Александр Ларьяновский

Александр Ларьяновский

4449 30 мая, 2016 год

Онлайн-образование перестало быть чем-то удивительным: так мы учим языки, осваиваем дополнительные навыки, получаем второе высшее. По мнению Александра Ларьяновского, управляющего партнера онлайн-школы SkyEng, в дальнейшем онлайн-образование продолжит рост, в первую очередь, за счет офлайн-образования, а не в партнерстве с ним. Куда двигаются современные образовательные технологии, какое образование требуется сейчас и имеют ли значение для обучения культурные различия, Александр рассказал в интервью DailyMoneyExpert.

Александр, несколько слов расскажите, пожалуйста, что такое SkyEng сейчас.

Мы обучаем иностранному языку онлайн. У нас учится 4300 человек, их обучают 400 преподавателей. Видеоуроки проходят один на один с преподавателем на платформе Vimbox. В штате около 100 сотрудников. 95% штатных работников и 100% преподавателей живут и работают на дому, на 4 континентах в 15 странах.

Есть ли у вас какие-то интересные наработки, открытия, которые помогают расти и развиваться?

Да, конечно. Например, мы выявили, что студент реже бросает занятия, если совпадает по темпераменту с преподавателем. Мы научили методистов вводных уроков определять темперамент человека. Конечно, не точно, но достаточно, чтобы «схожие пары» ощутимо увеличили срок обучения.

Также мы заметили, что часть клиентов не отвечает на наши звонки с «городского номера». Мы настроили дополнительный «контрольный» звонок-проверку с номера мобильного телефона, при помощи которого удаётся привлечь 40 клиентов в месяц.

В остальном, наши клиенты — это такие же клиенты образовательного учреждения, и мы работаем как образовательный кластер с предсказуемым результатом.

Что такое EduTech, что он в себя включает?

Начнем так. Проще всего делить образовательный рынок с точки зрения рынка, где есть сосредоточение денежных масс. В образовании они совершенно точно есть, и если мы говорим про Россию, то кризис будет влиять на размер финансирования университетов в последнюю очередь, потому что родители будут вкладывать в детей до последнего.

Кризис будет влиять на размер финансирования университетов в последнюю очередь, потому что родители будут вкладывать в детей до последнего.

Но он делится на 2 группы: тех, кто работает с отличниками (мотивированной аудиторией), и двоечниками (плохо мотивированной аудиторией). Двоечников больше, отличники — денежнее.

Второй рынок — рынок языков, тут тоже все понятно, люди вкладывают в себя. Третий рынок — самый шумный и самый безденежный — это рынок MOOC-ов (многопользовательских курсов), там пока не нашли правильного формата монетизации. Даже Coursera — тоже не нашли. Одна из ключевых проблем — принимают или не принимают работодатели сертификаты этих курсов в качестве подтверждения образования. Что дают эти курсы? Там пока нет крутых сдвигов, но нельзя сказать, что это гиблая тема. Это все, что касается рынка EduTech на сегодня.

По вашей оценке, куда идет образование, как меняется сам процесс обучения?

Мне кажется, все идет в сторону персонификации. Возьмем на примере медиа: раньше было четкое понимание СМИ — это газеты, радио, телевидение. Сейчас мы потребляем нужную информацию через YouTube и Facebook, все смешалось.

С вузами будет то же самое, с образованием будет то же самое. Хотя уже сейчас есть достойные примеры. Например, Андрей Андреев из Новосибирска. У него 15 миллионов просмотров на канале YouTube — это больше, чем у всех онлайн-сервисов вместе взятых. Просмотры на его канале бесплатны, а зарабатывает он на партнерских программах.

Человеку не нужно всё образование, ему нужны какие-то конкретные знания. Зачем учить все подряд в вузе, если вам это всё не пригодится?

Почему движение идет именно в этом направлении?

Человеку не нужно всё образование, ему нужны какие-то конкретные знания. Зачем учить все подряд в вузе, если вам это всё не пригодится? Но традиционное образование к этому еще не пришло. Либо пришло, но пока, сохраняя монопольное положение, они не торопятся измениться. Преподаватели получают часы и ведут работу, иногда преподают те знания, которые устарели, но никто в вузе пока не говорит, что они выполняют ненужную работу. Все получают зарплаты и в общем-то привыкли к сложившейся системе. Ближе к нам стоят офлайн-курсы, которые дают очень нужное образование, предельно концентрированное и без лишних предметов. Каждое занятие стоит денег, и если ученики не считают включенные курсы нужными, они на курсы не придут, поэтому такие занятия очень заточены под рынок.

Получается, традиционное образование перестанет быть статичной величиной?

Все идет к тому, что образование превратится в совокупность курсов, которые можно выбрать, и их привязка к вузу потеряет всякий смысл.

Вот, например, как возник университет: парочке профессоров понравилось быть друг с другом, вокруг них начали появляться ученики, так сложился университет. Никто же не говорит, что это была идеальная модель университета. Но так сложилось, было веками, а сейчас меняется.

Или давайте рассмотрим на примере русского языка: вы 10 лет учили русский язык, но вы используете 30% знаний, то есть из всего выученного мы пользуемся не всем. Если сейчас вы самообразованием занимаетесь, то получаете знания точечно, вы же не всё подряд изучаете! Разумеется, маленьких детей нужно учить базовым предметам, но дальше нужно персонализировать образование.

Онлайн-обучение может быть только индивидуальным, иначе нет эффекта.

И еще важный момент — онлайн-обучение может быть только индивидуальным, иначе нет эффекта. Учитель в массовой школе учит по-среднему, а мы не хотим такого качества образования давать. Это дороже, но эффективнее. Без потери качества учитель может работать 40 часов в неделю. Мы смотрим сколько длился урок, сколько говорил учитель, сколько ученик, говорили ли на английском и какую оценку поставил ученик. Если вдруг не всё хорошо, то запись уходит на проверку ассесору и дальше работаем с учителем.

С какого возраста можно начинать персонализированное образование?

Это вопрос технологий. Думаю, в будущем, как вариант, можно будет просканировать мозг и сказать — к чему склонен ребенок, но пока мы до это не дошли. Раньше как было — профессор мог быть крутейшим экспертом в трех областях, а сейчас это невозможно. Знаний стало столько, что в своей узкой области ты можешь не все знать и не дойти до края. Поэтому возникают совсем узкие специализации, поэтому и персонализацию нужно начинать как можно скорее.

Технологии в образование придут, потому что технологии существуют там, где есть капитал, а в образовании он есть. Технологии дадут инструмент повышения качества образовательной услуги.

Правильно ли делить образование по географии? Я говорю о культурных особенностях населения разных стран.

Я считаю, что биохимия мозга у всех одинаковая, и даже культурные особенности не имеют значения. Нельзя сказать, что жители Европы более восприимчивы к виртуальному формату, чем россияне. Ведь сейчас представители взрослого поколения (бабушки, дедушки) не отказываются видеть своих внуков через Skype и не аргументируют это тем, что не привычны, верно?

Нельзя сказать, что жители Европы более восприимчивы к виртуальному формату, чем россияне.

Я спрашивал парочку подростков, детей обеспеченных родителей, почему им нравится наша школа, почему они выбрали ее и остались. Они сказали, что в традиционной школе учитель довлеет, а здесь этого нет, так как учитель сидит в окошечке виртуальном и воспринимается как партнер, а так учиться легче.

Тесно ли на языковом рынке?

По сосредоточению бюджета, офлайн-образование (то есть традиционные образовательные учреждения) все еще занимает 80% рынка образовательных услуг. Онлайн-образованию тесно на рынке, потому что мы делим клиентов, приходящих из традиционных школ, и их пока не так много. Но это дело времени. Онлайн-образование может вырасти за счет офлайн-образования, и это не совместное развитие точно, потому что мир меняется. Люди хотят потреблять информацию в удобное время, и привязка образования к определенной локации в физическом времени станет рудиментом в современном мире.

Что нового может появиться на этом рынке в ближайшее время?

Должна появиться услуга с предсказуемым качеством. Сейчас, если вы чему-то учитесь, вы не знаете, что получите в конце. Вы надеетесь, что получите то-то и то-то. Вы не знаете сколько времени это займет с точки зрения результата. Конечно, вы покупает курс определенной длительности, но вы не знаете, хватит ли вам его или нет. Если не хватило, еще покупаете и учитесь и так далее, пока не достигните результата. Это в тему сетевых бизнесов. Например, Starbucks. Вы гарантировано знаете, что получите в любой точке мира кофе предсказуемого качества. Образование идет в эту сторону. Например, можно будет измерить кривую вашего обучения и сказать, что для изучения предмета вам понадобится 45 часов, например. И это удобно, и сам клиент может эффективнее рассчитать время и ресурсы.

Высшее психологическое образование. Интересующие темы: экономика, политика, лоббизм, GR.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70464
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18746
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12972
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9708