USD - 57.51   0.06    EUR - 67.89   0.04

Россияне в возрасте до 25 лет стали чаще брать кредиты. Положительно ли отразится такое явление на кредитных портфелях банках и нужны ли займы людям, не имеющим постоянного источника дохода, разбирались с экспертами.


Дорогу молодым

По итогам I квартала текущего года в общей структуре заемщиков с действующими кредитами доля россиян в возрасте до 25 лет показала значительный рост. По состоянию на 1 апреля, следует из данных Национального бюро кредитных историй (НБКИ), она составила 5,2%, увеличившись с начала года на 0,4%.

Как уточнили в НБКИ, основным «драйвером» роста доли «самых молодых» заемщиков в I квартале 2017 года стало необеспеченное кредитование и, в первую очередь, сегмент кредитных карт. 10,6% всех выданных с начала года кредитных карт пришлись на граждан в возрасте до 25 лет. Рост их доли по сравнению с IV кварталом 2016 года составил 1,4%. Доля потребительских кредитов, предоставленных «молодежи» до 25 лет, достигла 8% от общего количества выданных в 1 квартале 2017 года кредитов данного типа.

Что мешает кредитам стать доступными

По данным онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово», клиенты в возрасте от 18 до 25 лет составляют 21% от общего числа заемщиков компании. Целями оформления микрозаймов молодежи являются текущие расходы (14,5%), лечение (11,6%), покупку подарков (11%), выплату по другому кредиту (6,9%), ремонт автомобиля (6,4%), оплату обучения (5,7%).

Основным «драйвером» роста доли «самых молодых» заемщиков в I квартале 2017 года стало необеспеченное кредитование.

По мнению Александра Викулина, директора НБКИ, рост числа молодых заемщиков — новая тенденция на рынке розничного кредитования. Она, прежде всего, вызвана нехваткой так называемых «хороших», зрелых заемщиков.

Тем не менее, Андрей Петков, генеральный директор онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово», скептически относится к данной тенденции. Эксперт считает, что привлечение молодежи в качестве клиентов вряд ли поможет банкам улучшить качество своих кредитных портфелей.

«Согласно статистике, молодые заемщики не отличаются ни хорошей платежеспособностью, ни ответственным отношением к своим заемным обязательствам. Причин тому несколько: прежде всего, в этом возрасте мало кто имеет постоянную занятость и хорошую зарплату. Молодые специалисты по причине отсутствия опыта еще не могут претендовать на солидные должности и оклады». К тому же, добавляет эксперт, молодежь поколения 2000-х не привыкла откладывать «на потом» реализацию своих желаний, поэтому имеет склонность тратить еще не заработанные средства и принимать не самые верные кредитные решения. Все это приводит к образованию просрочки и безнадежных долгов».

Однако Юрий Юденков, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, придерживается противоположного мнения. В НБКИ отмечают, что основным «драйвером» привлечения молодых заемщиков являются кредитные карты, что позволяет банкам максимально эффективно управлять кредитным риском с целью минимизации собственных потерь.

«В этом плане при выдаче кредитных карт банкам необходимо быть более внимательным и последовательным при установлении лимитов по кредитной карте конкретно по каждому заемщику, — комментирует Юрий Юденков. — И в этом случае можно воспитывать своего заемщика. То есть у вас есть кредитная карта, через два года она заменяется и, если вы подтверждаете свою статусность по текущим обязательствам, вам тогда повышают лимит, возможно, даже с лучшим процентом».

Воспитать заемщика

В целом же эксперты отмечают, что кредитование молодых поможет сформировать новое поколение, относящееся ответственно к долговым нагрузкам.

«Чем хорош молодежный сегмент, так это тем, что у банков есть собственный шанс воспитать собственную клиентуру, собственных заемщиков и отобрать наиболее дисциплинированных, — рассуждает Юрий Юденков. — И есть шанс улучшить кредитный портфель».

Это произойдет, в том числе, и за счет гибкого оперирования такими параметрами кредитов, как лимиты по картам, уверен эксперт. Он подчеркивает, что эффективное управление кредитным риском особенно важно в отношении молодых людей до 30 лет — это одна из самых рискованных для кредитования возрастных групп заемщиков. «Не только в силу нестабильного дохода, но и по причине недостаточного жизненного и профессионального опыта и, соответственно, не слишком дисциплинированного отношения к своим кредитным обязательствам».

Эффективное управление кредитным риском особенно важно в отношении молодых людей до 30 лет.

Андрей Петков относится к данным прогнозам скептически. Он уверен, что доступность кредитных карт — не тот инструмент, который может научить пользоваться деньгами финансово неграмотных людей.

«Этому должны предшествовать способствовать специальные учебные курсы, обучающие ролики или чтение литературы. Сначала финансовая грамотность — потом доступность финансовых услуг».

Однако при этом он отмечает, что спрос на кредитование среди молодежи сегодня есть, поэтому отказывать в них не стоит — необходимо лишь с осторожностью реализовывать этот процесс. «В ситуациях, когда молодежь может себе позволить оформить и выплачивать кредит на приобретение потребительских товаров, собственного жилья или развитие бизнеса, не стоит искусственно ограничивать возможности граждан», — убежден Андрей Петков.

Молодежи деньги нужнее

В том, что россияне стремятся создать себе кредитную историю, не достигнув 25 лет, эксперты не видят ничего предосудительного. По мнению Юрия Юденкова, считать, что молодым не нужны кредиты, — значит глубоко заблуждаться.

«Нужны, даже может быть больше, чем старшему поколению, потому что у них желания другие, более активные». Но в этом случае важно, добавляет он, чтобы заемщики соизмеряли свои желания со своими возможностями. То есть понимали, что за все приходится платить.

Кредиты помогут воспитать в молодых заемщиках не только финансовую грамотность, но и ответственность, уверены эксперты. «Молодежь общается между собой более активно, чем с людьми более старшего возраста и в силу этого распространение новых продуктов банковских происходит более быстро. А кредитные карты, это как „ключик“ к клиентам», — размышляет Юрий Юденков.

10 советов как научить детей считать деньги

По данным исследования международной программы PISA-2015, в текущем году финансовая грамотность российских подростков превысила средний международный уровень. По этому показателю Россия поднялась с 10 места среди 18 стран на 4 место среди 15 стран. Российские учащиеся в возрасте 15 лет улучшили в 2015 году свои результаты по сравнению с 2012 годом.

При этом темпы роста финансовой грамотности среди российских подростков выше, чем читательской и математической грамотности.

Вероятно, «помолодевшее» кредитование в России действительно поможет вырастить новое поколение заемщиков, дорожащих своей «ранней» кредитной историей.

Чаще всего читают:

Liketwice магазин P2p площадки Россия TeleTrade Александр Федяев отзывы Валютные заемщики как та Владельцы ателье о деятельности Втб приват банкинг Выгода от сдачи квартиры в Испании Зачем нужны часы apple Ирина Крючкова дизайнер где купить Как прожить без денег в России? Как стать директором по логистике? Как стать идеальной за 10 дней? Какой авиакомпании России стоит доверять? Какую криптовалюту купить? Когда появятся 5g девайсы? Кризис продаж фитнес 2016 Микрозелень для ресторана купить СПБ Может ли мужчина работать экономистом Мошенничество на антикварном рынке Пассивны доход при Подводные камни при банкротстве Продать книги из домашней библиотеки САН Диего налоги и цены Сколько мы платим налогов? Сколько стоит молоко? Стоит ли вкладывать в недвижимость Тренинговый бизнес Хостел в жилом доме Что делать с долларами?

Екатерина Балан

2923 Статьи

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Последние статьи

Наверх

Спасибо!