Алексей Федосеев

Алексей Федосеев

5567 26 мая, 2016 год

Алексей Федосеев — основатель и совладелец, в прошлом генеральный директор, ГК «Инталев» — одного из лидеров российского рынка консалтинга и автоматизации, создатель НПФ «Согласие», запускает новый проект. Приложение AIWONA предназначено для бесплатного размещения объявлений и автоматического подбора подходящих предложений. Как догнать и перегнать Авито, куда уходит постсоветская боязнь делить с кем-то вещи, почему в мире становится популярной новая модель потребления, Алексей рассказал в интервью DailyMoneyExpert.


Приложение AIWONA на первый взгляд похоже на сервисы вроде Авито. Как появилась идея собственного сервиса?

Идея приложения возникла постепенно. Я много времени провожу вне дома и часто пытаюсь заказать еду, вещи или услуги на ходу со смартфона. Мне приходилось долго блуждать по неадаптивным сайтам каких-то компаний, у которых вроде бы было то, что я искал. Приходилось оставлять там заявку, ждать звонка от менеджера, который мог случиться и через пять минут, и через два часа. И, что самое обидное, в половине случаев менеджер говорил, что искомого временно нет в наличии, хотя оно и значится на сайте.

Такая ерунда отнимала много времени, и я задумался, как разрешить эту ситуацию. Конечно, можно скинуть эту обязанность на личного помощника или секретаря, но куда интереснее найти глобальное решение. В итоге, эта идея оформилась в четкое задание: создать мобильное приложение, в котором можно будет, во-первых, автоматически получать информацию о самых подходящих вариантах, а, во-вторых, уведомлять продавцов нужных мне вещей, что я готов у них что-то купить. Приложение должно быть удобным для работы с мобильного и не должно выступать в роли «второго экрана», то есть быть худшей версией сайта, как это пока часто случается.

Какую потребность пользователей вы хотите удовлетворить?

Я уже давно перестал понимать, почему почти у каждого человека есть смартфон, он всегда под рукой, а компании не спешат этим пользоваться? Это ведь абсурдная ситуация: упускать прибыль из-за того, что у вас нет удобного интерфейса для мобильных. Например, зачем мне компьютер, когда я хочу продать какую-то свою вещь? Я ведь сфотографирую ее на смартфон и могу сразу загрузить фото в приложение. Если делать это нужно через сайт, то придется совершать лишние шаги и пересылать фото. Тем не менее, в России мобильные приложения есть, если не ошибаюсь, у трех досок объявлений (а их самих сотни!).

Я уже давно перестал понимать, почему почти у каждого человека есть смартфон, он всегда под рукой, а компании не спешат этим пользоваться?

Я уверен, что сейчас много таких, как я: тех, кто все время торопится и знает, чего хочет. Я думаю, наше приложение удовлетворит потребности именно таких пользователей, а остальные уже подтянутся — никаких ограничений у нас нет.

Почему рассчитываете на успешность проекта? В кризис люди ищут больше возможностей тратить меньше и экономить на покупках?

На самом деле, наше приложение не только для покупки-продажи подержанных вещей. По сути, это площадка — там могут размещаться и интернет-магазины, у которых нет денег на разработку своего мобильного приложения, и частный бизнес — парикмахеры, мастера маникюра, которые работают на дому. Но изначально мы ориентируемся на формат доски объявлений и продажу подержанных вещей. Привлечь пользователя проще, чем привлечь компанию. Когда мы наберем базу пользователей, сможем привлечь и интернет-магазины — технически у нас для этого все готово.

На успех проекта мы рассчитываем, потому что приложение очень гибкое. Гибкость платформы позволит использовать ее для решения разных задач. Некоторые из направлений, которые мы хотим задействовать, в России вообще не развиты — например, сдача вещей в аренду. В Америке для этого есть сервис Rentoid, где можно на день взять или сдать в аренду дрель или палатку. У нас пользователи пытаются сами это вводить: на Авито можно найти объявления о сдаче строительных инструментов в аренду. Но интерфейс к этому не приспособлен, пользователь не знает, что так можно, и не вводит соответствующий запрос — усилия пропадают. К тому моменту, когда мы подключим интернет-магазины, мы станем универсальной платформой: можно будет сразу оценить, выгоднее ли покупать новую вещь, подержанную или взять ее в аренду.

Кризис тоже играет на руку. Россияне в принципе бережливы, а сейчас особенно.

Кризис тоже играет на руку. Россияне в принципе бережливы, а сейчас особенно. Несколько месяцев назад случился бум сервисов для поиска скидок в супермаркетах, экономия сейчас — очень актуальная тема. У нас есть и небольшое преимущество: Авито установила лимит бесплатных объявлений в некоторых категориях для обычных пользователей, и очень многие этим недовольны. Если предложить бесплатный сервис с большим функционалом, интерес наверняка будет.

Как вообще меняются предпочтения населения в кризис? Что происходит?

Я побоюсь использовать слово «предпочтения» — это уже необходимость, а не игры в бережливость. Недавно на глаза попалось исследование компании Nielsen, как россияне распределяли доходы в начале 2016 года. Так вот, 61% россиян отказался от покупок новой одежды, 45% — от электроники, более половины страны экономит на продуктах. Статистики по использованию досок объявлений в 2016 у нас пока нет, но на примере кризиса 2009 года можно говорить о реальном росте продаж в секонд-хендах, комиссионках, на сервисах по продаже подержанных вещей.

Впрочем, на фоне кризиса постепенно уходит постсоветская боязнь делить с кем-то вещи или желание поиграть в новых русских на глазах у соседей, перебиваясь дома кашей на воде. Люди постепенно начинают здраво относиться к своим финансам, сопоставлять доходы и расходы, бояться кредитов и валютной ипотеки. Все больше россиян готово признать, что на одежде и машине можно экономить, не боясь показаться бедным. Молодое поколение этому тоже способствует: эти ребята готовы обменивать вещи на еду и алкоголь в пабликах в социальных сетях, но ездить путешествовать или вкладывать деньги в образование.

На фоне кризиса постепенно уходит постсоветская боязнь делить с кем-то вещи или желание поиграть в новых русских на глазах у соседей, перебиваясь дома кашей на воде.

Насколько я понимаю, это глобальное явление?

В Европе и Америке уже несколько лет говорят о новой модели потребления — Share Economy (совместное потребление). Это как раз та самая аренда вещей, каршеринг, AirBnb, Uber и еще множество разных сервисов и стартапов. За границей идея стала модной и даже символизирует свободный образ жизни, хотя появилась тоже не от избытка денег. Вот и у нас сейчас происходит нечто подобное, только мало кто понимает, что это современная модель потребления, а не просто бедность. Я думаю, в ближайшие несколько лет многие начнут потреблять осознанно, тратить меньше денег на ненужные вещи и рациональнее распоряжаться финансами.

Кого считаете конкурентами? Догнать и обогнать Авито — сейчас это реально?

Наши конкуренты — это доски объявлений. Наверное, из крупных — это Авито и «Из Рук в Руки». Не только потому, что у них огромная аудитория, но и потому, что у них есть свои мобильные приложения. Но их приложения вторичны по отношению к сайту, они дублируют его функции и не всегда делают это удачно. Это так называемый эффект «второго экрана» — пользователь уже привык к сайту и хочет от приложения того же самого. Но это невозможно, мобильный интерфейс — это другая логика взаимодействия.

Мы надеемся, что сможем предложить новый продукт, которому не нужно копировать уже существующий сервис. Пользователь не будет ожидать от нашего сервиса повторения каких-то функций, он сможет научиться работать с ним с чистого листа. Это, конечно, очень амбициозно прозвучит, но мы хотим научить людей пользоваться такими приложениями по-новому.

Я думаю, в ближайшие несколько лет многие начнут потреблять осознанно, тратить меньше денег на ненужные вещи и рациональнее распоряжаться финансами.

Насчет того, чтобы догнать Авито, пока боюсь загадывать. Но, мне кажется, первое время мы не будем конкурировать напрямую. Несмотря на то, что смартфон есть почти у каждого, покупать с его помощью многим пока непривычно. Поэтому, думаю, на первом этапе у нас чаще будут искать небольшие вещи и недорогие услуги, а за покупкой машины пойдут на Авито. Прямая конкуренция начнется, когда люди привыкнут покупать через приложение, и уже не будут бояться искать там дорогостоящие варианты.

Что дадите пользователю, чего нет у существующих проектов (кроме бесплатности)?

Думаю, что это некая универсальность — формат позволяет гибко работать с разными объявлениями, и от частных лиц, и от компаний, о продаже вещей или услуг, и от тех, что кто-то готов их купить. И Авито, и «Из Рук в Руки» представляют объявления в виде пролистывающейся ленты — как и пятнадцать лет назад. Пользователи привыкли к этому, поэтому площадки не рискуют что-то принципиально менять — боятся потерять в посетителях. Мы — молодой сервис и сможем сделать все современно, в принципе не используя какой-то статический набор объявлений. Все наши подборки будут формироваться под конкретного пользователя, а не просто запрос, и будут динамическими.

В общем, старая песня на новый лад. Но сейчас, когда недовольных Авито становится больше, можно поймать удачный момент. Есть и прямой конкурент — молодое приложение для купли-продажи вещей (простите, не стану называть название), но оно сильно проще — нет никаких возможностей для компаний, нет функции автоподбора, сортировка возможна только по одному из параметров. Их преимущество, конечно, в том, что они запустились раньше, но мы надеемся быстро обогнать их — за счет более крутого функционала. Пользователям все равно, где покупать — лишь бы был товар. Поэтому первые месяцы будем очень активно стимулировать пользователей выкладывать свои объявления, чтобы им было интересно взаимодействовать друг с другом.

В одном из ваших интервью прочла, что планов по монетизации пока нет. В чем смысл тогда? Сбор данных? Анализ тенденций?

О монетизации разговоров пока действительно нет. Сервис запускается и будет работать на мои деньги (у меня есть успешный бизнес в сфере консалтинга и автоматизации). Мы хотим сперва понять, удастся ли нам выстрелить так, как задумано, станет ли приложение реально полезным для людей. Заработать на этом мы еще успеем. По результатам работы за первые несколько месяцев будем думать и искать способы, которые наименее печально отразятся на пользователях. Пока есть несколько идей, но они сырые. Мы точно не хотим зарабатывать на рекламе, это то, что меня раздражает в приложениях.

Мы точно не хотим зарабатывать на рекламе, это то, что меня раздражает в приложениях.

С другой стороны, превращаться в сервис типа Авито, который позиционирует себя как бесплатный, а на деле постоянно просит денег, тоже не хочется. Будем смотреть, как пользуются приложением, и думать, как можно это реализовать. Возможно, все кончится прозаичной платой за продвинутые аккаунты для компаний, но пока мы надеемся этого избежать. Кстати, в будущем планируем подключить возможность оформления и оплаты заказа внутри приложения — вот тогда можно будет зарабатывать на комиссии, это самый нераздражающий способ монетизации.

Каковы затраты на разработку?

Я пока не очень хочу называть конкретные цифры, но если интересно, то можно прикинуть самостоятельно. Сейчас у нас в команде более 15 человек, есть несколько фрилансеров, привлекаемых на второстепенные задачи, плюс часть маркетинга мы будем отдавать на аутсорс. В команде у нас несколько программистов, UI/UX дизайнер, тестировщик, маркетологи. Основная статья расходов на данный момент — разработка серверной части, какие-то деньги мы потратили на создание сайта, съемку видеоролика, который скоро выпустим, скоро будут большие бюджеты на рекламу.

Насколько ваш проект укладывается в современные тренды e-commerce?

Думаю, отлично. Тренды e-commerce определяют по-разному, но объективно мнения сходятся на том, что это мобильные покупки, социализация, персонализация, bigdata и объединение взаимодополняющих сервисов. Говорят и о виртуальной реальности, но до России это дойдет, в лучшем случае, через пару лет. Как мне кажется, наша идея вписывается в эти тренды: мы запускаемся в формате мобильного приложения, интеграцию с социальными сетями подключим — можно будет приглашать друзей, делиться объявлениями. С big data и персонализацией придется подождать, собрать данные и подумать, как мы можем усовершенствовать сервис на этой основе. Может быть создать отдельную страницу с объявлениями, которые потенциально интересны покупателю. Например, показывать летнюю резину в мае тем, кто покупал через наш сервис машину. Над этим придется подумать, но тут нет ничего невозможного. Сервисы для доставки и оплаты продукта мы тоже подключим, так что будет современно и удобно.

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70430
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18745
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12970
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9707