Бензин — не роскошь, а средство подорожания

Бензин — не роскошь, а средство подорожания

3838 29 марта, 2016 год

В начале апреля в России произойдет второе в этом году повышение акцизов на бензин, что увеличит стоимость топлива для конечного потребителя. Однако автомобилисты замечают — цены начали расти уже сейчас.


Дорожает раньше времени

С апреля ставка акциза на бензин повысится на 2 руб. за литр, на дизельное топливо — на 1 руб. за литр. Причина — низкие цены на нефть. Эти изменения в законодательстве приведут к росту цен на моторное топливо, и процесс повышения уже начался. По данным Росстата, в первой половине марта рост цен на бензин по сравнению с концом февраля составил 0,4%. И эта тенденция ускорится до апреля и усугубится после 1 апреля, когда спрос увеличится, а рост цен легко объяснят ростом акцизов, прогнозируют эксперты.

Нынешний рост цен эксперты связывают исключительно с внутренними факторами, отмечая, что с начала 2016 года цены на российских АЗС практически не изменились. «В январе—феврале нефтепереработка в России упала на 5–8%, — объясняет Иван Андриевский, председатель совета директоров инжиниринговой компании „2К“. — Отгрузка бензина на внутренний рынок упала на 8,4%. Одновременно в январе объемы экспорта бензина выросли на 40%. Игроки российского топливного рынка сразу отреагировали на снижение предложения, начав увеличивать оптовые цены к концу февраля». По данным эксперта, на сегодняшний день средние цены на топливо на заправках находятся на уровне начала января.

Даниил Кириков, управляющий партнер компании Kirikov Group, отмечает: «Цены на бензин в среднем по стране выросли на 0,3% и дальнейший рост ожидаем».

«Повышая цены, нефтяные компании отыгрывают двукратный рост акцизов на бензин с 1 января и с 1 апреля на 2 руб. за литр, а нынешний рост — прямое следствие повышения оптовой стоимости топлива», — резюмирует Даниил Кириков.

Кроме того, отмечают эксперты, если отпускные цены на бензин подскочат разом почти на 2 руб. — это будет шоком для многих, поэтому они начинают расти заранее и постепенно.

Нефть — ни при чем?

По словам Павла Козловского, создателя программ «Домашняя Бухгалтерия», формула цены на бензин с нефтью связана не в прямой пропорции. Государство получает примерно одинаковый объем налогов с каждого барреля нефти на экспорт в течение года, а вот «собираемость» налогов в стране упала, и поэтому «мы идем по турецкой модели — часть налогов с населения и компаний „спрятать“ в акцизе на топливо», — резюмирует Павел.

С ним согласен и Иван Андриевский: «Доля нефти в цене бензина в России — 10%, поэтому изменение котировок на сырьевых рынках не влияет на стоимость топлива внутри страны. Поэтому даже стремительный рост нефтяных котировок не приведет к такому же росту цен на бензин в России».

Эксперты отмечают, что в последние полтора года рост цен на бензин отставал от инфляции. Так, в минувшем году, отмечают в «Церих Кэпитал Менеджмент», рост цен на различные виды топлива составил 5% и был более чем в 2 раза ниже темпов потребительской инфляции. Кроме того, в первой половине 2015 года и начале 2016 года отмечались периоды высокой стабильности цен топлива.

Не без иронии можно отметить «своевременно» начавшийся рост цен на нефть. До недавнего времени многих справедливо возмущал тот факт, что при падении цен на «черное золото» во всем мире цены на бензин также устремляются вниз.

Никита Исаев, директор Института актуальной экономики, отмечает: «Особенность ситуации в России такова, что бензин дорожает при любом движении цен на нефть — не важно, растут они или падают. Во всем мире при снижении цен на нефть падают и цены на бензин. В нашей стране — ситуация обратная. Нефтяники „вынуждены“ повышать цены на топливо в России, чтобы компенсировать себе недополученную прибыль от экспорта. Сейчас как раз совпало несколько факторов: стоимость нефти перевалила отметку $40 за баррель, и нефтеперерабатывающие заводы готовятся к введению повышенных акцизов на бензин 1 апреля с 7530 руб. до 10130 руб. за тонну».




Будет дорого

На грядущее подорожание цен эксперты смотрят с пессимизмом. Все будет серьезно, уверены они.

Николай Подлевских, начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент», рассказывает: «Рост акцизов изменит соотношения между экономическими показателями компаний, между нефтепереработкой и экспортом сырой нефти и между продажей нефтепродуктов на внутреннем рынке и экспортными поставками. Зримым эффектом от предстоящих изменений уже можно назвать снижение объемов выработки бензина и дизельного топлива, которое проявилось с начала текущего года. Выработка бензина и дизельного топлива в январе составила 94% от уровней 2015 года. По итогам января—февраля, даже с учетом лишнего дня в текущем году, производство бензина и дизельного топлива было на 3,6% и 4,1% соответственно ниже, чем за два месяца 2015 года. А в марте снижение производства бензина продолжилось».

Такое смещение баланса приведет к повышению цен. «Естественным ориентиром предстоящего в ближайшие недели и месяцы роста цены на бензин станет прибавка к акцизу (+2 рубля за литр), что на сегодня составляет 6%, — продолжает Николай Подлевских. — Так что это будет ощутимое для потребителей изменение цены. Тем более что потребительский спрос населения и его доходы заметно снижаются».

Еще один фактор, который повлияет на рост цен, — модернизация ряда НПЗ, что может привести к проблемам с поставками бензина.

«Эти НПЗ должны были начать производить бензин стандарта Евро-5, но не успели, — рассказывает Павел Козловский. — Сейчас недостаток на уровне 3–5% от общего объема бензина в стране компенсируется поставками из Беларуси, но они могут быть сорваны из-за нехватки сырой нефти у них. А дефицит влияет на повышение цены, хоть и непродолжительное».

И нельзя упускать из виду еще один фактор — сезонный. «Весной города освобождаются от снега и традиционно активизируются автовладельцы — поездки на дачи, автопутешествия, — комментирует Никита Исаев. — Это ведет к сезонному росту спроса на бензин».

Покупать — будут!

Эксперты отмечают, что рост цен не скажется на спросе на бензин. Более значимым фактором станет сезонность.

Иван Андриевский полагает, что объем внутреннего топливного рынка не изменится в связи с ростом цен на бензин: «Снижение объема рынка может быть вызвано общей совокупностью факторов — сокращением реальных доходов, ухудшением общего благосостояния и т. д. Это может привести к сокращению туристической, деловой активности. В этом отношении рост цен на бензин будет лишь одним из факторов снижения объемов топливного рынка, но далеко не самым главным».



«Сравните цены в США — там среднее по стране за галлон (3,78 литра) бензина в каждом штате своя из-за местных налогов, но средняя перевалила за $2, — отмечает Павел Козловский. — Это те же 36 руб. в среднем по текущему курсу, но в Калифорнии цена галлона перевалила за $2,5 (45 руб. за литр, а в Нью-Йорке она в 1,5 раза ниже (30 руб. за литр). Нельзя сказать, что наши рынки сравнимы, но вы только представьте — в США, где автомобиль неотделим от взрослого человека, растущие цены на бензин больно бьют по населению».

Никита Исаев уверен, что предстоящий пятипроцентный рост цен на бензин уже к концу лета может стать десятипроцентным. А Иван Капитонов, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, отмечает, что по данным соцопросов, потребители уже готовы к ценам 40–45 руб. за литр и готовы покупать бензин такой стоимости.

Эксперты уверены, что рост цен на бензин — устойчивый тренд, с которым нам придется жить вплоть до начала лета, когда цены закрепятся на новых уровнях.

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73395
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19074
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13237
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9839