А дома лучше: 6 подводных камней домашнего обучения

А дома лучше: 6 подводных камней домашнего обучения

3365 31 августа, 2016 год

С постепенным распространением семейной формы обучения родители приходят к мнению, что не готовы передать ответственность за образование ребенка посторонним людям, заинтересованным в успеваемости и соответствии стандартам, а не индивидуальности ребенка. Но так ли благополучно проходит процесс обучения в домашних стенах, как хотелось бы? Вместе с экспертами рассмотрели препятствия, с которыми сталкиваются родители детей, обучающихся дома. Завершаем цикл статей о домашнем образовании.


1. Стоимость

Финансовый вопрос — один из решающих, в том числе при переходе на семейную форму обучения. Сложности с предметами, в которых не разбираются и родители, потребуют привлечения сторонних специалистов и дополнительных затрат.

Сегодня обучение на дому — это все-таки неформат и отклонение от общепринятого стандарта, доступное не каждому, замечает сооснователь и СЕО интернет-платформы для поиска репетиторов Preply Кирилл Бигай. «Привлечение репетиторов — не самое дешевое удовольствие. Один только урок английского языка с русскоязычным преподавателем обойдется минимум в $6–10, а аналогичные онлайн-занятия с носителем языка — еще на 50% дороже. Так что решение о переходе на homeschooling должно быть тщательно взвешенным и продуманным, особенно с финансовой точки зрения».



Дополнительное развитие в секциях и кружках часто тоже организовано на платной основе. Книг и энциклопедий, иных сопроводительных материалов вроде настольной химической лаборатории, вероятно, придется закупить на сумму большую, чем учебники.

Определенную экономию при обучении дома можно достичь за счет отказа от сопутствующих затрат на подготовку к школе, охрану, уборку, дополнительные занятия при школе.

2. Образ жизни родителей

В случае с семейным обучением родителям необходимо располагать достаточным количеством свободного времени. Как вариант, родитель-проводник в мир знаний должен или не работать, или иметь гибкий график и обязательно — живой интерес к жизни, окружающему миру. Другой вариант — нанять не няню, а полноценного гувернера или гувернантку для ребенка.

«В семьях, выбравших homeschooling, один из родителей вынужден посвящать все свое время занятиям. Те же, кто не может проводить время дома, но заинтересован в качественном образовании чада, все равно находят способ обучать детей на дому, обращаясь к няням с педагогическим образованием, нанимая репетиторов или записывая детей в кружки, дающие знания по определенным предметам», — рассуждает Кирилл Бигай, вновь возвращая нас к финансовой стороне вопроса.




3. Давление на ребенка

Родителям, взявшим на себя ответственность за количество и качество усвоенной ребенком в домашних условиях информации, его социальные и коммуникационные навыки, оставаться отстраненными крайне сложно.

«Главная особенность семейного образования — ориентация на потребности и возможности ребенка. Поэтому организация обучения — важная часть хоумскулинга. И здесь главная причина проблем — родители, оказывающие излишнее давление на ребенка от страха, неумения и отсутствия опыта. Нужно быть очень осторожным, не торопиться, не наседать. Переход на домашнее обучение — тяжелый процесс для всей семьи, но преодолимый», — комментирует эксперт по семейному и альтернативному образованию Алексей Семёнычев.



По мнению директора семейного комплекса «Центр Родительства», перинатального психолога Виктории Тимофеевой, если стоит выбор между домашним обучением и школой, нужно выбрать оба, тем самым встроив школьную систему в общую концепцию образования ребенка.

4. Сопротивление системы

Исходя из опыта родителей, уже столкнувшихся с процессом перевода детей на семейную форму обучения, выслушать придется немало.

Кроме того, по словам Кирилла Бигай, получить специальное разрешение департамента образования для перехода на домашнее обучение не так просто. «Дети, не владеющие базовыми знаниями, не смогут сдать специальной комиссии нормативы и потому рискуют не получить аттестат. В целом, домашнее образование еще слабо представлено и не находит поддержки на высоком уровне, но, если говорить о европейском опыте, этот процесс является многообещающим».



По заверениям родителей детей на домашнем обучении, за последние годы процедура перевода без медицинских показаний сильно упростилась. Но пока отлаженным этот механизм называть еще рано.

5. Формирование комплекса «белой вороны»

По мнению экспертов, к ребенку на домашнем обучении быстро приходит осознание: «я не такой, как все». Считается, что в итоге это может породить комплекс белой вороны.

Большинство таких детей усваивают в разы меньше моделей взаимодействия и возможностей учиться на ошибках других, чем дети, обучающиеся в школе. Пребывание в коллективе по 5–6 часов — это и наблюдение за другими детьми, и анализ их поведения, и разделение поступков на «черное-белое», и овладение навыками распознания лжи, лицемерия. Объяснить это «на пальцах» невозможно, хотя кружки, секции, дополнительные занятия, основанные на проектной деятельности, и широкий круг общения родителей способны немного поправить положение.

Некоторые из экспертов отмечают, что по мере взросления ребенка домашнее обучение может утратить актуальность.

«Есть дети, которым необходимо общение, а есть те, кому достаточно одного-двух друзей. На некотором этапе, в основном в подростковом возрасте, ребенку важно расширять круг общения. Зато в начальной школе часто достаточно семьи. Но опять же, может быть и наоборот. Это индивидуально», — рассуждает Алексей Семёнычев.



При этом в подростковом возрасте влиться в школьный коллектив, особенно не имея «опыта», в разы сложнее, чем в начальной школе. Если ребенок проходил школьную программу ускоренно, экстерном, то будет отставать от одноклассников по всем важнейшим показателям развития, кроме умственных — физические, психологические, социальные.

6. Сложности перехода

Сложным может стать и обратный переход: из школы на домашнюю форму обучения. По признанию некоторых родителей, забравших ребенка из школы, у детей уже появляется старая школьная болезнь — от звонка до звонка, когда в отсутствие интереса к предмету, он цепляется буквально за все происходящее вокруг.

«Общеобразовательную школу, либо коммерческую, имеющую соответствующую лицензию, — заменить домашним обучением сложно. Дополнить — можно, но не заменить. Когда ребенок, переведенный на домашнее обучение, учится с опережением сверстников — это скорее исключение, чем правило. Поскольку образовательные программы сложны, и методики обучения используются довольно интенсивные. В старших классах школьникам порой даже некогда уделять время дополнительным занятиям — музыке, спорту, — ведь нагрузка велика», — рассуждает директор PR-студии «ЛЮДИ» Дарья Осипова.



Те, кто попробовал учить детей на дому, уверяют, что процесс перехода на семейное образование схож с освоением волшебных фокусов. Сперва ничего непонятно — страшно и интересно одновременно. Но стоит начать разбираться, и ты пропал — настолько это увлекательно и безгранично.

Домашнее обучение, построенное на принципе следования за интересами ребенка — отличное дополнение к школьной базе, направленное на выработку навыков, соответствующих требованиям времени: креативность, мобильность, быстрая обработка поступающей информации и пр. Как самостоятельная система — это перспективный и позитивный тренд, хотя и с рядом оговорок.

Журналист по образованию темой финансов заинтересована как лично, так и профессионально. В сфере интересов - недвижимость, инвестиции, банки.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71845
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18865
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13054
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9760