За обновкой — в секонд-хенд

За обновкой — в секонд-хенд

9101 5 октября, 2015 год

Сэкономить на одежде в кризис возможно. Рынок секонд-хендов за последние годы показал значительный скачок в развитии и теперь предлагает одеваться качественно, от ведущих брендов и бюджетно. Раскладушки с килограммами «барахла», по словам экспертов, в далеком прошлом. Теперь секонды — это те же гипермаркеты с качественным товаром.


Когда кризис — это возможности

В сентябре эксперты обещали fashion-ритейлу кризис — рост цен на брендовую одежду и обувь должен был составить 20%. Речь шла о том, что импортеры, у которых нет собственного производства в России, вынуждены подчиниться росту курса иностранной валюты и повысить стоимость поставок одежды от мировых производителей. Прогнозы не заставили себя долго ждать: ряд крупных сетей действительно подтвердили подорожание товара. Рынок уже переживает перераспределение: потребители, преследуя своей целью экономию, теперь обновляют гардероб в интернет-магазинах, дисконтных центрах, секонд-хендах.

По данным портала Retailer.ru, на сегодняшний день «сегмент масс—маркет, к которому относятся дисконтные магазины, секонд-хенды и вещевые рынки, занимает 45–50% рынка. Оценки доли секонд-хенда в общем объеме продаж одежды разнятся у разных экспертов на порядок: от 0,15–0,2% до 1% и даже 3–5%».

В интервью порталу Retailer.ru Тимур Нигматулин, финансовый аналитик «Финам», отметил, что объем рынка бывшей в употреблении одежды в России составляет 5,8 млрд руб. (в пределах 0,2% от объема рынка).

Однако, несмотря на такую небольшую степень популярности в масштабах рынка, сами представители магазинов одежды «из вторых рук» отмечают, что кризис для них стал этапом нового развития и больших возможностей.

Александр Айвазян, директор по маркетингу и развитию федеральной сети «Мегастиль», отмечает, что только за прошедший месяц в Санкт-Петербурге было открыто три супермаркета, сток и секонд-хенд «Мегастиль-Сити». Также открылся супермаркет в Великом Новгороде. «За последние полгода спрос на товары сток и секонд-хенд, вырос, — констатирует Александр. — Покупатели, которые до кризиса посещали бутики и центры распродаж известных фирм, стали заходить и в стоки».




Новое — хорошо забытое старое

Валерий, посетитель одного из крупнейших секонд-хендов Санкт-Петербурга, рассказывает: «В тяжелые 90-е годы в стране шли деструктивные процессы — рушилось народное хозяйство, люди лишались работы, а те, кто работал, делали это за небольшие деньги. У многих вставал вопрос о выживании. Именно в то время в наших городах и появился секонд-хэнд. Кто не помнит раскладушки с наваленными на них кучами разношерстной, перемешанной одежды?! Для многих это был выход, можно было совсем недорого купить одежду и обувь, вполне пригодную для дальнейшего использования. Были люди, которые брезговали носить одежду с чужого плеча. В общем, отношение к секонд-хенду было неоднозначным. Потом как то волна поутихла, секонды вошли в городскую жизнь и заняли там свою нишу».

Именно такими и помнят жители страны секонд-хенды, испытывая небольшое чувство брезгливости при упоминании этого слова. В отличие от европейцев, для которых одежда «из вторых рук» — бюджетно, недорого и удобно. Те же, кто со времен девяностых не заглядывал ни в один секонд-хенд, будут приятно удивлены: магазины открывают приличные отделения на больших площадях, активно развивают продажи в интернете с доставкой одежды на дом, привлекают аудиторию в социальных сетях, проводят маркетинговые акции и распродажи.

«Каждый супермаркет „сити“ — это отдельный проект с ассортиментом, отличным друг от друга, — рассказывает Александр Айвазян. — У каждого супермаркета и гипермаркета своя аудитория. В настоящий момент мы отказались открывать гипермаркеты площадью более 1500 кв.м. в городах с населением меньше миллиона. К тому же, даже в городах-миллионниках не всегда есть подходящие для нас площади».

«В магазинах „Во! Ва!“, как в приличных гипермаркетах, — рассказывает Валерий. — На входе берешь тележку и поехал. Помещение просторное, большое количество примерочных кабинок, зеркал, одежда висит на вешалках. Каждая вещь с ценником и магнитной защитой от воровства. Много новых вещей, с этикетками. Расчет проходит через кассу. На входе есть камера хранения для сумок. Нет ничего, что напоминало бы тот секонд-хенд из девяностых».



«Иногда, конечно, можно встретить очень старые вещи в таких магазинах, — рассказывает Елена Сень, посетитель секонд-хендов в Воронеже, — они чуть ли не из 80-х годов, сшитые из старых тканей, грубых, синтетических, сразу выдающих возраст, но в хороших секонд-хендах много свежей одежды, актуальной, выпущенной в свет пару сезонов назад. Можно встретить качественные масс—маркет бренды вроде H&M или GAP. Можно также наткнуться и на дорогие дизайнерские изделия. Но много и невнятных, непримечательных вещей неизвестных производителей, особым качеством не отличающихся».

Знать «день завоза»

Если говорить о стоимости одежды в секонд-хендах, — сегодня, скорее всего, она будет мало отличаться от нового платья или блузки из вашего любимого торгового центра. Вся одежда поставляется в секонд-хенды напрямую из Европы, поэтому закупщики расплачиваются за нее в евро. Однако в таких магазинах важно знать «день завоза», когда поступает новый товар.

«К примеру, завоз новой партии товара в субботу, — рассказывает Валерий. — В воскресенье торгуют по базовым ценам. С понедельника цена начинает снижаться каждый день на 10%. В понедельник скидка от цены на ценнике — 10%, вторник — 20% и так далее. В пятницу скидка достигает 50%. Вот примеры моих покупок. Среда — скидка 30%. Купил две рубашки по 200 рублей. Итого — всего 400, со скидкой 280 рублей. Четверг — скидка 40%. Купили мне рубашку за 200 рублей, жене — новые джинсы за 700 рублей. Всего 900 рублей. На кассе отдали 540 рублей».

К приятным ценам добавился и сервис. «Покупательская способность наших клиентов осталась на прежнем уровне, — рассказывает Александр Айвазян. — Разница сегодня заключается в том, что покупатель стал требовать высокого уровня обслуживания. Мы в связи с этим проводим в этом году рестайлинг наших гипермаркетов».

Аудитория секонд-хендов с начала девяностых также поменялась. Если раньше такие магазины преимущественно посещали люди, которым жизненно необходима была недорогая одежда, то теперь аудитория непредсказуема. Есть покупатели, которым действительно необходимо недорого одеться, есть и обеспеченные граждане, ищущие уникальные вещи за любые деньги.«К нам пришло много молодежи, данная категория покупателей была скромно представлена до кризиса», — рассказывает Александр Айвазян.

Кто это носил?

Главный страх у людей, которые никогда не посещали секонд-хенды, — невозможность узнать, на ком красовался, к примеру, этот жакет цвета пастель до того, как вы его увидели. Также людям сложно относиться к одежде из «вторых рук», как к новой покупке. Однако владельцы магазинов считают свой товар действительно достойным.

«В моем магазине все аккуратно развешено и отутюжено. У меня невозможно найти грязные вещи, с дырками, поношенные, — рассказывает Тома Ефремова, владелец небольшого секонд-хенда. — Все вещи с этикетками. На манекенах подобраны ансамбли из привезенной одежды. Вежливый продавец поможет покупателям подобрать одежду необходимого размера: непросто найти то, что действительно нужно, в огромном количестве товара. Именно поэтому все вещи располагаются на территории магазина по категориям. Фоном звучит красивая музыка. Когда в магазине поступление товара, появляются и те клиенты, которые владеют своими магазинами одежды. Поэтому могу слегка развенчать мифы людей, которые брезгливо относятся к одежде из секонда: в „приличные“ магазины одежды нередко попадают вещи из секонд-хендов. В своем магазине одеваюсь и я, и мои дети, и родственники. По сравнению со многими людьми, которые не любят секонд-хенды, мы выглядим очень хорошо».



Давно потеряли актуальность и страхи о том, что одеждой из секонд-хендов можно заразиться редкими кожными заболеваниями. «Насколько я знаю, — рассказывает Лена Сень, — все вещи в секонд-хендах обрабатываются специальным раствором, да и не так много в мире существует болезней, передающихся через одежду, без непосредственного контакта с людьми».

«Уже десятилетия люди покупает одежду секонд и сток, и вся обработка проходит специальными составами еще на распределительных заводах в Европе, — добавляет Александр Айвазян. — Эти составы, по законодательству, не требуют сертификации в Российской Федерации. Покупать или нет — дело каждого. Кто не желает, всегда находит причину «почему нет».

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70430
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18745
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12970
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9707