Можно ли доверять лоукостерам

Можно ли доверять лоукостерам

6724 28 Август, 2015 год

Те, кто часто путешествуют, привыкли пользоваться услугами западных лоукостеров — авиакомпаний, цены на билеты у которых в разы дешевле, чем у обычных перевозчиков. Вот уже несколько лет такие компании пытаются работать и в России. С помощью экспертов разбираемся, можно ли им доверять, насколько «дешевые» авиалинии дешевле известных авиаперевозчиков, и какие риски поджидают экономных пассажиров.


Не та цена

Недавно по жалобе жителя Челябинска за недобросовестную рекламу Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) оштрафовало авиаперевозчика «Победа» на 100 тыс. руб. В рекламных материалах лоукостера крупным шрифтом указывалось, что билет в Москву стоит всего 999 руб., а мелким, который практически не видно, уточнялось, что тариф указан без стоимости сбора. В результате, оформляя билет, человек оказался перед фактом, что реальная стоимость перелёта составляет 1 999 руб., а вместе со сбором 2 547 руб. Лоукостер намерен оспорить в суде решение антимонопольной службы.

В июне аналогичная жалоба поступала в УФАС по Дагестану (по ней ещё не вынесено решение, но дело возбуждено). «Победу» обвинили в недостоверной информации, касающейся цен и тарифов на услуги по маршруту Махачкала-Москва-Махачкала.

Так стоит верить тем ценам, которые перевозчики анонсируют, или отправляясь в путешествие воспользоваться привычными компаниями?

Дешево и сердито

Лоукостерами называют авиакомпании, предлагающие пассажирам дешевые авиабилеты (от англ. «lоw соst» — низкие расходы). Зарабатывают такие компании за счет минимизации затрат и реализации дополнительных услуг, грамотной логистики и усовершенствования стандартных операций.

Такую концепцию бизнеса придумала и воплотила в жизнь в 1949 г. американская авиакомпания Pacific Southwest Airlines, хотя первенство часто приписывают авиакомпании Sоuthwеst Airlinеs, которая начала работать в формате лoукoст в 70-е.

Юрий Запесоцкий, руководитель брендингового агентства Pro. Name, считает, что представление о лоукостерах как авиакомпаниях третьего эшелона в корне неверно. «Услугами лоукостеров в Европе пользуются отнюдь не только молодые туристы, но и серьезные бизнесмены, которые умеют считать деньги».

На днях соцсети активно обсуждали фотографию, сделанную девочкой-подростком, летевшей лоукостером Easyjet в Португалию, запечатлевшую в соседнем ряду самолета британского премьер-министра Дэвида Кэмерона. Не самый бедный человек Великобритании летел в отпуск в эконом-классе и ел чипсы.

Лоукостеры России

В России давно пытаются создать свои лоукостеры. С 2006 по 2009 годы на внутренних линиях страны выполняли полеты отечественные авиаперевозчики Sky Express и «Авианова». Но они не выдержали конкуренции и ушли с рынка практически одновременно в 2011 г. Затем летом 2014 г. бюджетные перевозки проводил «Добролет», но и он прекратил работу (в данном случае из-за экономических санкций Евросоюза). В конце 2014 г. «Аэрофлот» создал дочернее предприятие авиакомпанию «Победа» и предложил россиянам регулярные эконом-полеты по России.

Фактически «Победа» создана на базе «Добролета» и реализует его бизнес-план и материально-техническую базу. Компания эксплуатирует новейшие самолеты Boeing 737–800 NG. В середине августа на официальном сайте авиаперевозчика анонсирована продажа билетов по 999 руб. на «зимние» рейсы (период с 16 сентября по 26 марта).

А вот международные рейсы «Победы» россиянам придется ждать минимум 2 года, потому что по правилам авиаперевозок, оператор рынка может выйти на них только после регулярных полетов по внутренним линиям более 2-х лет. Лоукост уже подавал заявку на получение допуска на рейс Москва-Ираклион (остров Крит, Греция), но ему отказали.

«К сожалению, пока что российские лоукостеры — скорее иллюзия, нежели реальность, — говорит Юрий Запесоцкий. — Проблема не в том, что отечественные авиакомпании жадничают и не хотят дешево продавать билеты, а в том, что они не умеют оптимизировать расходы. От того, что кто-то назвал себя лоукостером (компанией с низкими затратами), он им автоматически не становится».

Юрий проводит параллель с переименованием милиции в полицию и говорит о том, что если перед нами оказывается предложение российского лоукостера за 999 руб., то либо существуют какие-то подводные камни, либо вы полетите за государственный счет, либо авиакомпания летает себе в убыток с целью достижения политических или PR-задач. «У европейских коллег даже при текущем курсе валют есть шанс купить билет за 999 руб., и при этом компании на этом еще и заработают», — отмечает он.

Не все включено

Стратегия лоукост-перевозчика — минимизация расходов. Это позволяет предложить рынку минимальную стоимость услуг. О чем нужно знать, планируя перелёт и покупая билет в бюджетной авиакомпании?

Бытует мнение, что лоукостеры в погоне за низкой ценой скупятся на обслуживание самолетов и безопасность полета. Это ошибочно, потому что, как правило, их парки самолетов одни из самых молодых, не более 5 лет. Кроме того, такие популярные лоукосты как EasyJet, Ryanair, JetBlue Airways, Virgin Blue (Virgin Australia), Air Berlin, Southwest Airlines входят в 50 самых надежных авиаперевозчиков мира.

По словам Юлии Курец, pr-менеджера сервиса кupibilet.ru, лоукост-авиакомпании экономят, в первую очередь, за счет хеджирования. Например, в период с 1991 по 2008 гг. Southwest Airlines благодаря хеджированию заплатила за топливо на $3,5 млрд ниже, чем в среднем по отрасли.

Еще одним способом экономии является использование только одного типа самолета. Это снижает издержки на обслуживание, ремонт, а также обучение и повышение квалификации пилотов и бортпроводников.

Кроме того, бюджетные авиакомпании избегают дорогих сборов аэропортов. Делается это за счет использования небольших аэропортов с низкой загрузкой. Чем менее популярен аэропорт, тем дешевле его сборы. А что касается рейсов, то все они прямые (без пересадок) и ближнемагистральные.

В Россию, за редким исключением, доступ европейским лоукостерам ограничен. Им летать к нам невыгодно. Ближайшие аэропорты к России, принимающие лоукостеров, находятся в Лаппеенранте и Хельсинки, а также в Таллине и Риге. Несмотря на экономический кризис, россияне по-прежнему активно пользуются данными аэропортами, добираясь до них на личных автомобилях или автобусах.

Для снижения стоимости билетов лоукосты компонуют салоны только одним классом (хотя в последнее время несколько рядов отводится под более комфортные кресла). Плюс стараются повысить плотность сидений на борту самолета, что приводит к увеличению количества билетов на рейс и прибыли от него.

«Вы можете не успеть занять приоритетное для вас кресло. Если не покупать услугу „выбрать место при регистрации“, то лучшие места будут у тех, кто первым добежит до трапа самолета. В буквальном смысле», — говорит Юлия Курец.

Еще одной тактикой экономии являются прямые продажи билетов. Бюджетные авиакомпании, в основном, продают билеты через собственные веб-сайты, а если и прибегают к услугам агентств, то на их ресурсах устанавливают более высокие цены. Если на сайте лоукостера предлагают дополнительные услуги, то учтите, что, оплатив их в онлайне (а не уже непосредственно на борту самолета), вы сэкономите приличную сумму.

Правда, на этот счет есть и другое мнение. Павел Малышев, основатель сервиса «ЧаБука», утверждает, что иногда следует предпочесть агентство, а не сайт авиакомпании. «Курс в системах бронирования меняется в ночь на среду. Т. е. если валюта за неделю выросла, то там покупка может оказаться выгоднее. Зарубежные сайты списывают деньги в валюте, и если у вас рублевая карта, то их конвертируют по курсу покупки валюты вашего банка. А агентства рассчитываются по более выгодному курсу».

Время — деньги

Самые дешевые билеты обычно бывают в неудобное время. Ирина Володина, руководитель проекта Emotional English, рассказывает, что недавно отговорила знакомую лететь в Париж (Шарль ДеГолль) рейсом, который приземлялся в 23:50. «В это время уже не работает ни метро, ни другой общественный транспорт, а такси обойдется порядка 25–40 евро. Билет на утренний рейс стоил на 20 евро дороже.

Если летите лоукостерами, обращайте внимание на аэропорт прилета-вылета. Ryanair, например, летает только в Стенстэд — один из самых отдаленных аэропортов в Лондоне. К тому же, у них нет автобусов, т. е. из аэропорта до самолета вы вместе с чемоданом идете пешком.

С такой же ситуацией сталкивалась и Юлия Курец: «Нет смысла прилететь не в ближайший к пункту назначения аэропорт, а потратить на такси больше, чем планировали. Некоторые лоукосты ради того, чтобы снизить стоимость перелета, обслуживаются не в основных аэропортах, а в тех, что дешевле и находятся далеко за городом».

Бывалый путешественник, Екатерина Стефанская, директор по маркетингу Sendit.ru, также акцентирует на этом внимание: «В рекламе той же „Победы“ указываются цены на самые неудобные рейсы: с вылетом в 6–7 утра или с прилетом поздней ночью. Стоимость дневного рейса может быть дороже в 2–3 раза. Получается, что если пассажир выбирает перелет в удобное время, оплачивает трансфер до аэропорта, багаж, сам выбирает место в самолете и заказывает еду, финальная цена за перелет будет значительно выше — наравне с другими авиалиниями, в цену которых уже все включено».

Покупайте билет на лоукост только в том случае, если абсолютно уверены, что полетите. Иначе вы скорее всего не получите деньги за возврат билета, а если и получите, то не без лишней волокиты. Это же касается и отмены брони, изменений даты вылета и пр. Любое действие влечет дополнительные расходы.

Дорогие чемоданы

Не всё так просто и с багажом. Скорее всего, вам придётся необходимые вещи собрать в ручную кладь. При этом у каждой бюджетной авиакомпании свои требования и ограничения. Например, у «Победы» размер дамской сумочки или портфеля, перевозимых в салоне, не должен превышать 115 см по сумме трех измерений (в аэропорту стоит специальный измеритель).

Если нужно обязательно лететь с большим багажом, лучше начать поиски билетов с обычных компаний, т. к. стоимость 1 чемодана может обойтись в 30–40 евро. Обидно, если за билет вы заплатите 30 фунтов, а за чемодан — 50. Например, за перевозку чемодана на AirBaltic в Ригу платят от 30 до 40 евро, что практически сравнивает цену билета с «Аэрофлотом».

«У большинства лоукостеров вы можете взять с собой только 1 сумку размером 56×45×25. Даже маленькая дамская сумочка уже будет считаться багажом и обойдется вам порядка 17 евро. Некоторые лоукостеры более строги. Например, WizzAir не разрешает багажу превышать 10 кг. Хотя у меня они ни разу не взвешивали сумку. Ryanair до недавнего времени считалась самой строгой компанией-лоукостером: разрешали только сумку размером 45×36×20. Но из-за того, что в Европе они не одни, в прошлом году компания изменила политику и первой разрешила брать с собой ещё одну дамскую сумку или сумку из duty free. Сейчас размер допустимого багажа 55×40×20», — рассказывает Ирина Володина.

Лоукостеры зарабатывают не только на чемоданах, но и на обслуживании и питании. На борту таких самолетов платно абсолютно всё. Например, стакан воды обойдется в 3 евро. Поэтому лучше всё брать с собой: воду, бутерброды, фрукты. Ryanair уже не первый год говорит о намерении сделать платными и туалеты.

Доверяй, но проверяй

Ирина Володина, как человек, который за последние полтора года совершил порядка 40 перелетов, говорит, что лоукостерам доверять можно. Главное — знать некоторые особенности «по их использованию».

Лоукостеры не всегда дешевле обычных авиаперевозчиков, просто у них чаще бывают дешевые тарифы. «Например, в марте этого года летела Easyjet в Лондон из Москвы всего за 5301 руб. (туда и обратно). Ни одна другая компания мне этого предложить не могла. А за 2000 руб. этой же компанией слетала в Эдинбург и обратно из Лондона. Для того чтобы летать дешевле, у лоукостов нужно искать билет заранее. Также рекомендую подписаться на их рассылки, тогда уж точно не пропустите ни одного дешевого билета», — рассказала она.

Лоукостерами лучше летать, когда вы летите на 2–3 дня. Именно поэтому эти компании так популярны в Европе. Европейцы летают отдохнуть не на 2–3 недели, как принято у нас, а на уикенд.

По мере наполняемости самолёта дорожают билеты. Следовательно, чем раньше вы их купите, тем дешевле они обойдутся. Абсолютно все лоукостеры требуют от пассажиров самостоятельной предварительной регистрации. И вам необходимо распечатать посадочный талон. Иначе заплатите в аэропорту порядка 30 евро. Easyjet уже запустила мобильное приложение, где можно зарегистрироваться и не распечатывать посадочный талон, т. к. он сохраняется у человека в электронном виде. Но из Москвы такая опция не работает.

Павел Малышев говорит, что лоукостерами летать можно и нужно, но с умом. Полеты лоукостерами могут быть дешевле в разы по сравнению с рейсами обычных авиакомпаний. Например, прямой перелет из Мюнхена в Париж авиакомпанией Трансавиа стоит 51 евро, или меньше 4 тыс. руб., а обычными авиакомпаниями, даже с использованием скайтриков, получается около 10 тыс. (а без них около 18 тыс.).

«Штраф „Победы“, если я правильно понимаю, касался недобросовестной рекламы, указанной без сборов. Это безобразие должно быть пресечено государством, — отмечает Павел. — Вообще к рекламным ценам следует относиться критично и внимательно читать правила перевозки на сайтах авиакомпаний. Если же вы покупаете билет на лоукостер через агентство, то обязательно проверьте, не проставит ли оно хитрых „галочек“ за страховку, SMS-оповещение и т. п.».

Татьяна Карелина, совладелец интернет-магазина детских товаров «Маленькая Персона», также доверяет лоукостам, правда подчеркивает, что говорит только об иностранных авиакомпаниях: «Иностранным доверять можно точно. Я летала 2 разными компаниями в этом году в Испанию и осталась довольна. Более того, не заметила принципиальной разницы между регулярными рейсами».

Удачных полётов! (вместо послесловия)

Перелеты лоукостером — оптимальный вариант для тех, кто готов пожертвовать определённой долей комфорта в своих путешествиях. Бывалые путешественники говорят, что если брать с собой, например, в Европу или (что обычно бывает) везти с собой из Европы приличный багаж, то «Аэрофлотом» получается дешевле, чем бюджетными авиакомпаниями.

Посмотрите в интернете информацию об авиаперевозчике, новости, отзывы, зайдите на сайт. Там могут быть акции, скидки и т. д. Но и помните, что никто не застрахован от ошибок. Например, авиакомпания «ЮТэйр» 21 августа 2015 г. в аэропорту города Сочи продала пассажирам на 27 билетов больше, чем мог вместить самолет. В результате, людям пришлось сидеть в аэропорту и ждать следующего рейса.

Надежда Алейник

В журналистике с 2004 года. Основные темы: бизнес, банки, страхование, туризм, гаджеты, здоровье, роскошь.

Как избежать убытков 480
Тренды в страховании в 2019 года 389
Искусственный интеллект в маркетинге: когда роботы победят? 1683
Особая ценность: почему яхты такие дорогие? 1827