основного бизнеса.

Нецелевые расходы

Вложения в клиники, производство экологически чистых продуктов питания, изменение стандартов и алгоритмов работы сотрудников не могли не сказаться на доходности банка. Снижались остатки денежных средств, ухудшалась отчетность, ведь многие вложения были оформлены через кредиты, ставшие невозвратными. Конечно же, крупные клиенты начали покидать банк. И в результате произошло то, что произошло.

Ещё год назад проблемы Уралсиба оценивались в «смешные» (по сегодняшним меркам) 7–8 млрд рублей. Однако проведенная ЦБ проверка выявила недоначисления резервов по сомнительным кредитам еще на 10 млрд, и банк оказался на грани лишения лицензии.

В поисках денег

Цветков был вынужден собрать практически все активы — денежные, производственные, финансовые — и произвести докапитализацию банка почти на 18 млрд рублей. Но даже столь активные действия не привели к восстановлению нормативов, установленных ЦБ. Причина проста: акции собственных предприятий, находящихся в предбанкротном состоянии, и земля, оцененная значительно выше её реальной рыночной стоимости, не могут оживить работу финансовой организации. Нужны деньги.

Несколько месяцев назад были проведены переговоры с владельцем Московского кредитного банка Романом Авдеевым о покупке им контрольного пакета акций Уралсиба, но стороны банально не сошлись в цене. Авдеев хотел формально уплатить 1 рубль, а Цветкову нужны были реальные деньги и возможность оставить ликвидные активы за собой.

Так мы и подошли к тому, что появилась дилемма: санация или банкротство. Причем от мнения г-на Цветкова уже ничего не зависит. По моему личному мнению, государство фактически подарило банк Уралсиб Владимиру Когану. Вложения Агентства по страхованию вкладов (АСВ) существенно перекроют потребности банка и в капитале, и в реальных деньгах. И если ранее говорилось об условиях вложений 50/50 между инвестором и АСВ, то сейчас сложилась иная ситуация. Коган фактически выкупает у Цветкова на своих условиях более 75% акций банка, одновременно получая на льготных условиях долгосрочный кредит АСВ в размере 82 млрд рублей.

Глава Республиканского юридического общества.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 74217
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19179
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13321
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9870