ОСАГО может стать дешевле

6105 19 ноября, 2015 год

Председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в рамках рабочей встречи с представителями Всероссийского союза страховщиков (ВСС) распорядилась приступить к разработке «дорожной карты» по либерализации тарифа ОСАГО. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на выступление главы ВСС Игоря Юргенса.

На форуме «Будущее страхового рынка России» Игорь Юргенс подчеркнул, что на сегодняшний день затрудняется прогнозировать, какое количество времени может уйти на организацию перехода к свободному тарифу ОСАГО, однако добавил: «Теоретически это сделать возможно за три дня. За сколько времени это можно реализовать по политическим и другим социальным причинам — это вопрос».

Участники рынка положительно относятся к данному решению, однако некоторые считают, что рынок пока не готов к такому шагу.

Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование»:


Движение в сторону либерализации рынка ОСАГО, начатое регулятором с установления тарифного коридора, было воспринято рынком крайне позитивно. Продолжение этого движения – абсолютное благо как для страхователей, так и для страховщиков. В случае либерализации тарифов каждый потребитель ОСАГО получит справедливый тариф и максимальное качественное обслуживание: урегулирование убытков – то, на что больше всего обращают внимание клиенты, а также сервис продажи.

Разумеется, что установлению свободного тарифа должна предшествовать серьезная подготовительная работа. В частности, это очищение рынка от недобросовестных участников, которые могут использовать свободный тариф в целях сбора денег и ухода с рынка без исполнения обязательств, в определенной степени решение проблемы автоюристов, которая порождает высокую убыточность данного вида, также методологические вещи, например, создание свободного договора, в котором будет установлен минимальный пакет услуг, получаемый потребителем ОСАГО, и другие вопросы.

Вопрос движения тарифов вследствие полной либерализации, разумеется, актуален. Достаточно сложно сейчас предсказать, как именно будет складываться ситуация с рентабельностью вида к моменту, когда тарифы могут стать свободными, но повсеместный резкий скачок стоимости ОСАГО маловероятен при условии, что тарифы будут корректироваться вместе с изменением стоимости запасных частей, определяемых справочниками.




Андрей Барсуков, зам. генерального директора Русского АвтоМотоКлуба (РАМК):


Данное нововведение либерализации тарифов ОСАГО – это обращение взора руководства ЦБ к успешному опыту иностранных страховых рынков. Европейской системе страхования ответственности автовладельцев уже более 85 лет. Во всех странах на первое место ставятся интересы клиента-страхователя, а не страховой компании (как это стало в России). Ни в одной стране Европы нет государственной тарификации ОСАГО – тарифы формируются рынком, и каждая страховая компания формирует их самостоятельно. При этом на выплаты в среднем направляется 90% от собранных ими страховых премий. Доход страховщика помимо остающихся ему 10%, идущих на расходы на ведение дела (так называемое РВД), формируют прежде всего начисляемые проценты от временного размещения собранной премии и страховых резервов на финансовых рынках. К сожалению, российская действительность не в пользу клиентов – за 11 лет существования системы ОСАГО клиентам возвратилось в виде выплат всего лишь 53% собранных с них сумм по этому виду страхования, а оставшиеся почти 250 млрд руб. стали доходом страховщиков.

Кстати, ЦБ не одинок в своем желании этого нововведения: около недели назад на сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) начался сбор голосов граждан под предложением реформирования системы ОСАГО, а именно снижения тарифов за счет установления планки выплат не менее чем в 80% от собранных денежных средств. Если инициатива наберет 100 тысю голосов – она поступит на рассмотрение к экспертам Правительства России, после чего может быть принято решение о ее реализации, если, конечно, ЦБ не воплотит ее в жизнь ранее.




Сергей Ковальчук, генеральный директор Либерти Страхование:


По моему мнению, цены на полисы ОСАГО снизятся для тех, кто ответственно управляет автомобилем и имеет безаварийную историю страхования. Одной из проблем станет вопрос: что делать с уклонистами? То есть с теми автовладельцами, кто из-за количества аварий по собственной вине получит максимальный тариф по ОСАГО и не захочет приобретать полис.

Главная цель либерализации — снижение цен на полисы ОСАГО для клиентов.

Но рынок не гоотв к этому, так как на данный момент не завершены основные реформы страхового рынка, проводимые РСА под руководством Центробанка относительно ОСАГО. Реформы должны завершиться и в других сферах: капитализация, платёжеспособность страховых компаний и т.д.




Николай Галушин, первый заместитель председателя правления СОГАЗа:


Либерализация ОСАГО, предполагающая постепенный переход на свободное ценообразование, является наиболее логичным развитием этого вида страхования в России. Процесс либерализации тарифов может быть полностью реализован в течение примерно трех лет, и это будут комфортные сроки для всех сторон – и для регулятора, и для автовладельцев, и для страховщиков.

Первые шаги в направлении либерализации ОСАГО уже предприняты: в апреле 2015 года тарифный коридор в этом виде страхования был увеличен с 5% до 20%. Однако эта вилка недостаточна для обеспечения справедливого тарифа каждому автовладельцу, поскольку тариф устанавливается в отношении всей совокупности физических или юридических лиц на отдельной территории. Вполне логичным следующим шагом может быть свободное применение любого значения тарифа внутри коридора для конкретного водителя на конкретной территории. Это даст возможность индивидуально устанавливать тарифы для каждого водителя в зависимости от его опыта вождения и страховой истории. Затем может быть введено полностью свободное ценообразование.

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73697
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19112
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13266
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9852