Марина Петрова

Марина Петрова

4601 24 июня, 2016 год

На это неделе не утихают информационные баталии вокруг российского молока. 20 июня Россельхознадзор рассказал об основных способах фалисификации молока, упомянув, что производители добавляют в него крахмал, мел, мыло, соду, известь, борную или салициловую кислоты и даже гипс. Национальный союз производителей молока обратился к вице-премьеру Аркадию Дворковичу и министру сельского хозяйства Александру Ткачеву с жалобой на Россельхознадзор. Производители назвали информацию ведомства бездоказательной, наносящей ущерб репутации отрасли. Александр Ткачев сразу же заявил, что более 90% молочной продукции на рынке РФ отвечает требуемому качеству. Что же происходит на молочном рынке страны, поговорили с Мариной Петровой, экспертом молочного рынка, генеральным директором «Petrova Five Consulting».


Почему такой резкий информационный интерес к молоку наблюдается на этой неделе?

Интерес к молоку начался еще в марте 2016 года после информирования Минсельхозом участников рынка о введении партионной системы учета молока. Сегодняшние заявления и взаимные обвинения регулятора и участников рынка можно считать очередным этапом в процессе усиления регулирования молочного рынка. Усиление государственного контроля над любым рынком никогда не обходится без сопротивления его участников. Кроме того, молоко — это базовый продукт и, естественно, к нему приковано внимание общественности.

Каковы самые частые способы фальсификации молока?

Необходимо разделить два понятия: молоко и молочные продукты. Также существует градация молочных продуктов: продукты молочные, молокосодержащие, а также аналоговые.

Молочный продукт изготавливается из молока и/или его составных частей без использования в нем немолочных жира и белка. Молочный продукт изготавливают из натурального, нормализованного, восстановленного, рекомбинированного, замороженного молока и/или их смесей. Молокосодержащий продукт может содержать в своём составе ингредиенты немолочного происхождения с массовой долей сухих веществ молока в сухих веществах продукта не менее 25%. Продукты-аналоги могут содержать в своём составе до 5% животных жиров.

Молоко — это базовый продукт и, естественно, к нему приковано внимание общественности.

Если говорить о фальсификации сырья, то единственный способ массовой фальсификации, которым могут воспользоваться заводы — это использование восстановленного молока. То есть используется сухое молоко, которое восстанавливают и пытаются реализовать как натуральное. Однако на заводах проводится входной контроль качества, который и выявляет подобные случаи.

К популярным способам фальсификации можно отнести и использование пальмового масла и сухого молока при производстве сыра и сливочного масла. Использование мела или гипса — это устаревшие и практически неиспользуемые варианты на заводах с современным оборудованием. Стоит также отметить такой способ фальсификации как подделка упаковки, этикетки и товарно-сопроводительной документации производителей качественной продукции.

На каком этапе обычно происходит фальсификация?

Технологический цикл построен таким образом, что сырое молоко необходимо в определенных параметрах в зависимости от тех продуктов, которые выпускаются на предприятии. Все современные заводы оснащены бесконтактным автоматизированным оборудованием, что в принципе исключает возможность подмены составляющих и изготовления фальсификата.

Чаще подделывается сливочное масло, сыр и иногда творог.

Но молочной продукцией случаются ситуации, в которых производители используют при изготовлении какого-либо молочного продукта определенную добавку, не отраженную на упаковке, но никакой особой опасности здесь не существует.

Есть и другой пример, когда молочный жир заменяется растительным, но в составе на упаковке это не отражается — в этом случае такая продукция является фальсификатом. Чаще подделывается сливочное масло, сыр и иногда творог. Также иногда питьевое молоко делают из сухого с использованием пальмового масла и себестоимость такого продукта — 19 руб. за 1 литр. Такие случаи наблюдаются, но они не носят массового характера.

Может ли потребитель отличить фальсифицированное от обычного?

К сожалению, со 100%-ой вероятностью выявить наличие растительных жиров в молочных продуктах можно только в специальной лаборатории. Однако, у потребителя есть возможность сократить вероятность покупки ненатуральной продукции. В первую очередь, необходимо внимательно читать состав продукта на упаковке. В натуральном молоке и молочных продуктах (твороге, сметане, сливочном масле и сыре) не должно быть никаких растительных жиров. Если же в состав продукта включаются растительные жиры, то он не может уже называться сливочным маслом или сыром, а должен быть указан как «спред», «сырный продукт», «творожный продукт» и «сметанный продукт». Продукт, изготовленный с применением растительных жиров, имеет однородную консистенцию, ровный цвет и на протяжении срока хранения не меняет своих потребительских качеств.

К сожалению, со 100%-ой вероятностью выявить наличие растительных жиров в молочных продуктах можно только в специальной лаборатории.

Иногда внешний вид товара (дизайн упаковки, цветовые решения) дает основания думать, что это натуральный продукт, но он таковым не является. При этом состав продукта и использование растительных жиров может быть указано, но внешний вид вводит потребителей в заблуждение. Я советую внимательно читать состав продукта на упаковке и особенно то, что написано мелким шрифтом.

10% фальсификата молока — это много или мало? Есть ли какие-то нормы по допустимому количеству фальсификата?

Фальсификат в любом случае — нарушение законодательства и не может быть нормой. Необходимо стремиться, чтобы этот показатель был равен нулю. В первую очередь, нужно ужесточить ответственность производителей за недостоверное указание состава продукта на упаковке и проводить тотальные проверки выпускаемых молочных продуктов. Кроме того, необходимо проводить планомерную просветительскую работу с потребителями — объяснять разницу между натуральным продуктом и продуктом с растительными жирами, рассказывать, на что обращать внимание при выборе молочных продуктов. Потребитель должен четко знать, что покупает.

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70494
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18746
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12973
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9709