Офшоры: что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Офшоры: что такое «хорошо» и что такое «плохо»

6653 11 апреля, 2016 год

На прошлой неделе главным мировым событием стала новость о «панамских офшорах». Публичных лиц из разных стран уличили в участии в офшорных схемах. DailyMoneyExpert узнал, что хорошего и плохого в офшорах, и куда уходят деньги из России.


Офшоры — это просто

В начале апреля средства массовой информации всего мира опубликовали выдержки из документов об офшорных схемах компании Mossack Fonseca из Панамы. Над проектом работало более 380 журналистов-расследователей из 70 стран мира. Более 100 политиков и известных людей оказались связаны с работой Mossack Fonseca. По результатам расследования в отставку ушел премьер-министр Исландии и глава австрийского банка Hypo Vorarlberg. В Великобритании прошли акции протеста с требованием об отставке премьер-министра этой страны Дэвида Кэмерона.

«Офшоры — это государства или часть их территории, на которой предоставляются налоговые и иные льготы иностранным гражданам и компаниям, — рассказывает Алексей Гордейчик, адвокат. — Использование офшоров — один из способов сокращения налоговой нагрузки. В действительности таких зон — великое множество на планете, они существенно различаются по степени открытости и легальности. От совсем маргинальных до вполне респектабельных — например, Швейцарии».



Сергей Алин, заместитель начальника аналитического департамента ИК «Окей Брокер», отмечает: «Смысл офшоров в том, чтобы можно было вести бизнес по всему миру, пользуясь при этом преференциями той или иной юрисдикции, будь то специальный налоговый режим, удобная процедура регистрации или же хороший бизнес-климат. Международной компании может быть попросту удобно иметь финансовый узел, центр притяжения в офшорной зоне. На практике офшорные схемы подчас используются и для менее благих целей, чтобы „затереть“ структуру собственности бизнеса через вереницу фирм и т. д.».

Быстро и недорого

Ведение бизнеса в офшорных государствах более выгодно и удобно в сравнении с Россией. К примеру, базовая ставка налога на прибыль в России составляет 20%, налог на дивиденды равен 9%. На Багамских островах такой налог отсутствует. А на Кипре, зоне с мягким налогообложением,налог на доходы равен 10%, а налог на дивиденды – 5%.

Офшоры помогают сохранять конфиденциальность: собственники компаний, как правило, не раскрываются. В России информацию о собственниках крупных компаний можно получить из годовых отчетов.

Чтобы зарегистрировать юрлицо в России, необходимо ждать от трех недель, заплатив при этом за помощь порядка 15 тыс. руб. Эти деньги можно не платить и сделать все самостоятельно, но в данном случае срок регистрации компании может существенно увеличиться.

В офшорах регистрация обойдется дороже — от $800, однако по времени займет от 10 минут без личного присутствия.

Ко всему прочему многие офшоры не требуют бухгалтерской отчетности.

«Смысл офшоров в том, чтобы платить поменьше налогов, а при возможности еще и спрятать от налоговых и финансовых контролеров деньги в недоступной стране, — рассказывает Вячеслав Кокуркин, адвокат „Русского дома „Международные юристы“. — Офшоры еще называют налоговыми гаванями — во многих традиционных офшорах некоторые налоги не платятся в принципе, а по другим — ниже ставки. Открыл компанию — вывел туда деньги — деньги в безопасности. Из-за высокого уровня конфиденциальности офшоры также используют для отмывания денег, хотя это больше относится к прошлому — сейчас усилился контроль ОЭСР над финансовым администрированием в подобных государствах. Уже не получится делать все, что захочется».




Специально для предпринимателей

В начале апреля замминистра финансов РФ Максим Орешкин в своем публичном выступлении отметил, что по итогам I квартала текущего года отток капитала из России составил менее 3% ВВП. По оценке Банка России, за январь—февраль 2016 года отток капитала из страны составил $5,9 млрд.

Отток капитала формируется из трех ключевых показателей: заработки мигрантов, полученные в России, отправляются на родину этих работников, не задерживаясь в стране; обычные россияне приобретают недвижимость или бизнес за рубежом на заработанные деньги в России, предприниматели — юридические лица прячут капитал в офшорах.

По некоторым оценкам, в офшорных структурах сегодня хранится почти одна десятая часть всех денег на планете. Многие эксперты уверены, что наличие офшорных зон стало одной из причин мирового финансового кризиса.

«Само по себе осуществление сделок через посредников — офшорные представительства (компании) — это не хорошо и не плохо, — отмечает Алексей Гордейчик. — Конечно, до той поры, пока это легально. Другой вопрос, что рост оборотов офшорных компаний стал сказываться на экономиках промышленно развитых стран, не желающих в условиях кризиса мириться с возрастающим оттоком капитала. В России ужесточение законодательства в области контроля за сделками российских граждан и компаний, производимыми через офшорных посредников началось с 2011 года».



С ним согласен и Вячеслав Кокуркин: «Представители бизнеса не раз приводили разумное обоснование использования низконалоговых юрисдикций. Главная цель бизнеса — получение прибыли, а лучше — ее увеличение. Офшоры позволяют нести меньше налоговых издержек, выходит, они специально созданы для предпринимателей“.

Это не политика, это — экономика

Интерес к панамским офшорам связан с тем, что в этих схемах оказались замешаны политики — первые лица некоторых государств.

«Логика иностранцев проста, — объясняет Алексей Гордейчик. — Если человек не желает платить налоги в своей стране, возлагая на себя, тем самым, часть бремени по содержанию государственной инфраструктуры и нуждающихся в помощи сограждан, то как он может нами управлять? Если политик с высоких трибун заявляет о необходимости борьбы с офшорами, а его личная „банановая прачечная“, переданная под управление жены, продолжает исправно приносить прибыль в виде экономии на налогах, не уплаченных на родине, то каков его моральный облик? Почему этот лицемер не начал с себя, а вместо этого „вещает“ о необходимости либо сокращения пенсий или повышения налогов?»

«Для политиков подтвержденная информация об использовании офшоров фактически — крест на карьере, — продолжает Вячеслав Кокуркин. — В современном мире политикам тем или иным образом запрещено заниматься коммерческой деятельностью. А здесь выходит, что человек намеренно нарушает запрет и пытается „спрятать концы в воду“. Это очень серьезно. Некоторое время назад раскрытая правоохранительными органами и журналистами французско-габонская сеть Elf заставила ужаснуться весь мир, и, конечно, полетели головы».



Когда выясняется, что политик, заявляющий о борьбе с коррупцией, оказывается сам коррупционером, дело обретает серьезный оборот.

«Когда раскрывается явный коррупционный скандал, который подкреплен всей необходимой доказательной базой (с мельчайшими подробностями), ничего не остается, как покинуть свой пост, — комментирует Сергей Алин. — Это, заметьте, неплохой сценарий для отпетого коррупционера. Есть же еще и уголовная ответственность. Однако когда доказательной базы нет, и все обвинение построено на сплетнях, околонаучных фактах и т. п., то такую информацию попросту нужно игнорировать».

«К сожалению, большинство россиян в силу недостаточной экономической грамотности считают эти вопросы недостаточно серьезными“, — сетует Алексей Гордейчик. Подобные документы — прекрасный шанс, по словам одного из авторов расследования, разобраться, как устроена и на каком уровне находится коррупция в той стране, где мы живем. И в „Панамских архивах“ нет никакой политики — это сугубо экономическая история».

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70494
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18746
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12973
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9709