И без того непростое сегодня положение кредитных организаций осложнилось очередной проблемой. Банкротство «Трансаэро», запрет на полеты в Египет привели к необходимости возврата средств покупателям за билеты и путевки на отмененные направления. Крайними в ситуации оказали банки-эвайеры, являющиеся посредниками в сделке между поставщиком услуг и потребителем. DailyMoneyExpert выяснил у экспертов, действительно ли банкам необходима защита.
Эквайер отдаст
В начале ноября представители крупнейших банков-участников Некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» (НПС) и MasterCard в России провели встречу, где обсуждали не самую приятную тему — новые финансовые риски банков-эквайеров, которые появились как следствие банкротства «Трансаэро» и запретом на полеты в Египте. В обсуждении темы принимали участие крупнейшие представители банковского сообщества, занимающие значимую долю в эквайринговых услугах на российском рынке. Среди них — представители Промсвязьбанка, Альфа-Банка, Банка «Открытие», Внешэкономбанка, Банка ВТБ-24, Московского индустриального банка, МТС-Банка, Банка Платина, Райффайзенбанка, Росбанка, Связь-Банка.
Проблема такова: при оплате картами за отсроченные по времени авиабилеты и туры в случае их отмены деньги за эти услуги возвращает банк-эквайер, то есть банк, который организовывал прием платежных карт в той торговой точке, где вы рассчитывались. Неважно, карта какого банка у вас, возвращать деньги будет тот, чей платежный терминал установлен у продавца билетов или туров. Именно банк-эквайер должен проверять устойчивость своих корпоративных клиентов. Банк может попробовать получить свои средства, которые вернул вам, при банкротстве своего клиента, но, как правило, возвращать такие долги не с чего.
Борис Гаврилов, заместитель директора департамента электронного бизнеса ПАО «Промсвязьбанк» в рамках встречи отметил, что на сегодняшний день «остро встает вопрос по операциям с большой отсрочкой по дате поставки или оказания услуги». «В частности, — заметил Борис Гаврилов, — авиабилеты или туристические поездки можно приобрести и за год до исполнения по ним обязательства. Но за это время, как показывает практика, поставщик услуги может по разным причинам, в том числе и в связи с банкротством, отказаться от ее предоставления».
Кто виноват
Эксперты соглашаются: в данном случае банки действительно остаются крайними. Они предоставляют эквайринговые услуги, не имея возможности проверить из достоверных источников положение будущего банкрота. «Кроме того, — добавляет Алексей Николаев, арбитражный управляющий „ЮрТехКонсалт“, — если бы банк не оказывал услуги по эквайрингу, то клиент бы снял деньги в банкомате и заплатил наличными. Другими словами, сделка бы все равно состоялась, просто без посредника в виде банка, а риск невыполнения обязательств компанией-банкротом нес бы покупатель. Риски, которые несут кредитные организации, в данном случае необоснованно высоки».
Банки оказались в щепетильной ситуации: на них оказались возложены еще и риски всей туристической отрасли.
«Банк выступает провайдером платежа, по сути обслуживающим туристический бизнес и его клиентов, — комментирует Артем Касабов. — Например, если клиент снял наличные с карты и купил товар, который оказался бракованным, бессмысленно предъявлять претензии банку, который начислил ему заработную плату от работодателя или банку, где открыт расчетный счет у продавца. Такие ситуации необходимо разрешать с поставщиком услуги. В случае с покупкой тура — процесс ничем не отличается. Понимая всю тяжесть бремени, которое легло на туристическую индустрию, я склонен считать, что разбираться клиентам надо именно с продавцами туров».
Посреднику не выгодно
Банкиры предпочитают любой опыт, даже негативный, рассматривать исключительно как урок, делать на его основе выводы и принимать соответствующие решения. «Учитывая низкую доходность эквайринга как бизнеса, возможные убытки не добавляют оптимизма участникам рынка, — рассказывает Артем Касабов. — Однако в данной ситуации — это дополнительный повод для всех банков-эквайеров задуматься всерьез над изменением подхода к подобным кризисным явлениям».
На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что любые изменения в этой сфере незамедлительно приведут к увеличению стоимости эквайринга, а в итоге все новые расходы будут переложены на потребителя.
Покупатель не может повлиять на возникшую ситуацию, и ему рекомендуется лишь выбирать надежных туроператоров и авиаперевозчиков. Изменения в сфере явно будут учитывать его интересы в меньшей степени, ведь никто сегодня не может ручаться за какие-либо компании в условиях внутреннего и внешнего кризиса.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы