USD - 58.13   58.13    EUR - 69.77   69.77

Овербукинг: что делать, если вы остались за бортом

Как быть, если вам внезапно не хватило места в самолете, на который у вас куплен билет? Как избежать этой ситуации и что делать, если она все же произошла? Насколько реально получить от авиаперевозчика компенсацию за пропущенный рейс и что для этого потребуется?


Что такое овербукинг

Овербукинг — это «сверхбронирование», когда пассажиров с билетами оказывается больше, чем мест в самолете. Такое происходит нередко, особенно на популярных направлениях в разгар сезона. Причины могут быть разными.

Самая распространенная — авиакомпания продала слишком много билетов. Иногда это происходит по ошибке, в результате сбоя в системе бронирования, но гораздо чаще — сознательно: по статистике, от 5 до 10% пассажиров с билетами не приходят на рейс, и у авиакомпании велик соблазн продать эти места еще раз и получить дополнительную прибыль. Овербукинг практикует большинство авиакомпаний, хотя пассажиры об этом часто не подозревают: обычно в самолете действительно остаются свободные места из-за опоздавших и не приехавших, и кресел хватает на всех. Но иногда, вопреки статистике, на регистрацию приходят все обладатели билетов, или компания неправильно рассчитывает потенциальное количество неявившихся пассажиров. Тогда и начинаются проблемы.

Можно ли доверять лоукостерам

Еще одна причина овербукинга — замена самолета на другой, с меньшим количеством кресел, например, в случае технической неисправности. И наконец, иногда авиакомпании нужно срочно отправить этим рейсом другого пассажира — например, собственного сотрудника, владельца VIP-карты, обладателя дорогого билета с открытой датой или (из личного опыта автора статьи) пару чиновников городской администрации, которым внезапно захотелось на море. Более того: если перед самым вылетом появится человек, которому нужно срочно улететь и который готов купить билет по самому дорогому тарифу, некоторые авиакомпании не откажутся продать ему билет, даже когда уже точно известно, что лишних мест в самолете нет. Он просто полетит на месте кого-то другого.

Что делать, если именно вы не попали на рейс

Разумеется, перевозчик обязан вернуть вам деньги за билет или посадить на следующий самолет, собственный или конкурентов, хотя последнюю опцию предлагают далеко не все. Если в эконом-классе следующего рейса мест тоже нет, вас могут посадить в бизнес-класс без доплаты. Либо могут предложить рейс с вылетом из другого аэропорта с оплатой трансфера. Но это удобно, только если вы летите по популярному направлению, куда самолеты отправляются каждый час. А что делать, если следующий самолет только через сутки?

Питание в самолете: как не остаться голодным

Большинство западных авиакомпаний стараются сразу загладить вину перед пострадавшими пассажирами: оплачивают им отели и питание, компенсируют все расходы из-за задержки, дарят мили в двукратном размере или ваучеры на следующие перелеты. Что еще более важно, законодательство многих стран обязывает выплачивать пассажирам внушительные компенсации. Так, в Евросоюзе установленная сумма составляет от 250 до 600 евро в зависимости от времени задержки, не считая расходов на новый авиабилет, а при необходимости — на гостиницу и еду. В США за двухчасовое ожидание полагается компенсация в размере двукратной стоимости билета, за более длительное — четырехкратной.

К сожалению, в России на добровольные компенсации от авиакомпаний рассчитывать не приходится. Формально овербукинг в нашей стране и не разрешен, и не запрещен: такого понятия в Воздушном кодексе просто нет. Эта неопределенность приводит к тому, что авиакомпаниям никто не мешает заниматься овербукингом, при этом права пассажиров в этой ситуации не защищают никакие законы и нормативы. Так что от «легализации» овербукинга пассажиры бы только выиграли: такой закон давал бы авиакомпаниям не только права на продажу дополнительных билетов, чем они и так занимаются, но и обязательства перед пассажирами.

Формально овербукинг в нашей стране и не разрешен, и не запрещен: такого понятия в Воздушном кодексе просто нет.

Впрочем, можно попытаться решить проблему через суд. Воздушный кодекс РФ предусматривает компенсацию пассажиру в размере 25% МРОТ (но не более 50% от стоимости билета) за каждый час задержки, если она произошла по вине перевозчика. Овербукинг вполне может квалифицироваться как такая задержка.

Если вам не повезло и в самолет не посадили именно вас — не тратьте время на споры с сотрудниками — это все равно уже бесполезно, лучше займитесь сбором доказательств. Обменяйтесь телефонами с другими пострадавшими или, если их нет, просто со свидетелями происходящего. Сохраните все билеты, посадочные талоны и чеки (в том числе по затратам, произошедшим из-за задержки). Возьмите у представителей авиаперевозчика официальную справку, что вас отказались посадить в самолет по причине отсутствия мест или попросите сделать соответствующую отметку на посадочном талоне.

Далее — напишите претензию руководству авиакомпании. Обязательно в двух экземплярах: второй, с печатью и подписью принявшего лица, останется у вас в качестве еще одного доказательства, на случай если перевозчик откажется удовлетворить ваши требования в добровольном порядке.

К сожалению, на практике сложно будет доказать в суде, что имел место именно овербукинг: авиакомпании не любят в этом признаваться

Если претензия не помогла — обращайтесь в суд. Также можно подать жалобы в Роспотребнадзор и Федеральное агентство воздушного транспорта. К сожалению, на практике сложно будет доказать в суде, что имел место именно овербукинг: авиакомпании не любят в этом признаваться, зачастую объясняя отказ в посадке «сбоями в системе».

Чего ждать от Монреальской конвенции

Весной этого года Россия присоединилась к Монреальской конвенции, которая расширяет пределы и размер ответственности перевозчиков. После того как соответствующие поправки в Воздушный кодекс будут внесены, авиакомпаниям все-таки придется выплачивать компенсации пострадавшим пассажирам. По нормам Монреальского кодекса максимальная выплата за задержку рейса составляет до 380 000 руб. Это верхняя граница: реальные суммы определяет сама страна-участник конвенции, и обычно они значительно ниже. К сожалению, все это коснется только международных рейсов: внутренние по-прежнему будут регулироваться российским законодательством.

Как минимизировать риски

Путешествие из Петербурга в Москву, или Как с умом экономить на билетах РЖД

Самый надежный способ — зарегистрироваться онлайн на сайте авиакомпании, если есть такая возможность. Если нет, стоит приехать в аэропорт пораньше: часто при овербукинге в самолет не попадают именно те, кто подошел к стойке регистрации последним. Впрочем, на выбор, кто останется за бортом, влияют и другие параметры: например, обладатели более дорогих билетов обычно имеют преимущества перед теми, кто купил промо-тариф со скидкой. Иногда, но не всегда, помогает наличие карты лояльности авиакомпании.

Официально утвержденная система компенсаций решила бы и эту проблему. В странах, где за отсрочку вылета предусмотрены крупные выплаты, среди пассажиров довольно легко найти добровольцев, которые не слишком спешат и не прочь заработать, посидев пару часов в зале ожидания до следующего рейса. Но в условиях, когда у пассажиров нет никаких гарантий, желающих уступить место немного.

Светлана Ворошилова

112 Статьи

Журналист с 10-летним стажем. Основные темы: рестораны, путешествия, искусство.

Последние статьи

Наверх

Спасибо!