USD - 56.98   0.01    EUR - 62.04   0.13

Переход на топливо «Евро-5»: и торопиться не надо

Правительство России решило повременить с окончательным переходом страны с топлива класса «Евро-4» на «Евро-5». Но отсрочка сделана всего на полгода – вдвое меньше, чем предлагалось ранее. Сверившись с темпами реконструкции нефтеперерабатывающих заводов и взвесив прочие «за» и «против», в Минэнерго фактически дезавуировали свои заявления насчёт возможного возникновения бензинового дефицита.


Тернистый путь

За последние несколько лет Россия сделала серьёзные шаги по ужесточению требований к экологичности выпускаемого горючего. Хотя жизнь и заставила пересмотреть изначальные планы, сформулированные с утверждением в 2008 году технического регламента на производство моторного топлива.

Попытка отказаться от «Евро-2» в пользу «Евро-3» была предпринята не в конце 2009-го, как задумывалось, а в 2011-м. И обернулась она топливным кризисом, так как нефтеперерабатывающая отрасль не успела перестроиться на новые стандарты. Тогда хаоса на заправках удалось избежать, разрешив оборот «Евро-2» до конца 2012-го.

В 2011 году между ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом и крупнейшими нефтяными компаниями страны были заключены четырёхсторонние соглашения, в которых прописан график модернизации НПЗ. За первые четыре года действия соглашений построено и модернизировано 47 нефтеперерабатывающих установок. Совокупные инвестиции составили 823 млрд  руб. Но темпы технического перевооружения у разных компаний сильно отличались. В передовики выбились ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть», уже переведшие все свои заводы на выпуск моторного топлива «Евро-5». Гораздо сложнее процесс идёт у «Роснефти» и «Сургутнефтегаза».

С января текущего года в России попало под запрет «Евро-3». А с начала следующего, согласно техрегламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», и этот класс топлива планировалось вытеснить более прогрессивным «Евро-5». Но ещё с весны пошли разговоры о том, что к назначенному сроку не успеть. Нефтекомпании просили перенести с нынешнего года на 2016-20 годы ввод 14 установок.

По прогнозам Минэнерго РФ, в этих условиях запрет «Евро-4» мог бы привести в будущем году к дефициту бензина объёмом от 1,8 до 3,8 млн тонн. На этом основании профильное министерство предлагало сохранить оборот топлива 4-го класса на внутреннем рынке на год с возможностью дальнейшего продления.

Возможны варианты

Кабмину не хотелось бы до бесконечности переносить окончательный переход на «Евро-5», но ещё меньше приятна перспектива повторения топливного кризиса. Потому на октябрьском совещании в Нижегородской области, посвящённом модернизации нефтеперерабатывающих производств, было принято компромиссное решение – полный отказ от «Евро-4» перенести, но не на год, а на полгода.

Опасений у Минэнерго поубавилось после заверения компаний, что они нарастят выпуск топлива 5-го класса в конце текущего года и начале следующего на 2,8 млн тонн. При таком раскладе угроза дефицита уже не столь очевидна. «Мы видим, что может быть или дефицит от 1 млн тонн в случае максимального потребления, или профицит в объёме 1 млн тонн в случае минимального потребления, – перечислил вероятные сценарии развития событий министр энергетики Александр Новак. – Если же брать средний показатель, мы выйдем на баланс примерно на уровне 35,5 млн тонн».

Но ситуацию надо внимательно мониторить, признал министр, ведь резерва как такового нет, а потребление горючего в течение года неравномерно. Важно без проблем пройти пиковые периоды, включая время посевной и уборочной кампании. Одной из мер, призванных удержать ситуацию под контролем, должно стать требование к нефтяным компаниям поставлять в 2016 году не менее 90% производимого автомобильного бензина на внутренний рынок. Что же касается дизельного моторного топлива класса «Евро-5», то его в России выпускается достаточно для удовлетворения внутренних потребностей.

Основатель аналитического проекта Small Letters Виталий Крюков считает, что продление оборота «Евро-4» на 2016 год нивелирует риски возникновения топливного дефицита. Оптимизм внушает и недавняя новость о запуске «ЛУКОЙЛом» второго комплекса каталитического крекинга на своём заводе «Нижегороднефтеоргсинтез», что позволит увеличить ежегодную выработку бензина «Евро-5» на 1,1 млн т. По мнению эксперта, «в текущих экономических условиях потребление топлива в России стабилизировалось, и по мере модернизации НПЗ предложение бензина на внутреннем рынке будет увеличиваться, что должно позитивно отразиться на балансе спроса и предложения».

Экология с экономикой

В связи с налоговым манёвром и ростом пошлин на тёмные нефтепродукты маржа российских НПЗ заметно упала, напоминает Виталий Крюков. «Поэтому есть риски снижения инвестиций в строительство капиталоёмких установок по выпуску бензина и дизтоплива, – рассуждает аналитик. – Но если вообще не проводить модернизацию, то через несколько лет по мере роста пошлины на тёмные нефтепродукты заводы рискуют стать убыточными. В этих условиях сроки модернизации НПЗ могут быть немного сдвинуты, но не думаю, что это будет критично для отрасли».

В 2016 году все крупнейшие НПЗ планируют завершить переход на «Евро-5». С точки зрения экологии, необходимости форсировать процесс нет, считает г-н Крюков. Ведь в данном плане разница между российским топливом 4-го и 5-го класса не столь велика. А вот экономические мотивы имеются: «Многие компании уже сделали инвестиции в выпуск топлива «Евро-5» в расчете на дифференциацию акцизов, и им необходимо окупать свои инвестиции. В этом смысле дифференциация акцизов на топливо должна сохраниться».

Некоторые эксперты сомневаются, что России нужно гнаться за Западом в ужесточении топливных стандартов. Распространено мнение, что использование более дорогого «Евро-5» в отдельных отраслях (например, для заправки сельхозтехники и армейских машин) экономически не выгодно. Да и на экологический аспект можно посмотреть под разным углом. Уменьшение вредных выбросов актуально для мегаполисов. Однако где-нибудь посреди бескрайней степи или тайги заправляемый «Евро-4» транспорт не усугубляет экологическую ситуацию в больших городах. Просто потому, что поблизости нет никаких больших городов.

Ещё нюанс. Из-за недостатка качественного горючего в России приходится ограничивать применение современных экономичных двигателей. В то же время значительная часть транспорта, ездящего по нашим дорогам, «заточена» под потребление топлива более низких классов, чем «Евро-5» и даже «Евро-4», и может просто не «переварить» высокоэкологичное горючее. Впрочем, обновлением транспортного парка тоже надо заниматься, но это дело времени.

Последние решения российских властей по вопросу внедрения более современного и экологичного класса топлива показывают, что настроены они решительно, но действуют с осторожностью. Нефтяным компаниям, отстающим с модернизацией мощностей НПЗ, прозрачно намекнули, что долго затягивать с переходом на «Евро-5» не получится. И при этом предпринятые меры позволяют надеяться, что перемены обойдутся без неприятностей для потребителей в виде дефицита бензина на заправках и галопирующего роста цен на него. dme.

Чаще всего читают:

Алена Соболева развод Букет фруктовый каникулы Валютная ипотека в госдуме Верховный суд о ценах на водоотведение Владельцы ателье о деятельности Денежные переводы на украину из России Деятельность ЦБ РФ 2014 2016 кратко Должны ли быть терминалы в ломбардах Закон о Форекс Как открыть ресторан в Сочи? Как сделать операцию за границей? Каких российские художники стоит покупать? Какобменять коммуналку на студию Когда выгодно брать отпуск? Когда увеличат тарифы на воду? Командировка выгодно или нет Кризис йога центраа Лицензии банков к концу 2016 года Магазин у дома как выжить Менеджер по продаже элитной недвижимости На кого учиться чтобы хорошо зарабатывать Настя Колесникова домашняя еда Остров на продажу 2015 2016 Прага монастырский шинок Придумать название к вегетарианскому ресторану Россия искусственный кризис Список дел на декабрь Стоит ли покупать франк У какой криптовалюты есть будущее

Александр Сазонов

4 Статьи

В журналистике около 20 лет. Работал на различных должностях – от корреспондента до главного редактора – в региональных СМИ. Сотрудничал с ведущими федеральными изданиями, в том числе деловой направленности. Приоритетные темы: ТЭК, промышленность, потребительский и финансовый рынки, социальная политика.

Последние статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться через
или ввести "Имя" и "Email" в форме комментариев.

*

Наверх

Спасибо!