И все-таки они падают

И все-таки они падают

3375 12 июня, 2015 год

За пять месяцев текущего года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали почти на 40% по отношению к аналогичному периоду 2014 года и составили 641 933 штук, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Какие марки продолжают покупать в кризис, и каких результатов ждать по итогам года?


Стабильное снижение

Падение уровня продаж по итогам мая 2015 года составило 37,7% (75 686 штук) по сравнению с маем 2014 года. Всего за май было продано 25 801 автомобилей.

Несмотря на плачевные цифры авторынка, обусловленные целым рядом понятных факторов, — девальвация рубля, повышение цен производителями, снижение уровня реальных доходов населения — представители отрасли все же надеются на выравнивание ситуации.

По мнению президента Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимира Моженкова, автомобильный рынок России достиг дна, и в ближайшие месяцы можно рассчитывать на его стабилизацию и последующий рост.

«Май 2015 года считаем успешным для авторитейла. В прошедшем месяце, по данным АЕБ, было реализовано всего на 6655 автомобилей меньше, чем в апреле (годом ранее разница между апрелем и маем, изобилующем праздниками, превышала 25 тыс. шт.). Есть основания предполагать, что дно автомобильного рынка было зафиксировано именно в марте-апреле 2015 года, когда в процентном выражении падение продаж превышало 40%-ый рубеж (по данным АЕБ). Ситуация будет выравниваться за счет совокупности трех факторов. Первый – государственные меры поддержки, включающие программу обновления парка, программу льготного автокредитования и лизинга для физлиц. Второй – активная деятельность автопроизводителей, которые реагируют на рыночные изменения и разрабатывают собственные программы стимулирования спроса. Третий – эффективная работа самих дилеров. С точки зрения клиентов, сегодня самое удачное время для приобретения автомобилей», — отмечает Владимир Моженков.

Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, подчеркивает, что «благодаря постепенному снижению банковских ставок и цен на новые автомобили, поддержанных укреплением курса рубля, отмечается умеренное возобновление общей потребительской активности. Маловероятно, что это относительное улучшение существенно повлияет на рынок, но оно должно способствовать замедлению снижения продаж (по сравнению с аналогичными периодами прошлого года) в ближайшие недели и месяцы».

Денис Богданович, директор управления по продуктам ЗАО «Сбербанк Лизинг», считает, что «в экономике, наконец, проглядываются сигналы об улучшении ситуации. Хорошую поддержку рынку окажет программа субсидирования лизинга от Минпромторга, запущенная с мая».

Чуть меньший позитив выражает региональный директор Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) Николай Степанов: «Последние полгода на рынке РФ наблюдается стабильное падение продаж, на которое наложится традиционное летнее затишье, и раньше октября не стоит ждать роста даже месяц к месяцу».

Лидеры меняются

Рейтинг наиболее продаваемых автомобилей в мае 2015 года возглавила марка Hyundai Solaris, которая уже второй раз за год опережает LADA Granta. В мае Hyundai продала 10 654 «Солярисов», что почти на 10% выше результатов прошлого года. Lada Granta, занявшая второе место, зафиксировала продажи в 8 471 штук, что ниже прошлого мая почти на 35%. KIA Rio на третьем месте с продажами в 7 460 штук (минус 12% в сравнении с прошлым маем).

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, май 2015

Снимок экрана 2015-06-14 в 17.37.48

Источник: АЕБ

В ТОП-25 наиболее продаваемых автомобилей рост кроме Solaris отмечен только у Nissan X-Trail (в 2,9 раза до 3 608 шт.), Toyota RAV4 (+1,7% до 3 516 шт.), Mitsubishi Outlander (+87% до 2 745 шт.), Skoda Rapid (+28% до 1 882 шт.). Все остальные показали падение по сравнению с маем 2014 года.

Что касается общих итогов пяти месяцев, то пока Lada Granta опережает Solaris примерно на 10% (49 542 шт. против 44 455 шт.). Рост продаж по итогам января-мая 2015 при этом наблюдается только у Lada 4х4, Skoda Rapid и УАЗ Patriot.

Возвращение в 2009 год

Очевидно, что текущая экономическая ситуация, рост инфляции, удорожание кредитов, а также полисов ОСАГО и КАСКО не помогут в исправлении положения на автомобильном рынке. Вопрос в том, как долго будет продолжаться падение, и каких значений достигнут итоговые цифры года. В основном эксперты склоняются к мнению, что по объемам продаж мы вернемся в 2009 год.

По оценке Николая Степанова, «по итогам 2015 года мы, скорее всего, увидим падение рынка на 40%, до 1,5 млн автомобилей, то есть вернемся в 2009 год, когда продажи составили 1,47 млн. Однако, если в 2009 году все были в равных условиях, кризис был общемировым явлением и поддержка российских представительств материнскими структурами была одинаково ограничена, то текущий спад — явление внутрироссийское. На ключевых мировых рынках (в США и Китае) продажи растут, и некоторые игроки, которые посчитали российский рынок приоритетным, готовы посоперничать за долю даже в ущерб маржинальности».

Александр Лильп, руководитель управления маркетинговых исследований и анализа «АльфаСтрахование», считает, что «давать конкретные прогнозы относительно дальнейшей динамики продаж новых автомобилей в настоящий момент достаточно сложно. Множество факторов, таких как ключевая ставка и ставка по автокредитам, волатильность курса национальной валюты, ожидания населения будущего, оказывают влияние как на саму динамику, так и друг на друга, и на стратегию продаж конкретных производителей и автодилеров. Мы ожидаем относительной стабилизации ситуацию в июне. Речь идет о сокращении темпов падения рынка, а не возращении на уровень прошлого года. В пользу этого говорят относительная стабилизация курса национальной валюты, снижение ключевой ставки, как следствие снижение ставок по кредитам, введение программ стимулирования продаж со стороны дилеров, а также, надеюсь, прекращение «шока» у населения».

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 74201
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19172
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13318
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9867