А дома лучше: «за» и «против» домашнего обучения

А дома лучше: «за» и «против» домашнего обучения

5198 29 августа, 2016 год

Продолжая цикл статей об обучении дома, поговорили с экспертами, чтобы взвесить аргументы «за» и «против» этой формы образования.


Против: социализация ребенка

Первый аргумент противников домашнего обучения — отсутствие у детей условий для социализации. Сейчас дети почти не проводят время на улице самостоятельно: жителей мегаполисов нельзя назвать сторонниками прогулок детей без сопровождения. При этом, и, возможно, как раз благодаря этому, индустрия детских развлечений, несмотря на кризис, переживает бурный расцвет. Отсутствие социализации может быть частично нивелировано походами в кружки, развивающие центры, регулярными прогулками на укомплектованных детских площадках.

Тем не менее для овладения навыками работы в команде ребенку действительно недостаточно комфортной семейной среды и даже спортивной секции.

Выделяя ребенка из общей массы, организуя ему индивидуальное пространство для получения знаний, родители тоже идут на определенный риск, замечает основатель и руководитель модельного агентства и школы эстетического развития Queen Models Studio Kids Елена Шерипова. «Согласно последним исследованиям, дети, находящиеся на домашнем обучении, гораздо чаще подвержены страху публичных выступлений. Если родители решили обучать ребенка на дому, они должны восполнить пробелы в его общении с социумом».



Кроме того, по мнению экспертов, у ребенка может не сформироваться навык, а, соответственно, и стимул отстаивать свое мнение перед сверстниками.

Важно не только решить вопрос с всесторонним развитием ребенка, записывая его в кружки, спортивные секции, на дополнительные занятия творчеством в детских центрах. Хотя бы одно из направлений дополнительного образования вне дома должно предусматривать командную работу.

За: психологический комфорт

На другой чаше весов принудительной социализации — психологическое спокойствие ребенка: отсутствие лишних нагрузок, конфликтов с учителями, сверстниками или старшими школьниками. Нерешенные вовремя конфликты, в худшем случае — психологическая «травля» в стенах школы могут преследовать из года в год.

«Главное достижение семейного обучения — возможность высыпаться утром. Все обучение дома строится на основе ритма жизни каждого ребенка. Кому-то легко учиться утром, кому-то вечером. Правильное распределение нагрузки улучшает усвоение материала, увеличивает мотивацию к учебе. Возможность сдавать предметы в свободном режиме помогает строить обучение так, как удобно. Наличие свободного времени позволяет сконцентрироваться на увлечениях ребенка, на его интересах. И дает больше возможности проводить время вместе с родителями или друзьями», — отмечает эксперт по семейному и альтернативному образованию Алексей Семёнычев.




Против: самоорганизация

Второй после социализации распространенный вопрос, вызывающий беспокойство родителей, изучающих вопрос перехода на семейное обучение — не будет ли ребенок «отлынивать» от занятий вне жестких рамок расписания и обязательной посещаемости в ситуации изобилия свободного времени.

Главный принцип семейного обучения — следование за ребенком, его интересами. Понятие учебного года приобретает индивидуальность: процесс обучения может как растягиваться, так и ускоряться, когда программу нескольких классов ребенок проходит за один год.

Как уверяют эксперты, ненавязчивый родительский контроль и учебный план нужны в любом случае. Кроме того, серьезную роль играют совместные ежедневные занятия родителей с ребенком. Взрослый должен быть включен в процесс как соратник, проводник, не демонстрируя желание учить, поучать или контролировать. Такая позиция позволит ненавязчиво отслеживать прогресс в обучении. Совместные занятия в случае с семейным обучением — это не помощь в подготовке домашнего задания в традиционном смысле, а, скорее. наставничество. Обучение происходит повсюду. Это могут быть тематические прогулки по лесу или парку, совместный просмотр обучающих или художественных фильмов по заинтересовавшей теме, совместные театральные постановки, а также бытовые и творческие занятия — мыловарение, закатывание банок, сбор грибов, рисование и все, что угодно.

«Ребенок, учащийся дома, будет чувствовать себя лучше, высыпаться и заниматься уроками столько времени, сколько потребуется — от одного часа в день до обычного школьного многочасового дня. С другой стороны, домашний режим чада ограничит личную свободу родителей, так как кому-то придется уделять все свое время на составление интересной программы обучения, культпоходы и другие образовательные мероприятия», — замечает сооснователь и СЕО интернет-платформы для поиска репетиторов Preply Кирилл Бигай.



«При обсуждении плюсов домашнего обучения часто на первое место ставят свободу образования, то есть ребенок может выбирать что, когда и как долго изучать. Вопрос в следующем — исходя из чего, ребенок должен сделать такой выбор? Личность ребенка, его интересы и ценности еще не сформированы, они как раз и должны формироваться относительно границ, которые задают ребенку взрослые, в том числе и во время обучения. Необходимо помнить об еще одном компоненте обучения — мотивации; она, к сожалению, у ребенка далеко не всегда стабильна», — подчеркивает директор семейного комплекса «Центр Родительства», перинатальный психолог Виктория Тимофеева.

И все же, как отмечают эксперты, выспавшийся ребенок, овладевающий новой информацией в комфортном темпе, с искренним интересом, а не «из-под палки» — это совсем не тот, который вырвался на каникулы и не хочет слышать о дополнительных занятиях или чтении.

За/против: внутрисемейные связи

Дом — изначально место уюта, спокойствия и радости. Создать условия, способствующие максимальной концентрации в месте, где человеку свойственно расслабляться — задача не из простых. Нивелировать эту сложность поможет создание обучающей среды, открывающей дополнительные возможности саморазвития и выбора дела по душе: наличие в свободном доступе энциклопедий, книг, наборов для творчества, музыкальных инструментов, спортивных снарядов, конструкторов, приборов для изучения окружающей среды (микроскоп, подзорная труба, телескоп и пр.).

Родитель, конечно, не может равноценно заменить 12–15 профессиональных педагогов, но изучить глубже детскую психологию и педагогические приемы под силу каждой любящей маме. Дети легко «зажигаются», видя искренний интерес взрослого. Творческий подход и совместные попытки разобраться подстегивают ребенка на дальнейшее освоение сложного материала и компенсируют недостаток знаний по предмету взрослого и тем более отсутствие педагогического образования. В предмете, вызывающем сложности при изучения внутри семьи, помогут разобраться репетиторы или тематические кружки, школы.

«Канадские родители, по словам доктора Брайана Д. Рэя из американского Национального института исследований домашнего образования, считают, что, не посещая школу, ребенок лучше усваивает семейные традиции и ценности и живет более полной жизнью. Вероятно, они правы, учитывая стремительно растущий процент семей, отказавшихся от посещения школ, — комментирует Кирилл Бигай. — Но не стоит забывать: рано или поздно каждому человеку приходится учиться находиться в обществе, и проще это сделать в юном возрасте. Если сейчас ребенку достаточно общения с родителями и близкими родственниками, то по мере взросления он все больше будет нуждаться во внимании сверстников. К тому же может возникнуть проблема непринятия „неформатного“ человека детским обществом».




За/против: качество образования

Если в школе занятия организованы в соответствии с четкими инструкциями, планами и требованиями с подобранным учебникам, то дома родители и дети вольны задействовать любой источник информации, а также углубленно изучать интересующие предметы в комфортном темпе. Эксперты уверены, что это благоприятно отображается на качестве полученного образования.

«Школы в большинстве своем ориентированы на среднего ученика. „Сильному“ ребенку там нечему учиться, а „слабый“ не дотягивает даже до „середнячка“. Многое зависит и от учителя. Кроме того, сейчас в школах на учеников налагается колоссальная нагрузка. Родители жалуются, что с предметом их детей знакомят поверхностно, а остальной материал детям приходится осваивать дома с родителями. Тогда у последних возникает вопрос: а стоит ли вообще ходить в школу? И они переводят детей на полное домашнее обучение», — подчеркивает Елена Шерипова.



«Дети, которые обучаются на дому не из-за вынужденных обстоятельств или по состоянию здоровья, уже могут составить достойную конкуренцию по уровню знаний сверстникам, посещающим школы, — замечает Кирилл Бигай. — Доктор Брайан Рэй еще в 2012 году заявил, что все существующие достоверные исследования сводятся к одному выводу: и в академическом, и в социальном плане результаты домашнего обучения, как минимум, не хуже, а нередко — лучше, чем у школы».

Эксперты отмечают, что в системе семейного образования актуален принцип «Главное — не знать, а знать, где узнать». По любому вопросу можно найти специалиста, готового делиться информацией. Свободные формы образования, лишая ребенка принципа получения информации «получил разжеванное — переварил», стимулируют его на поиски и более глубинное изучение материала, вызвавшего интерес.

Домашнее образование — не волшебная таблетка. Оно не может идеально подходить большинству детей, тем более каждому. Есть те, чья потребность в тесной сплоченности с коллективом и широком круге общения исключительно высока, и домашняя среда не способна удовлетворить этот запрос в полной мере. Играет роль и готовность родителя, которому кроме высокой эрудированности, наличия свободного времени, понадобится и жажда собственного развития и совершенствования.

Журналист по образованию темой финансов заинтересована как лично, так и профессионально. В сфере интересов - недвижимость, инвестиции, банки.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71892
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18872
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13060
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9762