USD - 57.65   0.57    EUR - 69.07   0.19

Каких цен на бензин ожидать в 2017 году

Ничего хорошего от цен на бензин эксперты в этом году не ждут. Прогнозируемый рост может достичь 10%, а может даже превысить эту цифру. Повлияют на цену и растущие акцизы, и возобновившийся спрос на бензин, и рост поставок нефтепродуктов на экспорт.


Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ»

В 2017 году можно ожидать роста цен на моторное топливо на величину от 5 до 10%, в зависимости от комбинации факторов. Этот рост уже начался: за декабрь—январь бензин на заправках подорожал в среднем по стране на 1,5%, дизельное топливо — на 6%, а в некоторых регионах и того выше. Для сравнения, несмотря на дважды проведенное повышение акцизов, в январе—ноябре 2016 года рост цен на топливо составлял всего 3,5%. В 2017 году этот отложенный рост как раз и может реализоваться.

Бензиновый круговорот: вырастет все

В 2016 году розничные цены сдерживались отсутствием роста спроса на бензин, из-за чего производители в условиях высокой конкуренции были вынуждены перераспределять издержки между добычей, переработкой и сбытом внутри вертикально интегрированных нефтяных компаний. И вот теперь аномально ранняя и холодная зима спровоцировала рост спроса на моторное топливо, особенно на дизельное топливо зимних классов, благодаря чему производители могли отпустить сжатую пружину розничных цен.

С потеплением рост цен может остановиться, но остаются другие факторы. Производители могли себе позволить сдержанную ценовую политику, рассчитывая на ожидаемое снижение акцизов в 2017 году. Однако согласно подписанному президентом в декабре закону величина акциза на моторное топливо в 2017 году останется на текущем уровне, а на 2018–2019 годы вместо снижения заложен их дальнейший рост с темпом около 4% в год, т. е. на уровне прогнозируемой инфляции.

С потеплением рост цен может остановиться, но остаются другие факторы.

Более высокие темпы роста цен могут быть спровоцированы снижением предложения и возникновением дефицита топлива, например, из-за аварии или профилактического ремонта на нескольких НПЗ.

Кроме того, в 2017 году должен завершиться т.н. «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, включающий сокращение экспортных пошлин: нефти — на 20%, автобензина — на 60%, дизельного топлива — на 40%. Снижение экспортных пошлин может привести к росту поставок нефтепродуктов на экспорт за счет сокращения внутренних продаж. Это также будет способствовать росту розничных цен на топливо.

Иван Андриевский, председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К»

Еще в конце прошлого года правительство пересмотрело свое решение относительно акцизной политики в отношении нефтепродуктов. Резкое повышение акцизов с 1 апреля 2016 года должно было откатиться назад в 2017 году. Это являлось сдерживающим фактором для роста цен. Однако в октябре правительство пересмотрело планы и приняло решение продолжить повышать акцизы.

Бензин — не роскошь, а средство подорожания

Смена курса со снижения на рост акцизов придала удвоенный импульс для роста цен на топливном рынке. Уже в декабре мы увидели стремительную динамику роста цен. С 9 декабря АИ-92 подорожал на 1,2%, Аи-95 — на 1,8%, ДТ — сразу на 4,5%. При этом, влияние роста акцизов на топливный рынок начнет ощущаться только в конце января — начале февраля.

Дополнительным фактором роста цен на топливном рынке является повышение привлекательности экспортных поставок в связи со снижением пошлин. Выравнивая экспортную и внутреннюю маржу, нефтяники начинают повышать отпускные цены и для отечественных покупателей.

Ввиду этих факторов, удержать рост цен на топливном рынке в рамках запланированных 4% по итогам года будет очень непросто. Судя по динамике конца 2016 года—начала 2017, цены на бензин вполне могут преодолеть планку повышения в 10%.

Наталья Фефилова

749 Статьи

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Последние статьи

Наверх

Спасибо!