Уменьшение веса упаковок традиционных продуктов, как оказывается, стало не просто маркетинговым ходом производителей, но и серьезным экономическим инструментом для преодоления кризисных явлений в экономике. Помогает ли шринкфляция решать экономические проблемы страны, разбирались с экспертами.
Что лучше — меньше или дороже
В апреле газета «Ведомости» опубликовала наблюдения декана факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге о том, какие изменения происходят в экономике Великобритании после принятия решения покинуть Евросоюз. Обвал курса фунта и рост цен на импорт в результате привели к росту издержек британских производителей и росту цен на продовольственные товары. Однако это происходило знакомым для России, но оригинальным для британцев способом: к примеру, производители шоколада Toblerone вместо повышения стоимости плитки уменьшили ее вес, увеличив зазоры между треугольниками.
Инфляция: на сколько же на самом деле дорожают товары
Среди британских фанатов Toblerone такое предложение вызвало бурю негодования: «Это решение является самым глупым из всех, когда-либо принятых в бизнесе, — приводит цитату любителя Toblerone портал о жизни в Швейцарии. — У фирмы есть «первоклассный шоколадный батончик, который широко известен благодаря своей особой форме, и вот в целях экономии меняют его форму? Что ж, теперь у этой фирмы есть дорогостоящий продукт, который выглядит как странная копия».
Вес стандартной упаковки снизили производители мяса и птицы. Такое явление получило название «шринкфляция» от английского глагола «to shrink» — «сжиматься». Супермаркеты таким образом борются за долю рынка, удерживая покупателей от перехода к конкурентам. Известен также пример использования шринкфляции не только производителями Великобритании, но и самим государством. В этой стране, отмечают эксперты, таким образом собирались налоги. В пачках сигарет, продаваемых в барах, было 16 сигарет вместо 20, в то время как при продаже в магазинах количество сигарет в пачке было обычным.
Признак кризиса или маркетинговый прием?
Шринкфляция, не так давно обнаружившаяся в Великобритании, россиянам известна уже давно. Мало кто сегодня обращает внимание на то, что в упаковке молока, бутылке подсолнечного масла, или пачке риса не один литр или килограмм, а 900 граммов. «Впервые достаточно массово уменьшение объема продукта в упаковке, по сравнению с привычным значением, российские производители начали достаточно массово применять еще во времена кризиса 2008—2009 гг.», — вспоминает Сергей Хестанов, экономист.
Эксперты отмечают, что шринкфляция свидетельствует, прежде всего, о падении потребительского спроса, который, что является кризисным элементом в экономике страны.
Тем не менее, уверен Михаил Васильев, замдиректора Центра развития финансовых квалификаций и компетенций факультета финансов и банковского дела РАНХИГС, шринкфляция не обязательно свидетельствует о кризисе: это просто метод конкурентной борьбы за клиента. «Пачка сахара или крупы весом в 900 граммов выглядит очень похоже на килограммовую, а стоит дешевле. Всегда ли мы внимательно смотрим на упаковку? Часто выбираем просто „пачку продукта“».
Дмитрий Шиманов также уверен, что шринкфляция — хороший выход из ситуации, когда есть необходимость в инфляции, но не выгодно увеличивать цены. Для России подобная модель тоже выгодна, так как помогает удерживать инфляцию на желаемом уровне. Это хороший способ увеличить доходность предприятий без увеличения розничных цен. «С одной стороны, себестоимость продукта уменьшается и валовая прибыль производителя увеличивается. С другой — потребитель не тратит больше, а уменьшение веса продукта на 5–10% фактически не ощущается».
Решение не тех проблем
Однако Олег Богданов уверен, что шринкфляция — банальное введение в заблуждение потребителей, не оказывающее влияния на инфляцию. «Статистика оперирует чистыми величинами — 1 кг, 1 литр и т. д. «Производители являются единственными бенефициарами данного метода, — отмечает главный аналитик „Телетрейд Групп“. — Но они очень рискуют своей репутацией, получая краткосрочную прибыль, в перспективе могут лишиться части клиентов».
Экономист отмечает, что как для потребителя, так и для производителя такой прием, как шринкфляция, нейтрален. В конечном итоге, на рынке представлена и традиционная, и «уменьшенная упаковка» привычных товаров. И каждая из них находит своего покупателя.
«Массовое использование такого приема, как незначительное уменьшение товара в упаковке — отражение падения платежеспособного спроса, и, как следствие — падение товарооборота розничной торговли. Это явление в российской экономике, увы, действительно присутствует. Но преодолеть это маркетинговыми уловками невозможно в принципе», — резюмирует эксперт.
По мнению же Дмитрия Шиманова, шринкфляция может быть направлена на эффективное решение других проблем, которые также могут негативно отражаться на экономике страны. «Основная проблема нашего континента, — отмечает генеральный директор MAR CONSULT, — не голодание населения, а переедание, лишний вес и связанные с этим медицинские и экономические последствия». В этом случае искусственное уменьшение порций продуктов идет на пользу и потребителю, и производителю, и государству, уверяет эксперт. «Увеличение EBIDTA предприятий на прямую влияет на объем налоговых выплат, а здоровье населения сопряжено с затратами на медицину и социальной нагрузкой на государство».
И тем не менее, с появлением шринкфляции в Великобритании статистика зафиксировала рост расходов потребителей.
[simlink]Привлекательна ли Россия для иностранных инвесторов?Действительно ли дешевеет соль?[/simlink]
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы