USD - 57.48   0.38    EUR - 60.45   0.76

И без того непростое сегодня положение кредитных организаций осложнилось очередной проблемой. Банкротство «Трансаэро», запрет на полеты в Египет привели к необходимости возврата средств покупателям за билеты и путевки на отмененные направления. Крайними в ситуации оказали банки-эвайеры, являющиеся посредниками в сделке между поставщиком услуг и потребителем. DailyMoneyExpert выяснил у экспертов, действительно ли банкам необходима защита.


Эквайер отдаст

В начале ноября представители крупнейших банков-участников Некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» (НПС) и MasterCard в России провели встречу, где обсуждали не самую приятную тему — новые финансовые риски банков-эквайеров, которые появились как следствие банкротства «Трансаэро» и запретом на полеты в Египте. В обсуждении темы принимали участие крупнейшие представители банковского сообщества, занимающие значимую долю в эквайринговых услугах на российском рынке. Среди них — представители Промсвязьбанка, Альфа-Банка, Банка «Открытие», Внешэкономбанка, Банка ВТБ-24, Московского индустриального банка, МТС-Банка, Банка Платина, Райффайзенбанка, Росбанка, Связь-Банка.

Проблема такова: при оплате картами за отсроченные по времени авиабилеты и туры в случае их отмены деньги за эти услуги возвращает банк-эквайер, то есть банк, который организовывал прием платежных карт в той торговой точке, где вы рассчитывались. Неважно, карта какого банка у вас, возвращать деньги будет тот, чей платежный терминал установлен у продавца билетов или туров. Именно банк-эквайер должен проверять устойчивость своих корпоративных клиентов. Банк может попробовать получить свои средства, которые вернул вам, при банкротстве своего клиента, но, как правило, возвращать такие долги не с чего.

Борис Гаврилов, заместитель директора департамента электронного бизнеса ПАО «Промсвязьбанк» в рамках встречи отметил, что на сегодняшний день «остро встает вопрос по операциям с большой отсрочкой по дате поставки или оказания услуги». «В частности, — заметил Борис Гаврилов, — авиабилеты или туристические поездки можно приобрести и за год до исполнения по ним обязательства. Но за это время, как показывает практика, поставщик услуги может по разным причинам, в том числе и в связи с банкротством, отказаться от ее предоставления».

Кто виноват

Эксперты соглашаются: в данном случае банки действительно остаются крайними. Они предоставляют эквайринговые услуги, не имея возможности проверить из достоверных источников положение будущего банкрота. «Кроме того, — добавляет Алексей Николаев, арбитражный управляющий „ЮрТехКонсалт“, — если бы банк не оказывал услуги по эквайрингу, то клиент бы снял деньги в банкомате и заплатил наличными. Другими словами, сделка бы все равно состоялась, просто без посредника в виде банка, а риск невыполнения обязательств компанией-банкротом нес бы покупатель. Риски, которые несут кредитные организации, в данном случае необоснованно высоки».

Артем Касабов, начальник управления партнерских продаж Московского кредитного банка, считает, что существует серьезная необходимость в разработке и принятии закона, который мог бы защитить банки от таких потерь. «Стараясь прививать и развивать культуру оплаты картой и вкладывая огромные денежные средства в инфраструктуру приема безналичных платежей, кредитные организации вынуждены нести в подобных кризисах существенные убытки. Если в данной отрасли не произойдет позитивных изменений, многие эквайеры могут отказаться от работы с высокорисковыми сегментами бизнеса, а это, в первую очередь, негативно скажется на клиентах».

Банки оказались в щепетильной ситуации: на них оказались возложены еще и риски всей туристической отрасли.

«Банк выступает провайдером платежа, по сути обслуживающим туристический бизнес и его клиентов, — комментирует Артем Касабов. — Например, если клиент снял наличные с карты и купил товар, который оказался бракованным, бессмысленно предъявлять претензии банку, который начислил ему заработную плату от работодателя или банку, где открыт расчетный счет у продавца. Такие ситуации необходимо разрешать с поставщиком услуги. В случае с покупкой тура — процесс ничем не отличается. Понимая всю тяжесть бремени, которое легло на туристическую индустрию, я склонен считать, что разбираться клиентам надо именно с продавцами туров».

Посреднику не выгодно

Банкиры предпочитают любой опыт, даже негативный, рассматривать исключительно как урок, делать на его основе выводы и принимать соответствующие решения. «Учитывая низкую доходность эквайринга как бизнеса, возможные убытки не добавляют оптимизма участникам рынка, — рассказывает Артем Касабов. — Однако в данной ситуации — это дополнительный повод для всех банков-эквайеров задуматься всерьез над изменением подхода к подобным кризисным явлениям».

На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что любые изменения в этой сфере незамедлительно приведут к увеличению стоимости эквайринга, а в итоге все новые расходы будут переложены на потребителя.

«Само по себе банкротство компании подразумевает наличие долгов, потери по таким сделкам могут нести простые покупатели или банки, — продолжает Алексей Николаев. — Страховой депозит, конечно, может как-то решить проблему, но мало кто сможет себе позволить вносить депозит в размере даже полумесячной выручки, В условиях падения покупательской способности населения, дополнительное обременение в виде депозита вынудит компании отказаться от эквайринга. Можно также рассмотреть вариант со страхованием ответственности компаний, но все это в любом случае приведет к увеличению стоимости товаров и услуг, за которые рассчитываются банковскими картами».

Покупатель не может повлиять на возникшую ситуацию, и ему рекомендуется лишь выбирать надежных туроператоров и авиаперевозчиков. Изменения в сфере явно будут учитывать его интересы в меньшей степени, ведь никто сегодня не может ручаться за какие-либо компании в условиях внутреннего и внешнего кризиса. dme.

Чаще всего читают:

13 зарплата сколько нужно отработать Concierge service как работать Акджигитов Тимур Дарья Разумихина Доклад на тему Горновой доменной печи Заработать деньги в электричке Застройщики которые делают скидки для переселенцев Заявление Силуанова о сдерживании рубля отзывы Из чего формируется Страховой фонд асв Ирина Крючкова дизайнер где купить Как выбрать франшизу? Как можно уменьшить долги по ЖКХ? Как накопить большую сумму денег? Как организовать обучение дома? Как работает siri? Как улудшить дичныю финансу? Когда выгодно брать отпуск? Когда начнет работать электронный ОСАГО? Когда появятся 5g девайсы? Куда ходят сами немцы покушать Нумизматика Пол маккенна Пол маккенна я сделаю вас богатыми Полина пекач Продажа Матрасов по акции черная пятница Производители искусственных брилиантов в России Сделай за меня Средния стоимость набора первоклассника Судебный приказ о взыскании задолженности Что выгоднее брать больничный или отпуск?

Екатерина Балан

2006 Статьи

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Последние статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться через
или ввести "Имя" и "Email" в форме комментариев.

*

Наверх

Спасибо!