Итоги года-2018: передел в образовании

Итоги года-2018: передел в образовании

2174 10 Январь, 2019 год

Уроки астрономии и шахмат для школьников, обязательный курс «дефектологии» для будущих учителей, онлайн-образование и разделение Министерства образования и науки на два отдельных министерства – вот основные новости прошедшего года.

Разделение министерства – развод по обоюдному согласию

В середине года педагогам предложили проект, согласно которому одни образовательные учреждения будут подчинены Министерству просвещения, а другие Министерству высшего образования и науки. Педагоги новость восприняли по-разному. Одни были в восторге от новации и прогнозировали, что это позволит по-настоящему развивать российскую науку и приведет к технологическому прорыву страны в целом. Другие опасались, что теперь связь между школой и вузами будет утрачена, да и денег на образовательные расходы поубавится. Но развод, к которому российское образование готовили практически 10 лет, состоялся. «Школьным» министром оставили Ольгу Васильеву, которая до этого руководила министерством в целом. А министром «вузов и науки» стал Михаил Котюков.

ЖАННА РЫЖОВА: «В КРИЗИС СПРОС НА ОБРАЗОВАНИЕ РАСТЕТ»

Однако пока стороны продолжают делить сферы влияния. И даже спустя полгода продолжают утрясать все вопросы. Оба министерства признают: процесс трудный, и потому к концу 2018 все поделить не успели.

«Мы разделялись прежде всего финансово и практически завершили этот процесс к концу года. С 1 января можно будет более-менее нормально работать», – пояснила замглавы министерства просвещения Ирина Потехина.

На местах особых перемен пока ощутить не успели, но оба министерства заверяют, что они будут.

Телескоп под мышкой, шахматы в портфеле

Обещанные в прошлом году обязательные для школьников уроки астрономии и шахмат пока еще введены не во всех школах, даже в столице. Но есть очень положительные примеры региональной активности. По словам президента Российской шахматной федерации (РШФ) Андрея Филатова, самым успешным «шахматным регионом» стал Ханты-Мансийский автономный округ. Первоклассники ХМАО вовсю изучают названия фигур и готовятся к соревнованиям: «Именно в ХМАО в 2019 году пройдет Кубок мира по шахматам, а в дальнейшем и Олимпиада. Кроме этого региона успешно внедряют шахматные уроки в Татарстане, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Кемерово, на Алтае, в Псковской, Челябинской, Новосибирской и Свердловской областях, Забайкальском крае и Крыму. И конечно, в Москве», – добавил Андрей Филатов.

В будущем году лучших шахматистов-школьников планируют собрать в «Артеке». Массовое внедрение уроков шахмат перенесли тоже на 2019 год.

Что касается астрономии, то ее изучают выпускники и студенты вузов. Космические проекты молодежи уже на рассмотрении в НИИ, и как шутят сами астрономы, еще немного и можно будет вернуться к мечте о «выращивании яблок на Марсе». А пока выпускникам непрозрачно намекнули, что среди вопросов ЕГЭ по физике будет несколько тех, которые относятся к теме астрономии.

ЕЛЕНА РЫЖЕНКОВА: «СОВРЕМЕННЫЙ ЛАГЕРЬ — НЕ ТОЛЬКО РАЗВЛЕЧЕНИЕ, НО И ОБРАЗОВАНИЕ»

Тем, кто выбрал себе профессию педагога, тоже предложили обязательный новый предмет: «дефектологию». Ее внедряют, прежде всего, из-за огромного количества детей с различными проблемами, требующими коррекционного обучения или индивидуального подхода.

Онлайн-образование – учимся с комфортом на работе и дома

Приоритетным проектом в области образования остается «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», его собираются реализовать до 2020 года. С тем, чтобы каждый желающий мог получить дополнительное или основное образование, сидя возле своего ПК или ноутбука. По замыслу, уже в 2030 Россия должна освоить «Цифровую экономику». Если отойти от столь глобальных целей, то можно отметить, что успешно внедрять образовательную среду стали несколько IT-компаний и языковых школ.

«В 2018 году мы запустили собственную цифровую платформу, на которой интегрированы все наши учебные материалы. Это позволяет нашим студентам успешно обучаться в формате смарт-обучения. Стоит отметить, что цифровая платформа позволила нарастить нам количество студентов, и нам даже пришлось расширять штат преподавателей, с тем, чтобы все желающие в удобное время могли выучить язык», – поясняет Максим Сундалов, директор онлайн-школы английского языка «EnglishDom».

Не все учебные заведения готовы к масштабной цифровизации. Даже некоторые учителя считают, что достаточно ограничиться ведением электронного журнала и дневников, а компьютеры – это скорее для игрушек. Да и проблемы с новой техникой и беспроводным интернетом еще остались. Но в Министерстве просвещения настроены оптимистично, обещают идти в ногу со временем и обеспечить в будущем не только доступ к электронным учебникам, но и к полноценным образовательным цифровым платформам для школьников.

4 СОВЕТА КАК ПРАВИЛЬНО ИНВЕСТИРОВАТЬ В ЗНАНИЯ

Доступное дополнительное образование

«Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота», – говорила героиня Агнии Барто. В 2018 году дополнительное образование было взято под особый контроль. Его опять хотят сделать доступным для всех детей, а не только для тех, чьи родители могут оплачивать кружки и секции. Отныне и частные, и государственные учреждения внешкольного или внедошкольного образования смогут получить средства от государства на образование конкретного ребенка.

Проект персонифицированного финансирования дополнительного образования детей предполагает, что деньги следуют за ребенком. Пока проект внедряют несколько регионов и городов. Он долгосрочный, и сейчас первым опытом и успехами делятся те, кому посчастливилось получить сертификаты. В Якутске, например, уже родители 15 576 детей таким образом оплачивают посещение кружков и секций.

«Благодаря этому проекту детям, проживающим на Дальнем Востоке, можно получать дополнительные образовательные услуги по всей России. Даже в таких, о которых родители могли раньше только мечтать. Например, в детском центре «Артек», Кировском «Центре дополнительного образования одаренных школьников», – рассказывает Мария Петрова, директор Республиканского ресурсного центра «Юные якутяне», регионального модельного центра дополнительного образования детей Республики Саха (Якутия).

Педагоги отмечают, что теперь, когда каждый кружок или секция зависит от того, сколько сертификатов будет выделено на них, выросла не только конкуренция, но и качество предоставляемых услуг. Каждому хочется продвинуть свой кружок или секцию, независимо от того, где она работает – в государственной спортшколе или в частном центре развития способностей.

Деготь в бочке образовательного российского меда

Не всё в порядке в образовательном королевстве, пока продолжают закрываться сельские школы и сады, в рамках глобальной оптимизации. До конца года свои двери для детворы закрыли более 3600 учреждений образования. Казалось бы – нет школы, можно сэкономить на оплате коммунальных услуг, и ставках педагогов. Но все не так просто. В Счетной палате констатируют, что расходы после закрытия школ вырастают. Ведь детей из этих населенных пунктов нужно доставлять в другие учреждения, а они часто находятся на расстоянии более 25 км от дома.

«Каждая закрытая школа или садик приводит к тому, что села в российской глубинке вымирают. Ведь молодежь не захочет оставаться в поселке, где нет сада для детей, школы. Они уезжают в большие города, чтоб быть поближе к цивилизации, не тратить по несколько часов на дорогу к образовательным учреждениям. Мне горько и больно это видеть, не так я видела развитие образование своей страны», – делится Мария Петровна, пенсионерка, а в прошлом педагог из Псковской области.

В селах люди устраивают локальные бунты и митинги, стараясь отстоять школу, не дать ее уничтожить. Но удается это сделать единицам. Особенно острая ситуация сложилась в сибирских регионах, но огромные проблемы есть и в центральной России (Смоленская область), и в северо-западном округе (Псковская область). Дошло до покушения на учебные заведения, имеющие историческое значение. Так, на Смоленщине, в селе Петровичи Шумячского района, в рамках «оптимизации» была закрыта школа, в которой учился всемирно известный писатель-фантаст Айзек Азимов.

Много вопросов осталось и к проведению ЕГЭ, которое, по мнению педагогов, с каждым годом приводит к снижению интеллектуального уровня школьников. Недовольны и студенты, обещанное повышение стипендии на 4% их финансовую ситуацию не поправили, на 2 тысячи рублей в месяц прожить невозможно, даже в режиме очень строгой экономии. В общем, вопросов много, и итоги года образование встречает в состоянии астронавта, вышедшего в открытый космос с очень ограниченным запасом кислорода, и с большим списком задач.

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 1136
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 804
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 899
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 1192