GM уходит, рынок остается

GM уходит, рынок остается

5685 10 июня, 2015 год

18 марта концерн General Motors объявил, что на неопределенный срок останавливает производственные проекты в России. Задача компании в 2015 году полностью свернуть мощности в стране. Кто займет место уже привычных Opel и Chevrolet, и как отреагировал рынок на этот уход.


Он улетел, но обещал вернуться

По информации представителей концерна, основная причина ухода GM из России — экономическая: сокращение российского рынка и девальвация привели к снижению продаж. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2014 г. продажи автомобилей всех марок GM в России упали на 26,4% до 189 484 шт., в январе — феврале 2015 г. — на 74,6% до 8362 шт.

При этом результаты концерна на других рынка положительны. По итогам I квартала 2015 года, глобальные продажи GM выросли на 2% до 2,4 млн автомобилей. Наибольший рост (почти на 10%) обеспечил Китай (961 000 машин) и США — 5,4% (684 000 машины).

Уходя из России, GM в феврале 2015 года завершил сотрудничество с калининградским «Автотором», где концерн заказывал выпуск своих машин, в июне законсервируют завод в Петербурге, в течение года завершится контрактное производство на ГАЗе.

Присутствие на российском авторынке концерн сохранит, продолжая импорт машин премиального сегмента: Chevrolet — Corvette, Camaro и Tahoe, а также модели Cadillac. Сборка модели Opel Mokka переносится из России в Беларусь, где уже запущен производственный конвейер. Именно эта модель являлась самой востребованной в России в прошлом году, когда удалось продать более 22 тыс. штук.

По оценке регионального директора Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) Николая Степанова, «уход массовых брендов GM был неожиданным, но объяснимым. Суммарная мощность всех автозаводов в России около 3,5 млн автомобилей в год, и ориентировано производство, в основном, на внутренний рынок (экспорт не превышает 150 тыс. автомобилей и охватывает почти полностью страны СНГ), хотя даже в пиковом для рынка 2012 году было продано всего 2 млн 759 тыс. новых легковых автомобилей (в том числе импортированных). Таким образом, в стране существуют явно избыточные мощности, и ситуация осложнена тем, что подписавшим соглашение о промышленной сборке в редакции 2011 года автоконцернам для сохранения существующих льгот нужно производить в России не менее 300 тыс. автомобилей в год. В 2011 году, когда ожидался рост российского рынка еще как минимум в течение 5 лет, такой обьем казался достижимым, но по итогам 2014 года ни один иностранный бренд в России не продал больше 200 тыс. автомобилей, и пока сохраняется отрицательный тренд. Таким образом, законсервировав свой завод в Петербурге, GM облегчил существование всем оставшимся производителям».

Sale-sale-sale

Сразу же после объявления об уходе, GM анонсировал специальные скидки с целью распродать складские запасы своих автомобилей в стране. На первом этапе размер скидки был обозначен в 25-30%. В июне концерн сообщил об увеличении скидок. Как сообщил «Ведомостям» представитель компании, максимальная скидка на Mokka теперь составляет 361 000 руб. (ранее – 330 000 руб. при цене 1,16 млн руб., указанной на сайте), Astra GTC – 350 000 руб. (вместо 310 000 руб. при цене от 1,15 млн руб.), Zafira Tourer – 550 000 руб. (ранее – до 435 000 руб. при цене 1,49 млн руб.). В распродаже участвуют автомобили 2014 года выпуска. С июня в программу вошла Antara 2015 года производства, на которую предлагается скидка до 250 000 руб. (при цене от 1,56 млн руб.). Скидки на эту же модель, но выпущенную в прошлом году, доходят до 450 000 руб.

На официальном сайте Opel wена на Mokka и Astra GTC анонсирована в размере от 799 тыс. руб. Одной из наиболее дешевых моделей может стать Astra Family (хэтчбек) — 645 тыс. руб.

С июня увеличились максимальные скидки и на некоторые автомобили Chevrolet: Aveo – со 180 000 до 220 000 руб. (начальная цена седана от 668 000 руб.), Orlando – с 340 000 до 400 000 руб. (при цене от 1,26 млн руб.). Дилеры Chevrolet сейчас анонсируют скидки до 38%: так Aveo до 30 июня будет стоить 604 000 руб. вместо обычных 710 000 руб.

Тем не менее, эксперты полагают, что предлагаемые скидки не являются уникальным предложением на рынке, поскольку конкуренты тоже начали оптимизировать цены. Чтобы стать более конкурентными и избавиться от всех складских остатков, концерну необходимо добавить минимум 10% к размеру текущей скидки

За место под солнцем

Основной вопрос, занимающий большинство на автомобильном рынке, кто займет место уходящих Opel и Chevrolet? Претендентов, как говорят эксперты, довольно много. В первую очередь, речь идет о корейских марках — Hyundai и Kia, которые все сильнее укрепляются на российском рынке.

Так, рейтинг наиболее продаваемых автомобилей в мае 2015 года возглавила марка Hyundai Solaris, которая уже второй раз за год (январь) опережает LADA Granta. В мае Hyundai продала 10 654 «Солярисов», что почти на 10% выше, чем результаты прошлого года. Kia RIO заняла в рейтинге 3 место, продав 7 460 автомобилей.

По мнению Николая Степанова, «преимущество в ближайший год будет у брендов, обновивших модельный ряд и имеющих диверсифицированное производство в России. Самые сильные позиции останутся у концерна Hyundai-KIA и Renault-Nissan в альянсе с АвтоВАЗ. Вместе они занимают 52% российского рынка@.

Дополнительные очки может дать Hyundai и работа с ценой. В июне на российском рынке снизились цены на Solaris, а также подешевели модели Hyundai i30 и ix35. Теперь приобрести хетчбэк «Солярис» можно по цене от 499 600 руб. Топовая комплектация модели Solaris в рамках этой акции стоит 710 400 руб. Трехдверная версия модели i30 обойдется покупателю в 712 900 руб., а пятидверный вариант – в 741 900 руб. Стартовая комплектация модели ix35 предлагается по цене от 1 073 000 руб., версию с дизельным мотором можно купить за 1 570 000 руб. Цены будут действовать до конца июля.

Потенциально часть потребителей могут перейти и на российскую Lada. Lada Granta довольно давно занимает лидирующие позиции по объемам продаж в стране. На днях «Автоваз» объявил специальные цены на Lada Granta в кузове лифтбек, которые будут действовать до конца июня 2015 года. В указанный срок выгода при покупке любой из комплектаций модели составит 20 тыс. руб. Таким образом, цена базовой версии лифтбека Lada Granta до конца июня достигла 328800 руб, комплектации «Норма» 360 600-411 500 руб., а люксовых — 426 600–472 200 руб. Без учета акции цена на модель колеблется от 348800 до 492200 рублей.

Еще одним претендентом на место GM может стать Ford.

Николай Степанов обращает внимание, что «Ford стал самым активным в борьбе за бывших клиентов Opel/Chevrolet . Он единственный в своей рекламной компании обратился лично к владельцам автомобилей этих брендов и пообещал дополнительную скидку при покупке нового автомобиля. Есть большая вероятность, что Ford попробует вернуть потерянную долю рынка. У бренда три производственных площадки в РФ, на которых производится весь актуальный модельный ряд».

Как заявили представители Ford РБК, кампания Ford Sollers по захвату ниши General Motors на российском рынке, запущенная 19 марта, принесла первые плоды. Более 800 владельцев автомобилей брендов, покидающих российский рынок, обменяли свои машины на Ford, Самыми популярными моделями, реализованными по программе, стали Focus (50%), EcoSport (19%) и Kuga (17%). В предложение также включены новые Mondeo и Fiesta.

Кроме того, Ford продолжает оптимизацию цен на свои автомобили. Так, с мая легковые автомобили Ford в России подешевели на 4–15% по сравнению с апрелем. Тем не менее, пока ни одна из марок Ford не вошла в ТОП-25 наиболее продаваемых автомобилей по итогам первых пяти месяцев 2015 года.

Несмотря на то, что некоторое перераспределение рынка уже началось, чиновники еще рассчитывают на то, что GM может вернуться в Россию. «GM пообещала нам, что она планирует вернуться через два — ориентировочно — года», — сообщил в середине апреля руководитель департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов. Произойдет ли это на самом деле — покажет время и экономическая обстановка в стране.

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71898
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18877
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13061
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9762