Импортозамещение не привело к снижению цен на продукты

4530 7 сентября, 2016 год

По мнению главы правительства РФ Дмитрия Медведева, импортозамещение привело к тому, что магазинах стало больше качественных отечественных продуктов, которые более доступны по цене, чем импортные.

«Результаты успехов сельского хозяйства каждый гражданин нашей страны может оценить лично, когда покупает продукты. Люди видят, что политика импортозамещения действительно дает свои результаты», — цитирует RNS Дмитрия Медведева.

Как ранее писал DailyMoneyExpert, число российских региональных поставщиков в федеральной торговой сети «Лента» за год выросло на 27%. В группе компаний «Дикси» доля товаров российского производства в ассортименте социально значимых категорий, попавших под запрет, увеличилась. В магазинах «Виктория» и «Мегамарт» она выросла на треть и достигла 80–90%. 50% ассортимента томатов на полках «Ашана» — продукция российских производителей.

Однако, по мнению экспертов, говорить о том, что цены на продукты упали, несколько преждевременно. С осени продукты будут дорожать. Программа импортозамещения в России только набирает обороты, реальные результаты можно увидеть лишь через несколько лет.

Марк Гойхман, аналитик ГК TeleTrade:

Рост курса доллара к рублю с 2014 года привёл к резкому подорожанию импортных продуктов питания. Это увеличило спрос россиян на отечественные продукты и их производство. Однако нельзя назвать такое повышение существенным. По данным Росстата, в январе-июле 2016 г. сельхозпроизводство выросло в России на 3,2% по сравнению с тем же периодом 2015 г. (в прошлом году прибавление составило 3%). Действительно, сельское хозяйство в условиях кризиса развивается быстрее, чем промышленность и сфера услуг (объём промпроизводства в январе-июле вырос на 0,2% , услуг – на 0,7%). Частично этому способствует и замещение импортных товаров отечественными. Однако снижения цен по основным группам продуктов не происходит по сравнению, например, с предыдущим годом. За 7 месяцев 2016 года продовольствие в целом подорожало на 6,1% по сравнению с этим периодом 2015 г. Из всех видов продуктов снизились цены на мясо и птицу – на 1,2%, и не изменились – на плодоовощную продукцию. В то же время хлебобулочные изделия подорожали на 7,2%, крупы – на 8,8%, молочные продукты – на 7,4%, рыба – на 10%.

Таким образом, цены на отечественное продовольствие выигрывают против импортного только с учётом подорожания последнего из-за повышения курса валюты. Но и «отечественные» цены растут! Широкого импортозамещения пока не происходит, учитывая невысокое увеличение производства сельхозпродуктов в России.

Примером импортозамещения можно признать производство мяса, поскольку эта группа товаров имеет и значимый рост производства (8,3%), и одновременно удешевление. То есть здесь явная причинно-следственная связь: выпускаем больше товара –замещаем импорт – снижаем цены.
Что касается происходящего в июле-августе уменьшения цен на фрукты-овощи, оно связано с общим сезонным фактором, когда падают цены и на российскую, и на импортную продукцию.





Станислав Черкасов, президент ПАО «Соль Руси», эксперт потребительского рынка и ценовой политики:

В каких-то отраслях импортозамещение идет медленнее, в каких-то – быстрее. К примеру, в соляной промышленности удалось заместить часть импорта соли из Украины за счет наращивания мощностей отечественных предприятий. Напомню, что в январе 2015 года Роспотребнадзор приостановил импорт в Россию пищевой соли украинского предприятия «Артемсоль», летом того же года были введены ограничения еще и на ввоз технической соли данного производителя. Несмотря на то, что в мае этого года запрет на импорт украинской соли был снят, сейчас в Россию импортируют не более 170 тыс. тонн – это примерно треть от прежнего объема. Во многом ограничения на ввоз украинской соли связаны с тем, что за это время российские предприятия научились покрывать собственные потребности.

Что касается нулевой инфляции, то она уже закончилась, и традиционно, начиная с осени, продукты питания будут только дорожать. Несмотря на то, что государство старается сдерживать рост цен на основные товары потребления, российские маркетологи не упускают шанса заработать на потребителях, накручивая даже на самые недорогие товары наценку от 300 до 2500%.

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71866
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18868
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13059
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9761