К чему приведет ограничение времени работы гипермаркетов?

К чему приведет ограничение времени работы гипермаркетов?

3903 3 апреля, 2017 год

Совет Федерации подготовил законопроект, запрещающий крупным магазинам работать по ночам. Кроме того, документом предусмотрено ограничение времени работы гипермаркетов в выходные дни, пишет РБК.

Ожидается, что крупные магазины будут работать в субботу до 16.00, в будни – до 21.00. Круглосуточной работы гипермаркетов не будет. Авторы законопроекта предполагают, что подобные ограничения помогут малым магазинам, в которых клиентов на небольшой площади обслуживают 1–2 кассы.

Инициатором законопроекта выступил первый зампред комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. Он отметил, что проект поправок в закон «О торговле» планируется внести в Госдуму в течение осенней сессии парламента от имени рабочей группы вице-спикера Госдумы Ирины Яровой и сенатского комитета по аграрно-продовольственной политике.

По словам Лисовского, проект закона поддерживает часть ведомств, на сегодня разработчики ведут переговоры с остальными. Однако Ирина Яровая отметила, что не разделяет идею законодательно регулировать время работы крупных магазинов. Не поддержали инициативу и ФАС, Минсельхоз, Минпромторг.

Вызывает вопросы законопроект и у представителей бизнеса, которые отнюдь не ждут перераспределения покупательских потоков в магазины «у дома», а предполагают, что подобные нововведения приведут лишь к росту цен.

Станислав Черкасов, эксперт потребительского рынка и ценовой политики, президент ПАО «Соль Руси»:

В масштабах потребительского рынка это будет очень плохо, так как приведет к росту цен. Неизвестно, как отреагирует на такое положение вещей и без того измученное постоянными подорожаниями население.

За счет чего гипермаркеты могут держать низкие цены и предлагать демпинг – за счет оборота и собственных логистических цепочек. Малые магазины никогда не смогут предложить покупателю ничего подобного, чтобы выжить: платить поставщикам, налоги, аренду, зарплату персоналу и иметь хоть какую-то прибыль, такие магазины должны держать достаточно высокие цены. К тому же маленькие магазины никогда не смогут обеспечить большого ассортимента, который предлагают гипермаркеты.

Подобные изменения в закон «О торговле» больно ударят по сетевикам, они будут вынуждены повысить цены из-за падения, а потребители, в очередной раз будут вынуждены потуже затянуть пояса. Если очень хочется помочь малому бизнесу, делать это надо не за счет сокращения конкуренции, а счет снижения налоговой нагрузки и прочих преференций.




Полина Кирова, директор по развитию ТМ «Рыбсеть»:


Так как продуктовые магазины, находящиеся в жилых домах, ограничены в работе в ночное время, маловероятно, что именно эта часть законопроекта окажет влияние на продажи малого бизнеса. У большего числа маленьких продуктовых отделов продажи после 21.00 составляют максимум 5-7% от всего дня, а на некоторых после 21.00 продаж и вовсе нет. Конечно, эти показатели сильно зависят от специфики продукции, но в продуктовом ритейле эта ситуация наблюдается повсеместно.

Ограничение времени работы гипермаркетов в выходные дни, с другой стороны, может положительно повлиять на продажи продуктового стрит-ритейла. Возможно, покупатели будут делать выбор в пользу магазинов формата «у дома», если покупки в гипермаркетах в выходные дни станут для них менее удобными. Впрочем, если речь идёт о том, что гипермаркеты будут закрывать на час-два раньше, чем обычно, это не окажет никакого влияния, разве что сместит покупательский трафик в гипермаркетах на ранее время.





Ярослава Усатова, ТД «Кондитер»:


Помогать малому бизнесу путем ущемления большого – все равно, что регулировать среднюю температуру по больнице.

Малые магазины на одну-две кассы – это максимум – 1000 ассортиментных позиций совокупно, от хлеба до зубного порошка. Этого достаточно для формата магазина «у дома», под ежедневные потребности, но очевидно недостаточно для покрытия индивидуальных запросов домовых хозяйств. Кроме того, это значительно сокращает возможности производителей пробить дорогу к покупателю. По сути, получаем искусственное ограничение конкуренции и рукотворный «совок» в отдельно взятых жилых кварталах. Торговая наценка несетевой розницы – 25%, средняя наценка сетей – 10%. Вряд ли с обновлением закона «О торговле» доходы населения в одночасье увеличатся на 15%. Время работы магазина «у дома» зачастую привязано к разрешенному времени торговли спиртным, то есть до 23:00.

Таким образом, под защиту закона «О торговле» попадают ограничение по ассортименту, более высокий ценник и произвольное время работы несетевого ритейла. Годных плодов ожидать не стоит. Снижение конкуренции в сфере услуг ведет только к снижению качества услуг.

Те 0,5% (фигурально выражаясь) покупателей, что сегодня делают ночные покупки у федералов, совершенно точно переживут, скорректировав время. «Воскресные» покупатели перенесут свои покупки на субботу. Те, кто делал покупки под закрытие, научатся делать их, например, до 16:00.

Учитывая, что якорные арендаторы, которыми являются гипермаркеты, формирую трафик для ТРК в целом, потери понесут и ТРК. Давайте подумаем, есть ли смысл семье выезжать в Мегу в воскресенье, если в Икее в этом месяце уже были, а Ашан все равно закрыт?

Есть ли вероятность, что трафик из гипермаркетов перейдет на магазины «у дома»? С учетом указанных выше параметров этого формата –вряд ли. Плановые покупки для каждого формата останутся плановыми.

Что касается малого бизнеса, то ему помогут ориентация на клиента и разумное налогообложение.




[simlink]Как правильно покупать на AliExpress: 6 советов начинающим5 способов сэкономить в интернет-магазинах[/simlink]

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71853
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18867
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13056
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9761