USD - 59.14   0.22    EUR - 69.43   0.29

Что будет с ценами на бензин в 2016 году

С 1 апреля власти вновь повышают акцизы на топливо. На бензин рост акциза составил 2 руб. за литр, на дизельное топливо — 1 руб. Несмотря на падение цен на нефть даже в рублевом эквиваленте (стоимость барреля на сегодняшний день — около 2500 руб., что на 35% меньше, чем в начале 2015 года), цены на топливо в России все равно ползут вверх. Так, за 2015 год рост стоимости бензина составил 6%. И теперь, из-за почти 50%-го роста акцизов в этом году также не удастся избежать повышения цен на бензин. Чем это грозит населению и насколько может вырасти стоимость по итогам года, разбирались с экспертами.


Из чего состоит цена бензина

Ценообразование на российском топливном рынке очень специфичное по двум причинам. Во-первых, внутренние рублевые цены на нефть в России привязаны к эквивалентным долларовым ценам на мировом рынке. А курс рубля привязан к долларовой цене нефти из-за высокой зависимости бюджета от нефтегазовых доходов. Во-вторых, в России крайне высокие акцизы на реализацию бензина и дизельного топлива, из-за чего снижение цен на основное производственное сырье (нефть) влечет спад цен на внутреннем рынке в пропорции 1:30. Т. е. даже при 30-процентном обвале цены на нефть, бензин дешевеет в лучшем случае на 1%.

«К сожалению, нынешняя специфика ценообразования на топливном рынке в России не позволяет надеяться на существенный спад цен в ближайшие кварталы. Более того, цены в ближайшее время, скорее всего, вырастут, т. к. стоимость рублевой нефти упала на внутреннем рынке примерно на 35%, а акцизы только с начала года уже повысили более чем на 50%. Т. е. себестоимость производства бензина увеличилась на 10–15%, вслед за чем неизбежно потянуться и цены, чтобы сохранить хотя бы минимальную рентабельность», — говорит вице-президент по инвестиционному анализу ИК Церих Кэпитал Менеджмент Андрей Верников.

«Структура себестоимости бензина в России такова, что основная ее часть приходится на две составляющие — акцизы и стоимость сырой нефти в рублях. Однако из-за того, что бюджет сильно зависит от нефтегазовых доходов, то спад цен на нефть в рублях неизбежно влечет рост акцизных сборов. Поэтому складывается ситуация, когда при одновременном спаде потребительского спроса и внутренних цен на сырую нефть, топливо все равно дорожает как минимум темпами, не уступающими инфляции», — продолжает Верников.

«Цены на бензин складываются по следующим составляющим: сырье; издержки на переработку; издержки на логистику и хранение; налоги и акцизы; маржа при розничной реализации, для поддержания рентабельности НПЗ», — подробно перечисляет генеральный директор О2Консалтинг и вице-президент НИСИПП Алексей Никитченко.

Монополизация и инфляция

Еще одна острая проблема российского топливного рынка — монополизация отрасли. Сейчас этот рынок контролируют крупные нефтяные компании, которые сами себе и производят сырье для переработки. В результате возникает ситуация, когда нефтяные компании сами себе продают нефть для дальнейшей переработки в конечный продукт.

«Монополизация является одной из ключевых структурных проблем топливного рынка в России. Из-за доминирования крупных нефтяных компаний, привычные законы спроса и предложения не влияют на стоимость бензина внутри страны, из-за чего цены на топливном рынке растут вне зависимости от потребительского спроса и стоимости сырой нефти», — говорит Алексей Никитченко.

И действительно: из 40 млн тонн бензина, ежегодного производимого в России, на одну только Роснефть приходится порядка 10 млн. Естественно, это порождает конфликт интересов, и у производителей топлива на внутреннем рынке нет никакого стимула бороться за потребителя, т. к. у них уже монополия на этом рынке.

«Одной из проблем для отрасли является и высокая инфляция, из-за которой растут общие издержки производителей. В результате, как минимум 40% роста цены на бензин — это вклад инфляционной составляющей», — продолжает Никитченко.

Акцизы нокаутировали фактор спроса

Что касается акцизов, то в этом году их повысили уже дважды — с января в среднем на 20–36% (в зависимости от экологического класса бензина и типа топлива) и с 1 апреля — на 25–35%. В результате, ни о каком давлении на цены со стороны крайне слабого потребительского спроса и низких рублевых цен на нефть говорить по-прежнему не приходится.

«В результате повышения акцизов на 2 руб. в течение 2–3 месяцев внутренняя стоимость бензина вырастет пропорционально этой величине. При этом учитывая, что производители сырой нефти и бензина в России — одни и те же компании, снижение внутренних цен на нефть никак не должно сказаться на стоимости бензина, поскольку сами же эти компании и производят нефть для дальнейшей переработки. А вот ставки акцизов имеют прямое влияние на цены внутреннего топливного рынка», — говорит Алексей Никитченко. В результате, по словам эксперта, рост цен на бензин по итогам года может составить 8–12% (в среднем 3–4 рубля за литр), что значительно выше того, что прогнозируют в Минэкономразвития (2,5%) и Минфине (5–6,5%).

Чего ждать в 2016 году

Оценки возможного роста цен на бензин на внутреннем рынке весьма разнятся.

«В 2016 году, скорее всего, цены на бензин и в целом на топливо в России вырастут на 5–6%. Литр 95-го уже к середине года будет стоить 40 руб. Однако в дальнейшем, из-за низких внутренних цен на нефть и крайне слабого потребительского и промышленного спроса, стоимость сохранится на этом же уровне как минимум до конца года», — делает прогноз Андрей Верников.

Даже в Министерстве финансов, которое и инициировало очередное повышение акцизов, нет точных прогнозов относительно возможного влияния акцизов на рост цены бензины. В лучшем случае ведомство прогнозирует рост стоимости на 5–6,5%, в худшем — на 7–8%. В результате, к концу году стоимость 95-го может достичь 42 руб. за литр. Из-за столь резкого увеличения акцизов многие независимые производители топлива окажутся в крайне тяжелом положении и вынужденно свернут производство бензина, переориентируясь на более маржинальное дизельное топливо. Из-за этого на отдельных локальных рынках в стране даже может возникнуть дефицит топлива. Такое уже было после похожего сценария: в 2012 году из-за резкого повышения акцизов возник дефицит на топливном рынке в сибирских и дальневосточных регионов.

В итоге ничего хорошего для промышленности ожидать не приходится. Сильнее пострадает транспортный сектор, в особенности сегмент грузоперевозок. Транспортные компании уже пережили в прошлом году целый ряд налоговых ужесточений, в т. ч. и нашумевший сбор за проезд по федеральным дорогам (система «Платон»). В Минфине это оправдывают необходимостью пополнять бюджет, т. к. в условиях столь острого дефицита нужно задействовать все ресурсы для восстановления государственной казны. С этим сложно не согласиться, однако пополнять бюджет за счет частного сектора и рядовых потребителей, которые в последние годы переживают далеко не лучшие времена, довольно сомнительно, особенно в условиях кризиса, когда и то и другое стоило бы стимулировать. dme.

Чаще всего читают:

Batela Барселона Concierge service как работать Liketwice магазин Банк Америки Боты для заработка в телеграмме Будет ли натуральное возмещение в ОСАГО Вебмани новости Россия Все правда о квест бизнесе Должны ли быть терминалы в ломбардах Домашний собутыльник по вызову цены Доминикана цены на туры 2015 Как быть всегда при деньгах? Как жить в достатке? Как заработать на продаже вещей девушке? Как накопить большую сумму денег? Как обменять старую квартиру на новую? Как отстоять права валютных ипотечников? Как уволиться с выгодой для работника? Классификация гостиниц Купить удостоверение трубочиста Микрозелень для ресторана купить СПБ На кого учиться чтобы хорошо зарабатывать Общественная детская комната для игр Отзывы экс брокер Подтверждение источника происхождения денежных средств Проблемы в росреестре Продать книги из домашней библиотеки Сколько стоит переезд в США? Тимур Акджигитов жажда Пятигорск Федеральное бти

Николай Петров

11 Статьи

Аналитик, финансист, журналист.

Последние статьи

Наверх

Спасибо!