Россияне в возрасте до 25 лет стали чаще брать кредиты. Положительно ли отразится такое явление на кредитных портфелях банках и нужны ли займы людям, не имеющим постоянного источника дохода, разбирались с экспертами.
Дорогу молодым
По итогам I квартала текущего года в общей структуре заемщиков с действующими кредитами доля россиян в возрасте до 25 лет показала значительный рост. По состоянию на 1 апреля, следует из данных Национального бюро кредитных историй (НБКИ), она составила 5,2%, увеличившись с начала года на 0,4%.
Как уточнили в НБКИ, основным «драйвером» роста доли «самых молодых» заемщиков в I квартале 2017 года стало необеспеченное кредитование и, в первую очередь, сегмент кредитных карт. 10,6% всех выданных с начала года кредитных карт пришлись на граждан в возрасте до 25 лет. Рост их доли по сравнению с IV кварталом 2016 года составил 1,4%. Доля потребительских кредитов, предоставленных «молодежи» до 25 лет, достигла 8% от общего количества выданных в 1 квартале 2017 года кредитов данного типа.
По данным онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово», клиенты в возрасте от 18 до 25 лет составляют 21% от общего числа заемщиков компании. Целями оформления микрозаймов молодежи являются текущие расходы (14,5%), лечение (11,6%), покупку подарков (11%), выплату по другому кредиту (6,9%), ремонт автомобиля (6,4%), оплату обучения (5,7%).
Основным «драйвером» роста доли «самых молодых» заемщиков в I квартале 2017 года стало необеспеченное кредитование.
По мнению Александра Викулина, директора НБКИ, рост числа молодых заемщиков — новая тенденция на рынке розничного кредитования. Она, прежде всего, вызвана нехваткой так называемых «хороших», зрелых заемщиков.
Тем не менее, Андрей Петков, генеральный директор онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово», скептически относится к данной тенденции. Эксперт считает, что привлечение молодежи в качестве клиентов вряд ли поможет банкам улучшить качество своих кредитных портфелей.
Однако Юрий Юденков, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, придерживается противоположного мнения. В НБКИ отмечают, что основным «драйвером» привлечения молодых заемщиков являются кредитные карты, что позволяет банкам максимально эффективно управлять кредитным риском с целью минимизации собственных потерь.
Воспитать заемщика
В целом же эксперты отмечают, что кредитование молодых поможет сформировать новое поколение, относящееся ответственно к долговым нагрузкам.
Это произойдет, в том числе, и за счет гибкого оперирования такими параметрами кредитов, как лимиты по картам, уверен эксперт. Он подчеркивает, что эффективное управление кредитным риском особенно важно в отношении молодых людей до 30 лет — это одна из самых рискованных для кредитования возрастных групп заемщиков. «Не только в силу нестабильного дохода, но и по причине недостаточного жизненного и профессионального опыта и, соответственно, не слишком дисциплинированного отношения к своим кредитным обязательствам».
Эффективное управление кредитным риском особенно важно в отношении молодых людей до 30 лет.
Андрей Петков относится к данным прогнозам скептически. Он уверен, что доступность кредитных карт — не тот инструмент, который может научить пользоваться деньгами финансово неграмотных людей.
Однако при этом он отмечает, что спрос на кредитование среди молодежи сегодня есть, поэтому отказывать в них не стоит — необходимо лишь с осторожностью реализовывать этот процесс. «В ситуациях, когда молодежь может себе позволить оформить и выплачивать кредит на приобретение потребительских товаров, собственного жилья или развитие бизнеса, не стоит искусственно ограничивать возможности граждан», — убежден Андрей Петков.
Молодежи деньги нужнее
В том, что россияне стремятся создать себе кредитную историю, не достигнув 25 лет, эксперты не видят ничего предосудительного. По мнению Юрия Юденкова, считать, что молодым не нужны кредиты, — значит глубоко заблуждаться.
Кредиты помогут воспитать в молодых заемщиках не только финансовую грамотность, но и ответственность, уверены эксперты. «Молодежь общается между собой более активно, чем с людьми более старшего возраста и в силу этого распространение новых продуктов банковских происходит более быстро. А кредитные карты, это как „ключик“ к клиентам», — размышляет Юрий Юденков.
По данным исследования международной программы PISA-2015, в текущем году финансовая грамотность российских подростков превысила средний международный уровень. По этому показателю Россия поднялась с 10 места среди 18 стран на 4 место среди 15 стран. Российские учащиеся в возрасте 15 лет улучшили в 2015 году свои результаты по сравнению с 2012 годом.
При этом темпы роста финансовой грамотности среди российских подростков выше, чем читательской и математической грамотности.
Вероятно, «помолодевшее» кредитование в России действительно поможет вырастить новое поколение заемщиков, дорожащих своей «ранней» кредитной историей.
[simlink]Финансовая грамотность в России Как привить детям правильные финансовые привычки[/simlink]
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы