Европротокол: экономия времени за свой счет?

Европротокол: экономия времени за свой счет?

3564 19 января, 2016 год

Термин «европротокол» означает метод оформления ДТП без участия полиции. В Европе так оформляют дорожные происшествия уже давно, теперь и Россия активно перенимает этот опыт. Разбирались с экспертами, как оформить документ правильно и избежать подводных камней.


Растущий рынок

Еще в 2003-м наши страховщики рекомендовали применять «европротокол», но он далеко не сразу прижился в связи с недостатком информации по оформлению документов и низкого доверия к страховым компаниям. Причем даже страховые компании порой не принимали у автомобилистов документы, которые были составлены без участия ГИБДД.

Как рассказал эксперт в автомобильной отрасли Алексей Тузов, всё начало меняться лишь в минувшем году: «Размер возмещаемого страховщиками ущерба вырос вдвое, достигнув 50 тыс. руб., а оформление самого „европротокола“ стало обязательным. Именно это повлияло на наших автомобилистов, которые, наконец, стали больше доверять упрощенной схеме оформления автопроисшествий».

По данным эксперта, без помощи ГИБДД за І полугодие 2015 года оформили 81 тысячу аварий (в 2 раза больше, чем в год назад).

Говоря о европротоколе, следует понимать, что у этого понятия есть два значения:

1. Специальная форма извещения о ДТП (она подтверждает право потерпевшего на получение страховой выплаты по ОСАГО; участники ДТП заполняют её сами).

2. Система, разрешающая оформить документы об аварии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (чтобы впоследствии получить выплату по страховке).

Алгоритм урегулирования

По словам руководителя управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Дениса Макарова, европротокол значительно упрощает и сокращает время при оформлении ДТП. Тут не надо действовать «по старинке» — ждать сотрудника ГИБДД, который заполнит документы, это можно сделать самостоятельно. Оформление европротокола возможно, если в происшествии пострадали 2 транспортных средства, при этом нет пострадавших и раненых. Важно примерно понимать размер ущерба — превысил ли он 50 тыс. руб. или нет, плюс не должно пострадать муниципальное имущество или имущество третьих лиц. И, конечно, главное — участники ДТП должны одинаково оценивать ситуацию и сценарий происшествия.

Денис Макаров говорит, что сложностей с оформлением европротокола обычно не возникает: «Ошибки автомобилисты допускают редко. Алгоритм заполнения прост — надо идти по пунктам и как можно четче зафиксировать схему происшествия. Далее следует зарегистрировать страховой случай, передать в свою страховую компанию заполненные и подписанные обеими сторонами заявления, а после этого пострадавшая сторона получит выплаты».



Таким образом, по европротоколу алгоритм урегулирования последствий аварии выглядит так:

— общая оценка картины случившегося обоими участниками ДТП;

— при отсутствии расхождений — оформление европротокола (только если ущерб не превышает 50 тыс. руб. и нет пострадавших);

— стороны ДТП заполняют анкету (делать это надо очень внимательно, заполнить все пункты анкеты, особое внимание на схему ДТП);

— в течение 5 дней передают заполненные бумаги в страховые компании. Принести документы на страховую выплату пострадавший в ДТП должен в ту компанию, в которой застрахован;

— получают страховую выплату.

«Разумеется, многие водители опасаются возможного отказа со стороны страховщиков, если в европротоколе есть ошибки. Но это опасение не обосновано. Мы всегда достаточно лояльно подходим к выплатам по ОСАГО, в том числе по европротоколу. Для нас главным условием является одинаковая оценка сценария ДТП. Если это условие выполняется, то на другие возможные огрехи, „неправильные запятые“, мы внимания не обращаем», — отмечает представитель «АльфаСтрахование».

Оформляем правильно

При оформлении ДТП по европротоколу, как показывает практика, автомобилисты некорректно либо не полностью заполняют сам бланк, могут описать взаимоисключающие факты об обстоятельствах аварии. При расчете ущерба спорных моментов поможет избежать фото- и видеосъемка. Если суждения участников об обстоятельствах инцидента и вине разнятся, можно отправиться на пост ДПС и оформить справку о происшествии, предъявив стражам закона видеодоказательства или фотографии. Можно получить консультацию, набрав номер в саll-центра страховой компании.

Эдуард Яблоков, директор Санкт-Петербургского филиала АО «СОГАЗ» подчеркивает, что при оформлении аварии по европротоколу обязательно оформление схемы ДТП. Она должна содержать замеры с привязкой к местности, то есть ближайшим объектам места происшествия (сооружения, здания и пр.).

Директор представительства Ассистанской компании ЛАТ Александр Фесенко (Санкт-Петербург) советует: «Составьте схему ДТП (п.17 Европротокола), обозначив контуры проезжей части указанием названий улиц и направления движения, конечное положение вашего авто и транспортного средства оппонента, плюс дорожные знаки/указатели, светофоры, словом всё, что имеет отношение к этому ДТП. Европротокол необходимо заполнить с двух сторон и уделить особое внимание пунктам 14, 16 и 17».

Исполнительный директор Российского союза страховщиков Евгений Уфимцев, уточняет: «После того как извещение полностью заполнено и в нем есть подписи обеих сторон, номера документов несколько раз перепроверены, можно разъезжаться. Каждый участник отправляет свой экземпляр в свою страховую компанию (можно завезти лично, отправить по почте, но обязательно с отметкой об уведомлении)».

Что делать сторонам ДТП

Александр Фесенко уточняет, что и виновник аварии, и пострадавший отвечают правильность оформления документов.

Виновник аварии обязан:

— Признать вину (письменно) и уведомить страховую компанию.

— Если человек не признает вину, то оформление по европротоколу невозможно. Придется звонить в ГИБДД.

— Если виновник не уведомил страховую, то со стороны страховщиков в течение 3 лет после аварии возможно предъявление регресса: могут взыскать сумму, выплаченную страховой пострадавшего.

Потерпевший отвечает за правильность оформления европротокола. Важно:

— Правильно заполнить документ, в противном случае страховщики откажут вам в выплате.

— Изменения, исправления, дополнения после подписания и разъединения бланков не допустимы.

— Страховую компанию необходимо известить в течение 5 рабочих дней (вне зависимости от вины).

— Страховщики могут потребовать предъявить автомобиль виновника ДТП, это прописано в договоре ОСАГО. Но вряд ли это займет больше времени, чем ожидание в пробке сотрудников ГИБДД. Кроме того, в данном случае страхователь сам выбирает время осмотра, и если виновник происшествия не приедет в СК и не покажет авто, страховщики не должны отказать потерпевшему в выплате.

«Хуже для виновника ситуация, когда у него поддельный полис ОСАГО. При таких обстоятельствах человек лишиться прав сроком до 1,5 лет, либо его арестуют на 15 суток», — говорит представитель Российского союза страховщиков.

Ограничение и риски

Генеральный директор ООО «Европротокол» Игорь Дьячук рассказывает: «Максимальный размер возмещения — 50 тыс. руб. (достаточно только оформить извещение о ДТП обоими автовладельцами). Однако, если авария произошла на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, и факт ДТП зарегистрирован фото- или видеосъемкой, а также если из свойств фото или видео можно увидеть время, дату и место аварии (геолокация GPS или Глонасс, которая имеется в любом современном смартфоне), и они не являются корректируемыми, то лимит выплаты возрастает до 400 тыс. руб.».

Однако эксперт в автомобильной отрасли Алексей Тузов обращает внимание, что в России гарантий того, что аварию правильно оформят и выплатят компенсацию мало:

«Существуют риски неправильного заполнения бланков, неверной оценки ущерба, несогласия со вторым участником ДТП. Так что водители вызывают ГИБДД, которое, по сути, является гарантом корректности определения виновников аварии и правильности оформленных документов. Фактически инспекторы могут штрафовать водителей за то, что они не оформили аварию по европротоколу (ст. 12.27. ч. 1 «Невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД, в связи с ДТП»). Страховые компании разрабатывают мобильное приложение «ДТП. Европротокол», чтобы помочь автовладельцам заполнить правильно документы. Несмотря на это, 80% автопроисшествий оформляются сотрудниками ГИБДД, а их можно было бы разрешить с помощью «европротокола».



Получается, что доверия к услуге всё еще мало. Это и понятно: никто не хочет рисковать своими финансами. В то же время, штраф до 2000 руб. аварийному комиссару, без вызова инспекторов ГИБДД, устраивает многих — в регионах эта услуга востребована и уже стала альтернативой европротоколу.

В журналистике с 2004 года. Основные темы: бизнес, банки, страхование, туризм, гаджеты, здоровье, роскошь.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 79121
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19994
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 14060
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 10279