USD - 63.3   0.09    EUR - 67.21   1.04

Статья про лоукостеры на mail


Те, кто часто путешествуют, привыкли пользоваться услугами западных лоукостеров — авиакомпаний, цены на билеты у которых в разы дешевле, чем у обычных перевозчиков. Вот уже несколько лет такие компании пытаются работать и в России. С помощью экспертов разбираемся, можно ли им доверять, насколько «дешевые» авиалинии дешевле известных авиаперевозчиков, и какие риски поджидают экономных пассажиров.


Статья про лоукостеры на mail

Не та цена

Недавно по жалобе жителя Челябинска за недобросовестную рекламу Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) оштрафовало авиаперевозчика «Победа» на 100 тыс. руб. В рекламных материалах лоукостера крупным шрифтом указывалось, что билет в Москву стоит всего 999 руб., а мелким, который практически не видно, уточнялось, что тариф указан без стоимости сбора. В результате, оформляя билет, человек оказался перед фактом, что реальная стоимость перелёта составляет 1 999 руб., а вместе со сбором 2 547 руб. Лоукостер намерен оспорить в суде решение антимонопольной службы.

В июне аналогичная жалоба поступала в УФАС по Дагестану (по ней ещё не вынесено решение, но дело возбуждено). «Победу» обвинили в недостоверной информации, касающейся цен и тарифов на услуги по маршруту Махачкала-Москва-Махачкала.

Так стоит верить тем ценам, которые перевозчики анонсируют, или отправляясь в путешествие воспользоваться привычными компаниями?

Дешево и сердито

Лоукостерами называют авиакомпании, предлагающие пассажирам дешевые авиабилеты (от англ. «lоw соst» — низкие расходы). Зарабатывают такие компании за счет минимизации затрат и реализации дополнительных услуг, грамотной логистики и усовершенствования стандартных операций.

Такую концепцию бизнеса придумала и воплотила в жизнь в 1949 г. американская авиакомпания Pacific Southwest Airlines, хотя первенство часто приписывают авиакомпании Sоuthwеst Airlinеs, которая начала работать в формате лoукoст в 70-е.

Юрий Запесоцкий, руководитель брендингового агентства Pro. Name, считает, что представление о лоукостерах как авиакомпаниях третьего эшелона в корне неверно. «Услугами лоукостеров в Европе пользуются отнюдь не только молодые туристы, но и серьезные бизнесмены, которые умеют считать деньги».

На днях соцсети активно обсуждали фотографию, сделанную девочкой-подростком, летевшей лоукостером Easyjet в Португалию, запечатлевшую в соседнем ряду самолета британского премьер-министра Дэвида Кэмерона. Не самый бедный человек Великобритании летел в отпуск в эконом-классе и ел чипсы.

Лоукостеры России

В России давно пытаются создать свои лоукостеры. С 2006 по 2009 годы на внутренних линиях страны выполняли полеты отечественные авиаперевозчики Sky Express и «Авианова». Но они не выдержали конкуренции и ушли с рынка практически одновременно в 2011 г. Затем летом 2014 г. бюджетные перевозки проводил «Добролет», но и он прекратил работу (в данном случае из-за экономических санкций Евросоюза). В конце 2014 г. «Аэрофлот» создал дочернее предприятие авиакомпанию «Победа» и предложил россиянам регулярные эконом-полеты по России.

Фактически «Победа» создана на базе «Добролета» и реализует его бизнес-план и материально-техническую базу. Компания эксплуатирует новейшие самолеты Boeing 737–800 NG. В середине августа на официальном сайте авиаперевозчика анонсирована продажа билетов по 999 руб. на «зимние» рейсы (период с 16 сентября по 26 марта).

А вот международные рейсы «Победы» россиянам придется ждать минимум 2 года, потому что по правилам авиаперевозок, оператор рынка может выйти на них только после регулярных полетов по внутренним линиям более 2-х лет. Лоукост уже подавал заявку на получение допуска на рейс Москва-Ираклион (остров Крит, Греция), но ему отказали.

«К сожалению, пока что российские лоукостеры — скорее иллюзия, нежели реальность, — говорит Юрий Запесоцкий. — Проблема не в том, что отечественные авиакомпании жадничают и не хотят дешево продавать билеты, а в том, что они не умеют оптимизировать расходы. От того, что кто-то назвал себя лоукостером (компанией с низкими затратами), он им автоматически не становится».

Юрий проводит параллель с переименованием милиции в полицию и говорит о том, что если перед нами оказывается предложение российского лоукостера за 999 руб., то либо существуют какие-то подводные камни, либо вы полетите за государственный счет, либо авиакомпания летает себе в убыток с целью достижения политических или PR-задач. «У европейских коллег даже при текущем курсе валют есть шанс купить билет за 999 руб., и при этом компании на этом еще и заработают», — отмечает он.

Не все включено

Стратегия лоукост-перевозчика — минимизация расходов. Это позволяет предложить рынку минимальную стоимость услуг. О чем нужно знать, планируя перелёт и покупая билет в бюджетной авиакомпании?

Бытует мнение, что лоукостеры в погоне за низкой ценой скупятся на обслуживание самолетов и безопасность полета. Это ошибочно, потому что, как правило, их парки самолетов одни из самых молодых, не более 5 лет. Кроме того, такие популярные лоукосты как EasyJet, Ryanair, JetBlue Airways, Virgin Blue (Virgin Australia), Air Berlin, Southwest Airlines входят в 50 самых надежных авиаперевозчиков мира.

По словам Юлии Курец, pr-менеджера сервиса кupibilet.ru, лоукост-авиакомпании экономят, в первую очередь, за счет хеджирования. Например, в период с 1991 по 2008 гг. Southwest Airlines благодаря хеджированию заплатила за топливо на $3,5 млрд ниже, чем в среднем по отрасли.

Еще одним способом экономии является использование только одного типа самолета. Это снижает издержки на обслуживание, ремонт, а также обучение и повышение квалификации пилотов и бортпроводников.

Кроме того, бюджетные авиакомпании избегают дорогих сборов аэропортов. Делается это за счет использования небольших аэропортов с низкой загрузкой. Чем менее популярен аэропорт, тем дешевле его сборы. А что касается рейсов, то все они прямые (без пересадок) и ближнемагистральные.

В Россию, за редким исключением, доступ европейским лоукостерам ограничен. Им летать к нам невыгодно. Ближайшие аэропорты к России, принимающие лоукостеров, находятся в Лаппеенранте и Хельсинки, а также в Таллине и Риге. Несмотря на экономический кризис, россияне по-прежнему активно пользуются данными аэропортами, добираясь до них на личных автомобилях или автобусах.

Для снижения стоимости билетов лоукосты компонуют салоны только одним классом (хотя в последнее время несколько рядов отводится под более комфортные кресла). Плюс стараются повысить плотность сидений на борту самолета, что приводит к увеличению количества билетов на рейс и прибыли от него.

«Вы можете не успеть занять приоритетное для вас кресло. Если не покупать услугу „выбрать место при регистрации“, то лучшие места будут у тех, кто первым добежит до трапа самолета. В буквальном смысле», — говорит Юлия Курец.

Еще одной тактикой экономии являются прямые продажи билетов. Бюджетные авиакомпании, в основном, продают билеты через собственные веб-сайты, а если и прибегают к услугам агентств, то на их ресурсах устанавливают более высокие цены. Если на сайте лоукостера предлагают дополнительные услуги, то учтите, что, оплатив их в онлайне (а не уже непосредственно на борту самолета), вы сэкономите приличную сумму.

Правда, на этот счет есть и другое мнение. Павел Малышев, основатель сервиса «ЧаБука», утверждает, что иногда следует предпочесть агентство, а не сайт авиакомпании. «Курс в системах бронирования меняется в ночь на среду. Т. е. если валюта за неделю выросла, то там покупка может оказаться выгоднее. Зарубежные сайты списывают деньги в валюте, и если у вас рублевая карта, то их конвертируют по курсу покупки валюты вашего банка. А агентства рассчитываются по более выгодному курсу».

Время — деньги

Самые дешевые билеты обычно бывают в неудобное время. Ирина Володина, руководитель проекта Emotional English, рассказывает, что недавно отговорила знакомую лететь в Париж (Шарль ДеГолль) рейсом, который приземлялся в 23:50. «В это время уже не работает ни метро, ни другой общественный транспорт, а такси обойдется порядка 25–40 евро. Билет на утренний рейс стоил на 20 евро дороже.

Если летите лоукостерами, обращайте внимание на аэропорт прилета-вылета. Ryanair, например, летает только в Стенстэд — один из самых отдаленных аэропортов в Лондоне. К тому же, у них нет автобусов, т. е. из аэропорта до самолета вы вместе с чемоданом идете пешком.

С такой же ситуацией сталкивалась и Юлия Курец: «Нет смысла прилететь не в ближайший к пункту назначения аэропорт, а потратить на такси больше, чем планировали. Некоторые лоукосты ради того, чтобы снизить стоимость перелета, обслуживаются не в основных аэропортах, а в тех, что дешевле и находятся далеко за городом».

Бывалый путешественник, Екатерина Стефанская, директор по маркетингу Sendit.ru, также акцентирует на этом внимание: «В рекламе той же „Победы“ указываются цены на самые неудобные рейсы: с вылетом в 6–7 утра или с прилетом поздней ночью. Стоимость дневного рейса может быть дороже в 2–3 раза. Получается, что если пассажир выбирает перелет в удобное время, оплачивает трансфер до аэропорта, багаж, сам выбирает место в самолете и заказывает еду, финальная цена за перелет будет значительно выше — наравне с другими авиалиниями, в цену которых уже все включено».

Покупайте билет на лоукост только в том случае, если абсолютно уверены, что полетите. Иначе вы скорее всего не получите деньги за возврат билета, а если и получите, то не без лишней волокиты. Это же касается и отмены брони, изменений даты вылета и пр. Любое действие влечет дополнительные расходы.

Дорогие чемоданы

Не всё так просто и с багажом. Скорее всего, вам придётся необходимые вещи собрать в ручную кладь. При этом у каждой бюджетной авиакомпании свои требования и ограничения. Например, у «Победы» размер дамской сумочки или портфеля, перевозимых в салоне, не должен превышать 115 см по сумме трех измерений (в аэропорту стоит специальный измеритель).

Если нужно обязательно лететь с большим багажом, лучше начать поиски билетов с обычных компаний, т. к. стоимость 1 чемодана может обойтись в 30–40 евро. Обидно, если за билет вы заплатите 30 фунтов, а за чемодан — 50. Например, за перевозку чемодана на AirBaltic в Ригу платят от 30 до 40 евро, что практически сравнивает цену билета с «Аэрофлотом».

«У большинства лоукостеров вы можете взять с собой только 1 сумку размером 56×45×25. Даже маленькая дамская сумочка уже будет считаться багажом и обойдется вам порядка 17 евро. Некоторые лоукостеры более строги. Например, WizzAir не разрешает багажу превышать 10 кг. Хотя у меня они ни разу не взвешивали сумку. Ryanair до недавнего времени считалась самой строгой компанией-лоукостером: разрешали только сумку размером 45×36×20. Но из-за того, что в Европе они не одни, в прошлом году компания изменила политику и первой разрешила брать с собой ещё одну дамскую сумку или сумку из duty free. Сейчас размер допустимого багажа 55×40×20», — рассказывает Ирина Володина.

Лоукостеры зарабатывают не только на чемоданах, но и на обслуживании и питании. На борту таких самолетов платно абсолютно всё. Например, стакан воды обойдется в 3 евро. Поэтому лучше всё брать с собой: воду, бутерброды, фрукты. Ryanair уже не первый год говорит о намерении сделать платными и туалеты.

Доверяй, но проверяй

Ирина Володина, как человек, который за последние полтора года совершил порядка 40 перелетов, говорит, что лоукостерам доверять можно. Главное — знать некоторые особенности «по их использованию».

Лоукостеры не всегда дешевле обычных авиаперевозчиков, просто у них чаще бывают дешевые тарифы. «Например, в марте этого года летела Easyjet в Лондон из Москвы всего за 5301 руб. (туда и обратно). Ни одна другая компания мне этого предложить не могла. А за 2000 руб. этой же компанией слетала в Эдинбург и обратно из Лондона. Для того чтобы летать дешевле, у лоукостов нужно искать билет заранее. Также рекомендую подписаться на их рассылки, тогда уж точно не пропустите ни одного дешевого билета», — рассказала она.

Лоукостерами лучше летать, когда вы летите на 2–3 дня. Именно поэтому эти компании так популярны в Европе. Европейцы летают отдохнуть не на 2–3 недели, как принято у нас, а на уикенд.

По мере наполняемости самолёта дорожают билеты. Следовательно, чем раньше вы их купите, тем дешевле они обойдутся. Абсолютно все лоукостеры требуют от пассажиров самостоятельной предварительной регистрации. И вам необходимо распечатать посадочный талон. Иначе заплатите в аэропорту порядка 30 евро. Easyjet уже запустила мобильное приложение, где можно зарегистрироваться и не распечатывать посадочный талон, т. к. он сохраняется у человека в электронном виде. Но из Москвы такая опция не работает.

Павел Малышев говорит, что лоукостерами летать можно и нужно, но с умом. Полеты лоукостерами могут быть дешевле в разы по сравнению с рейсами обычных авиакомпаний. Например, прямой перелет из Мюнхена в Париж авиакомпанией Трансавиа стоит 51 евро, или меньше 4 тыс. руб., а обычными авиакомпаниями, даже с использованием скайтриков, получается около 10 тыс. (а без них около 18 тыс.).

«Штраф „Победы“, если я правильно понимаю, касался недобросовестной рекламы, указанной без сборов. Это безобразие должно быть пресечено государством, — отмечает Павел. — Вообще к рекламным ценам следует относиться критично и внимательно читать правила перевозки на сайтах авиакомпаний. Если же вы покупаете билет на лоукостер через агентство, то обязательно проверьте, не проставит ли оно хитрых „галочек“ за страховку, SMS-оповещение и т. п.».

Татьяна Карелина, совладелец интернет-магазина детских товаров «Маленькая Персона», также доверяет лоукостам, правда подчеркивает, что говорит только об иностранных авиакомпаниях: «Иностранным доверять можно точно. Я летала 2 разными компаниями в этом году в Испанию и осталась довольна. Более того, не заметила принципиальной разницы между регулярными рейсами».

Удачных полётов! (вместо послесловия)

Перелеты лоукостером — оптимальный вариант для тех, кто готов пожертвовать определённой долей комфорта в своих путешествиях. Бывалые путешественники говорят, что если брать с собой, например, в Европу или (что обычно бывает) везти с собой из Европы приличный багаж, то «Аэрофлотом» получается дешевле, чем бюджетными авиакомпаниями.

Посмотрите в интернете информацию об авиаперевозчике, новости, отзывы, зайдите на сайт. Там могут быть акции, скидки и т. д. Но и помните, что никто не застрахован от ошибок. Например, авиакомпания «ЮТэйр» 21 августа 2015 г. в аэропорту города Сочи продала пассажирам на 27 билетов больше, чем мог вместить самолет. В результате, людям пришлось сидеть в аэропорту и ждать следующего рейса. dme.

Надежда Алейник

43 Статьи

В журналистике с 2004 года. Основные темы: бизнес, банки, страхование, туризм, гаджеты, здоровье, роскошь.

Последние статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться через
или ввести "Имя" и "Email" в форме комментариев.

*

Наверх

Спасибо!