Почему голодают валютные ипотечники

Почему голодают валютные ипотечники

3674 12 мая, 2017 год

Третий день валютные ипотечные заемщики Совкомбанка проводят голодовку в московском отделении кредитной организации. Причина голодовки — новость о том, что их валютные кредиты продали за рубли и с дисконтом в 90%.


«Современное рабство»

Ипотечные заемщики Совкомбанка, которые объявили 11 мая бессрочную голодовку, — это бывшие клиенты Нордеа-банка. Напомним, в январе российская «дочка» шведской группы Nordea заключила сделку по продаже ипотечных кредитов Совкомбанку. Около 30% портфеля — кредиты в иностранной валюте. Стоимость сделки составила порядка 16 млрд руб.

По данным общественного движения «Московский совет», из материалов прокурорской проверки, инициированной из-за многочисленных нарушений прав потребителей «Совкомбанка», валютные ипотечные заемщики выяснили, что их кредиты купили за рубли с дисконтом — до 90%.

В феврале текущего года акция протеста валютных заемщиков уже проводилась у здания Совкомбанка. Люди требовали перевода в рубли их валютных кредитов. Однако просьбы руководство кредитной организации не услышало, что и привело к сегодняшней голодовке.

Сообщалось, что многочисленные обращения заемщиков о реструктуризации привели к угрозам со стороны банка продать пакет закладных активистов коллекторам.

Три дня назад сообщалось, что группа заемщиков посетила Совкомбанк с целью пригласить на переговоры руководство, однако встретила полное игнорирование ситуации. Как уточнили в Московском совете, за несколько часов нахождения в здании Совкомбанка к валютным ипотечникам никто не вышел. Они вручили коллективное обращение, которое также осталось без ответа. После этого заемщики объявили голодовку и отказались покидать клиентскую зону бизнес-центра, расположенного на Краснопресненской набережной.


Охрана бизнес-центра оформила жалобу о нарушениях. В ночь на 11 мая сотрудники полиции ОВД Краснопресненское задержали пятерых голодающих, обвинив в неповиновении требованиям представителей закона. Однако другие валютные заемщики Совкомбанка продолжают находиться в здании кредитной организации. На место голодовки прибывают новые участники. Люди находятся без воды и еды. В руках плакаты — «Современное рабство», «Мародёры у руля», «Остановите геноцид».

Типичная бесчеловечность

На запрос DME о ситуации с голодающими валютными ипотечниками Совкомбанк на момент подготовки публикации не ответил.

В интервью одному из московских телеканалов Сергей Миронов, глава думской фракции от «Справедливой России» заявил, что ситуация, в которой оказались валютные заемщики Совкомбанка, бесчеловечна. Но он также добавил, что сегодня это типичная история.

«Это наши граждане, наши люди, которые верили государству, верили, что курс рубля будет стабилен. И, как в народе говорят, они попали», — добавил Сергей Миронов. Парламентарий считает, что делать вид, что проблемы не существует, антисоциально.


В Госдуме сейчас на рассмотрении находятся четыре законопроекта, призванные решить проблему валютных заёмщиков. Однако пока ни один из них так и не нашёл одобрения большинства.

«С точки зрения закона, банк в полном праве переступить права требования и даже продать эти долги, — отмечает Саркис Дарбинян, партнер компании „Кредитная клиника“. — Однако с точки зрения социальной справедливости эти действия вызывают множество вопросов у валютных заемщиков, потому что им навстречу никто не пошел, зато с огромным дисконтом готовы эти долги перепродавать. Это абсолютно непонятная ситуация».


«Поведение руководства банка Nordea, продавшего долги своих валютных ипотечников за бесценок, можно обосновать солидарностью с остальным банковским сообществом, негласным принципом которого в данной ситуации является вынужденное удержание клиентов в тисках валютной ипотеки, а также отъём жилья, за которое люди уже вернули заёмные средства, но остались должны по гроб из-за резкой девальвации рубля», — комментирует Ирина Ости, координатор движения валютных заёмщиков.

По мнению Ирины, руководство Совкомбанка разглядело в этой сделке возможность неплохо заработать. «Купить долги за 10%, а стрясти по полной? О такой марже можно только мечтать».

Однако Ирина считает, что таким образом Совкомбанк заработал себе большую проблему, поскольку «подставил акционеров под имиджевые риски в надежде на баснословную прибыль». Так как возросшие вдвое долги валютные заёмщики вернуть физически не могут, сегодня Совкомбанк претендует на их жилье.

Саркис Дарбинян считает, что шансов на помощь со стороны государства или банков у валютных заемщиков все меньше. «Надо понимать, что закон далеко не на стороне валютных заемщиков, и органы исполнительной власти, по сути, отказались вмешиваться в эту историю. Поэтому спасение утопающих остается делом самих утопающих».

Саркис Дарбинян подчеркивает, что банки рассматривают все кредитные договоры в индивидуальном порядке: кто-то уже принял условия и предложил решение проблемы, но есть такие организации, которые жестко стоят на своих условиях и не готовы идти навстречу своим заемщикам.

По мнению Ирины Ости, решение проблемы видится исключительно в справедливой реструктуризации валютных ипотечных кредитов с переводом в рубли по курсу на дату заключения договора.

«Все эти годы граждане самостоятельно несли все договорные риски, в том числе валютные. В силу сложившихся форс-мажорных обстоятельств и в поддержку развития цивилизованного рынка ипотеки в России необходимо пересмотреть разделение рисков между физическими и юридическими лицами (банками) и избавить людей от некачественного и, как оказалось, опасного продукта под названием «валютная ипотека».


Геннадий Васильев, партнёр адвокатского бюро «Дмитрий Филин и партнёры», считает, что данное обстоятельство валютные ипотечные заемщики могут использовать в суде в своих интересах. «У них появляется, как минимум, повод предъявить исковые требования о признании такой продажи недействительной, — комментирует эксперт. — У валютного ипотечника появляется шанс „затянуть“ процесс. Он получает возможность требовать предоставления в суд необходимых документов, оспаривать решение, если суд решит, что такая сделка не ущемляет права валютного ипотечника. Все это может затянуть конкретный процесс по меньшей мере на год. Валютный ипотечник это время может продолжать жить в своей квартире. Кроме того, в правительстве идут дискуссии, как бы помочь оставшимся валютным ипотечникам. Может быть, такая задержка даст шанс дождаться необходимых перемен».

Однако Саркис Дарбинян настроен менее оптимистично: «Единственное, что остается сегодня валютным ипотечникам, — добиваться какими-то мерами гражданского протеста решений со стороны банков, которые в каждом конкретном случае определяют, как решить проблему валютных заемщиков».

Фотографии и видео: Московский совет

[simlink]Валютная ипотека: кто виноват и что делать?Кто поможет валютным ипотечникам[/simlink]

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70466
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18746
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12972
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9708