Кирилл Попов

Кирилл Попов

6993 18 мая, 2016 год

В России пока только 8% населения регулярно совершают пожертвования в пользу благотворительных организаций. Однако, Кирилл Попов, директор по фандрайзингу Благотворительного фонда Константина Хабенского, считает, что сфера благотворительных организаций переживает сейчас активный рост. В интервью DailyMoneyExpert он рассказал, как опыт работы в банках помогает добиваться успеха в благотворительной сфере и почему люди в нашей стране готовы помогать всегда, независимо от дохода.


Кирилл, вы пришли в сферу благотворительности из чисто коммерческой отрасли — банковской. Помогает ли ваш опыт в банковской сфере развивать Благотворительный фонд?

Да, помогает. В первую очередь, в части клиентской работы. Мы работаем с коммерческими организациями, и именно опыт работы в банковской сфере помогает мне разговаривать с партнерами «на одном языке», эффективно взаимодействовать, запускать качественные и интересные финансовые продукты с благотворительной составляющей.

Кроме того, работа в банковском бизнесе за счет своей регламентированности и особого внешнего и внутреннего контроля формирует самодисциплину. Еще один плюс — умение хорошо считать и относиться к деньгам как к финансовому инструменту: иметь четкое понимание того, какое количество средств и на какие цели нам потребуются. Такой подход — основа для успешного привлечения инвестиций.

Коммерческая организация может выбирать агрессивные формы продвижения своей деятельности, в то время как НКО опирается, прежде всего, на осознанный выбор человека.

Работа в банковской сфере — универсальный опыт, который полезен при взаимодействии с любым сектором экономики. Он дает определенную свободу и широкие возможности для развития.

Какие сходства вы находите в деятельности коммерческой и некоммерческой организаций?

Сходства очевидны: везде работают люди, поэтому все, что связано с выстраиванием деловых, рабочих и человеческих отношений здесь, безусловно, схоже. Схоже и организационное управление: в некоммерческих организациях как и в коммерческих необходим бухгалтерский учет, юридическая поддержка, аудит. На мой взгляд, по основным операционным функциям коммерческие и некоммерческие организации также должны быть схожи. Вопрос лишь в поведении организаций на рынке: здесь есть отличия. Коммерческая организация может выбирать агрессивные формы продвижения своей деятельности, в то время как НКО опирается, прежде всего, на осознанный выбор человека.

Как вы пришли в благотворительность? Люди, которые работают в банках, как правило, оттуда не возвращаются, часто банкир — это уже не просто профессия, а образ жизни.

В последние годы в банковском секторе происходит серьезный процесс стагнации. Как раз в этот период у меня появилась возможность применить знания и навыки в той сфере, которая требует развития и переживает бурный рост — в благотворительности. Оставаться в одной сфере всю жизнь — не самоцель. В этом смысле для меня, в первую очередь, значение имеет профессиональная самореализация: если ты хороший менеджер, то ты можешь пробовать себя в разных отраслях экономики. Если специалист не видит развития в рамках узкого профиля отдельного финансового направления банковского сектора, то он может реализовывать потенциал в другой области.

Оцените, пожалуйста, текущее состояние благотворительности в России. Что может обеспечить ей дальнейшее развитие?

Повторюсь, благотворительность в России находится на этапе бурного роста и развития. Это связано с институциональной спецификой: потенциал благотворительного сектора в РФ оценивается в 1,5 трлн руб. На сегодняшний день, по разным оценкам, фактический объем этого рынка составляет всего 50–70 млрд руб. Исходя из этой дельты, понятно, что перспективы роста существенные. Несмотря на ряд негативных внешнеэкономических факторов, сектор переживает серьезный рост.

Потенциал благотворительного сектора в РФ оценивается в 1,5 трлн руб.

Быстро происходит внедрение новых инструментов, один из которых был привнесен нашим Фондом — это инструмент повседневной благотворительности. Мы предложили коммерческим организациям не выделять деньги из собственного бюджета или прибыли, а интегрировать благотворительность в свои продукты и услуги, тем самым становясь «мостиком» между обществом и благотворительными фондами. Таких примеров много: и в онлайн-технологиях, и в фандрайзинговых решениях. Поэтому я считаю, что у благотворительного сектора огромные перспективы. Главная задача — иметь достаточную гибкость, чтобы меняться вместе с растущим рынком.

Будущее благотворительности я вижу в вовлечении широких слоев населения в деятельность благотворительных фондов — на сегодняшний момент лишь 8% населения регулярно совершает пожертвования. Существует огромный потенциал для дальнейшего роста, однако для него необходима системная работа над повышением прозрачности работы благотворительных фондов и над расширением спектра проблематик, с которыми они работают. Цели и задачи фондов должны быть понятны людям, они должны иметь возможность самостоятельно оценивать эффективность их работы.

Как сегодня люди относятся к благотворительности? Активно ли откликаются на просьбы о помощи?

У нас люди всегда очень открыты по отношению к благотворительности: они откликаются и готовы помогать, вне зависимости от своего местонахождения, уровня доходов и так далее. Это исторически сложившаяся национальная черта. Ярким подтверждением является тот факт, что за 2015 год, который был весьма непростым с экономической точки зрения, рост привлеченных нашим Фондом пожертвований составил 70%. И итоги первого квартала этого года также внушают оптимизм.

Справка


Кирилл Попов — директор по фандрайзингу Благотворительного фонда Константина Хабенского. С 2000 года в розничном банкинге Хоум Кредит, СКБ Банк. Позиции: маркетинг, продажи, HR. В 2014 году получил I место, по мнению VISA, за лучший благотворительный карточный продукт. Кирилл разработал программу «Повседневная благотворительность для банков». С 2015 года развивает партнерскую программу с банками в Благотворительном Фонде Константина Хабенского. По итогам 2015 года обеспечил рост привлечения средств на благотворительные программы Фонда на 70%.

Благотворительный Фонд Константина Хабенского занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями головного мозга. Основные направления работы Фонда: помощь в организации обследования и лечения детей, покупка медикаментов, организация реабилитационных программ, помощь профильным отделениям российских медицинских учреждений, повышение квалификации врачей и информационная работа с родителями, направленная на улучшение ранней диагностики тяжелых заболеваний головного мозга.

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70496
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18746
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12975
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9709