USD - 63.39   0.52    EUR - 68.25   0.25

Оброк за тонны, или Почему бастуют дальнобойщики

Бастуют дальнобойщики 2016


В середине ноября правительство начало взимать плату за проезд по федеральным трассам большегрузных машин весом от 12 тонн. Пока акции протеста в России проводят только дальнобойщики, выражая категорическое несогласие с очередным неподъемным для бизнеса налогом. Как последствия нововведения скажутся на экономике страны и каждом из нас, выяснил DailyMoneyExpert.


Бастуют дальнобойщики 2016

«Платон — мне друг…»

Как сообщило Министерство транспорта РФ, для большегрузных машин весом от 12 тонн установлен следующий размер платы: с 15 ноября 2015 г. по 29 февраля 2016 г. плата рассчитывается, исходя из фактического пробега транспортных средств по тарифу 1,5293 руб. за 1 км. С 1 марта 2016 г. до 31 декабря 2018 г. тариф будет составлять 3,06 руб. за 1 км.

По данным ведомства, средства направят в федеральный дорожный фонд, что позволит к 2019 году привести федеральные автомобильные дороги в нормативное состояние. Минтранс ожидает, что новый сбор принесет государству до 40 млрд руб. в год.

Расчет оплаты осуществляется с помощью системы «Платон» (сокращение от словосочетания «плата за тонны»). Оператором системы является компания «РТ-Инвест транспортные системы», которая на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу (сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга), на 50% — госкорпорации «Ростех».

Общие инвестиции в данный проект составили порядка 30 млрд руб. Государственные средства для реализации проекта не привлекались. Однако Министерство транспорта уже разработало законопроект, в соответствии с которым на функционирование «Платона» планирует выделить в 2016 году 7,93 млрд руб. По данным Федерального дорожного агентства, за 55 дней работы государственной системы взимания платы «Платон» федеральный дорожный фонд привлек более 191 млн руб. В системе уже зарегистрировано более 70 тыс. транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 600 тыс. автомобилей.

Александр Хаминский, председатель Республиканского юридического общества, согласен с тем, что введение платы за ремонт дорог в какой-то степени оправдано — грузовики весом в 12 тонн действительно наносят вред федеральным трассам. Однако эксперт уверен, что решение проблемы кроется в другой плоскости: «Почему дороги повреждаются грузовиками? Может быть, качество дорожных работ оставляет желать лучшего? При их устройстве предполагалось же, что и большегрузы будут по ним перемещаться? Средняя стоимость устройства одного метра дорожного полотна в нашей стране значительно выше среднемировых значений стоимости аналогичных работ, а качество — явно не то. Что это — халатность, непрофессионализм или коррупция?»

«…но истина дороже»

Запуск новой системы с треском провалился: по всей стране прошли акции протеста дальнобойщиков, новый налог в народе получил название «побор Ротенберга», а разработчики системы запустили сырой продукт: сайт работает с перебоями, средства для оплаты снимаются несколько раз подряд.

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер компании Management Development Group, один из основателей сети гипермаркетов «Пятерочка», в одном из интервью так прокомментировал нововведение: «Как только будет введена эта плата, будем оплачивать одно и то же трижды. У нас есть транспортный налог. Напомню, нам обещали в очередной раз отменить транспортный налог, ведь часть транспортного налога „засунули“ в акциз на бензин. Но в итоге не отменили ни транспортный налог, ни акциз с бензина, который идет в уплату транспортного налога. Поэтому мы уже дважды заплатили. Поэтому ввод платы теперь еще за проезд на грузовиках ведет к тому, что мы трижды уже платим. Это когда с овцы уже сняли не только шкуру, мясо, а уже сухожилие срезают».

Владельцы большегрузных автомобилей оказались, мягко говоря, не готовы к очередному дорожному сбору — для многих из них, особенно индивидуальных предпринимателей, он оказался дополнительным неподъемным налогом. В различных регионах России дальнобойщики заблокировали фурами федеральные трассы. Это стало причиной коллапса на дорогах и привело к сбоям в снабжении продовольствием крупнейших торговых сетей.

Ольга Жильцова, доцент кафедры «Маркетинг и логистика» финансового университета при Правительстве Российской Федерации, отмечает: «Не нужно задаваться вопросом — почему система оказалась не готовой к внедрению, почему дальнобойщики столкнулись с трудностями работы системы, а лучше задаться вопросом, почему государственная система лоббирует интересы частного предприятия? И это в условиях профицита госбюджета 2014 года — $59 млрд, а в 2015 году, по оценкам экспертов, — $70 млрд, что составит 5,5% ВВП. С такими цифрами государственникам нужно было бы задуматься над решением социальных проблем российского общества, заняться созиданием, например, возродить производство в стране, бороться с выводом капиталов из России, бросить силы на реальную борьбу с коррупцией, начать возвращать резервные фонды из Штатов и т. д.».

Новый год подорожает

О том, что внедрение системы, название которой по иронии судьбы созвучно с именем древнегреческого философа, станет головной болью не только водителей большегрузных автомобилей, становится понятно уже сейчас.

Для граждан России пока проблемы дальнобойщиков далеки — им бы со своими разобраться. Не все готовы связать стоимость хлеба через пару месяцев с тем, что сейчас дальнобойщики перегораживают трассы. Тем более, центральные телевизионные каналы не говорят об этом, а если и пытаются осветить тему, то не касаясь проблем с тройной оплатой.

Тем не менее, новый транспортный побор коснется каждого, поскольку, в первую очередь, приведет к росту цен в магазинах.

По мнению экспертов, в течение 1–2 месяцев, и к новому году нам придется за свою продуктовую корзину платить больше.

«Товаропроводящая цепочка состоит минимум из 7 звеньев — минимум, — рассказывает Дмитрий Потапенко. — Это производство, переработка, упаковка, транспортная логистика, складская логистика, комплектовочная логистика и только потом ритейл. В этой товаропроводящей цепочке между производством и переработкой может тоже возникать транспортная логистика. Поэтому подорожание будет в среднем от 7 до 21%».

Глава Сбербанка России Герман Греф в рамках выступления на съезде «Опора России» несколько дней назад жестко высказался о несвоевременном внедрении системы «Платон» и о несовершенствах его работы. В частности, он подчеркнул, что внедрение «Платона» окажет серьезное влияние на логистику в стране, на строительство и ассортимент товаров. Глава Сбербанка предположил, что вклад «Платона» в инфляцию в 2016 году составит 1,5%.

Андрей Дёгтев, эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, считает: «Рост транспортных издержек автоматически означает удорожание всех видов продукции. Конечно, рост налоговой нагрузки на перевозчиков не так уж велик — около 5%. Однако, стоит учитывать, что, во-первых, речь идёт об увеличении расходов в период кризиса, то есть в тот момент, когда прибыльность падает практически по всем направлениям. Во-вторых, перевозчики и так не могут похвастаться свободными средствами, которые они могли бы потратить на модернизацию автопарка. Две трети машин старше 10 лет, а дальнейшее урезание операционного кэша приведёт лишь к ещё большей деградации основных фондов, что отрицательно скажется на безопасности. При этом наибольший урон понесут малые предприятия. В условиях сокращения спроса монополисты будут отбирать долю рынка у малых предприятий, которые не могут позволить себе лоббировать интересы на высшем уровне. Снижение конкуренции повлечёт за собой рост цен и ухудшение качества продукции».

«Платон» приведет и к росту цен на жилье. В распоряжении РБК оказалось письмо от Ассоциации застройщиков Московской области, которое организация направила в Минстрой России с просьбой освободить от нового дорожного сбора большегрузные автомобили. В противном случае, по подсчетам Ассоциации, ужесточение правил грузоперевозок увеличит себестоимость строительства на 7–9%. А заплатит за это кто? Понятное дело — потребитель.

Казнить нельзя помиловать

Правительству за последние полторы недели пришлось значительно подкорректировать правила нового налога. Была снижена стоимость тарифов, отменена часть штрафов, однако волна протестов и недовольств не утихает. В четверг, 26 ноября, Минтранс попытался решить вопрос, рассказав, как планирует использовать деньги, полученные от новых сборов.

Министр транспорта Максим Соколов на заседании Совета Федерации заявил, что средства, которые уже поступили в Федеральный дорожный фонд, и которые ожидаются в дальнейшем, «уже заложены в доходную и расходную части Федерального бюджета на 2016 год». Дорожная сеть страны, благодаря «Платону», будет значительно улучшена. Среди основных проектов в 2016 году, которые планируется реализовать за счет дальнобойщиков, — Лискинский тоннель в Воронежской области, путепроводы в Тверской и Ленинградской областях, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, автодороги на Северном Кавказе, мостовые переходы в Самаре, Ростове-на-Дону, обход Оренбурга, транспортный коридор «Европа — Западный Китай» и многие другие.

Однако водители большегрузных машин не согласны с таким вариантом развития событий: 30 ноября дальнобойщики из 17 регионов России планируют провести в Москве акцию протеста. Кто поставит точку в диалоге — покажет время. dme.

Чаще всего читают:

2016 год изменится ли ставка фрс Александр Федяев Божор Юрий Должны ли быть терминалы в ломбардах Защита прав дольщиков Зрелище фейерверков в новогоднюю ночь Как верно рапоряжаиься накопительной частью пенсии? Как зарабатывают стартаперы? Как купить еврооблигации? Как отстоять права валютных ипотечников? Как сделать операцию за границей? Какобменять коммуналку на студию Какую криптовалюту купить? Квота на эко 2016 Киноман kinomanbot Кризис продаж фитнес 2016 Кто лечил зубы в 2015 году Кто покупал квартиру обремененную материнским капиталом Лицензии банков к концу 2016 года Международная торговая политика России в 2015 Мошенничество на антикварном рынке ООО тесла совместные покупки история Питание в самолете 2016 Подводные камни банкротства физ лица Пороговый размер ущерба Российские издатели настольных игр САН Диего налоги и цены Совместные инвестиции Сообщить о зарубежных счетах в налоговую Структурные продукты шляпников

Екатерина Балан

1640 Статьи

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Последние статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться через
или ввести "Имя" и "Email" в форме комментариев.

*

Наверх

Спасибо!