Пора воспитывать заемщиков

Пора воспитывать заемщиков

4858 24 августа, 2015 год

Во втором квартале кредитный рынок в России начал оживать. О том, какие кредиты берут россияне, почему ипотека по-прежнему остается недоступной для большинства, и сколько граждане должны банкам, рассказал в интервью DailyMoneyExpert Николай Мясников, заместитель генерального директора Объединенного Кредитного Бюро (ОКБ).


По данным ОКБ, кредитный рынок в России во втором квартале начал оживать. С чем это связано?

Да, действительно, мы видим, что во II кв. 2015 года количество новых кредитов увеличилось на 35% по сравнению с I кв. Так в апреле—июне было выдано 3,9 млн кредитов на общую сумму более 516 млрд руб., в январе—марте банки выдали 2,9 млн кредитов на сумму более 358 млрд руб.

Экономическая нестабильность в декабре 2014 года, в частности резкое поднятие ключевой ставки Банка России, напрямую отразилась на рынке розничного кредитования. В начале года банки практически приостановили кредитование, а заемщики не спешили брать кредиты под взлетевшие проценты.

Однако во многом благодаря политике ЦБ по снижения ключевой ставки, а также госпрограммам по поддержке ипотеки и автокредитования, можно говорить о том, что в настоящий момент на рынке наблюдается оживление. Это обусловлено как возобновлением интереса клиентов к заемным средствам, так и возросшим в среднем на 10–15% уровнем одобрения кредитных заявок (т.н. approval rate) со стороны банков. Многие банки также возобновили кредитование новых клиентов, которое в январе—феврале практически сошло на нет.

Какие кредиты в основном берут россияне?

Традиционно большим спросом пользуются беззалоговые кредиты, в частности кредиты наличными и кредитные карты. Во II кв. банки выдали около 3,2 млн кредитов наличными на сумму более 300 млрд руб. и более 585 тыс. кредитных карт на сумму 22,5 млрд руб. А вот самый большой прирост по сравнению с I кв. показали автокредиты. В этом сегмент количество выдач увеличилось вдвое с 30 тыс. до 63 тыс. штук. По большей части это связано с программой государственной поддержки, а также спецпредложениями кэптивных банков, которые при поддержке автопроизводителей кредитовали заемщиков по ставкам, начинающимся от 6–7% годовых.

Каковы ваши прогнозы по кредитному рынку по итогам года?

Несмотря на положительную динамику, поводов для оптимизма пока немного. Думаю, что еще год-полтора кредитные портфели банков будут сокращаться. По данным нашего Бюро, видно, что в апреле—июле уровень спроса на кредиты находился примерно на уровне аналогичного периода прошлого года, но количество выдач снизилось более, чем вдвое.

Многие банки в марте—июле возобновили кредитование клиентов «с улицы», но «хорошие» клиенты уже практически закончились, поэтому в III–IV кв. требования к заемщикам снова ужесточатся, а объемы кредитования снизятся. Об этом свидетельствует и сворачивание кредитования «открытого рынка» многими крупными игроками.

Как кризис влияет на кредитный рынок? Меняются ли запросы потребителей по сумме и целям кредитования?

Я думаю, что в этом кризисе будут и положительные стороны. В частности, заемщики начнут осознанно подходить к процессу получения кредитов. Например, сейчас мы видим, что сильно в кризис «просел» сегмент кредитных карт. В I полугодии 2015 года их было выдано на 76% меньше, чем в прошлом году. Это может говорить о том, что заемщики сейчас стараются использовать заемные средства на конкретные цели и покупки, а не на ежедневные расходы. Мы также видим и сокращение «среднего чека» по выданным кредитам. Если в прошлом году средний размер выданного кредита наличными составлял 144 тыс. руб., то в этом — 86 тыс. руб. Незначительно вырос только размер автокредита: с 600 до 610 тыс. руб., но больше это связано с повышением цен на автомобили, чем с изменение запросов потребителей.

Насколько доступна и интересна заемщикам ипотека? Сейчас этот сегмент падает, есть ли шансы на восстановление «докризисных объемов»? Насколько ставки соответствуют реалиям жизненным?

По сравнению с прошлым годом ипотека просела примерно на 40%, во многом из-за того, что в начале года ставки по этому виду кредита были фактически заградительными. Запуск программы господдержки, безусловно, оказал положительное влияние, но реальную картину можно будет увидеть чуть позже, так как, по информации от банков, в полную силу она заработала только с июня месяца.

Ставки на новостройки сейчас находятся практически на докризисном уровне, а вот на «вторичное» жилье они по-прежнему высоки, и этот сегмент пока не очень оживает.

Также мы видим, что ипотечные заемщики отличаются более высоким уровнем финансовой грамотности и внимательно следят за ситуацией на рынке. Не исключено, что в I полугодии многие потенциальные заемщики находились в ожидании снижения ключевой ставки ЦБ и последующего снижения ставок по ипотеке. И спрос на жилье и ипотеку будет все-таки реализован во II полугодии, тем более, что в конце года спрос на ипотечные кредиты традиционно выше.

Также не стоит забывать, что в 2013—2014 гг. ипотека была драйвером розничного кредитования, демонстрируя рекордный ежемесячный прирост. Такого в ближайшей перспективе ждать не приходится.

Ипотека сейчас для многих заемщиков стала недоступной, потому что в условиях экономической нестабильности люди не торопятся брать на себя обязательства по таким дорогим и длинным кредитам.

Но если госпрограмма продолжит свое действие, а рынок вторичного жилья немного оживет, в том числе и за счет снижения ставок со стороны банков, то шансы на восстановление есть.

Рост рынка кредитования свидетельствует о росте закредитованности россиян. Насколько это опасно для банков? Что происходит с просрочкой по платежам?

Закредитованность россиян находится примерно на том же уровне, что и год назад. По нашим данным, примерно 43% или более 17 млн заемщиков имеют два и более открытых кредита. При этом у 7,5 млн человек таких кредитов более трех. Они находятся в группе риска и при малейшем снижении уровня дохода начнут испытывать проблемы с платежной дисциплиной. В среднем каждый заемщик должен банкам примерно по 226 тыс. руб. Общая сумма ссудной задолженности россиян перед банками уже превышает 9 трлн руб.

Уровень просроченной задолженности поступательно растет, начиная с 2012 г. Резкое ухудшение отмечалось в I кв. 2015 г., тогда как в мае—июле темпы роста были умеренными. Доля просроченных кредитов в июле почти достигла уровня 18% (это более 12,7 млн кредитов), а объем просроченной задолженности в портфелях банков достиг 11% или более 970 млрд руб. Очевидно, что при малейшем ухудшении макроэкономической ситуации в стране, этот показатель будет расти дальше.

Причин роста просроченной задолженности несколько. Это, с одной стороны, макроэкономические факторы: в частности, рост безработицы и снижение реальных доходов населения, а с другой, как я уже говорил, значительное сокращение объемов розничного кредитования по сравнению с прошлым годом. При сокращении количества новых выдач, старые долги продолжают накапливаться на балансах банков, и общий кредитный портфель ухудшается.

В мае—июле на платежную дисциплину традиционно влияет сезонный фактор. Люди уезжают в отпуска и на дачи, не всегда имея возможность вовремя внести платеж по кредиту.

Также несмотря на ужесточение требований банков к заемщикам, качество новых заемщиков с 2014 г. сильно не выросло. На основе винтажного анализа портфеля кредитов наличными мы видим, что если в январе—апреле 2014 г. каждый тринадцатый кредит наличными уходил в просрочку через 3 месяца после выдачи, то в январе—апреле 2015 г. — уже каждый десятый. Вдобавок к этому, риск социального дефолта многих групп населения, повышение уровня безработицы, сокращение сотрудников в компаниях финансового и государственного сектора являются потенциальными драйверами дальнейшего роста просроченной задолженности.

По нашим прогнозам, если текущие тенденции на рынке сохранятся, рост просроченной задолженности продолжится в умеренном темпе и до конца года вырастет еще на 1,5–2%.

Потребительские кредиты являются довольно рисковым продуктом как для банков, так и для самих потребителей? Как я понимаю, основной рост просрочки идет именно по ним (и кредитным картам). Есть ли меры, чтобы продукт стал менее рисковым, понятным и дорогим? Есть ли смысл ужесточать систему потребительского кредитования? С одной стороны, хорошо, когда кредиты доступны, но с другой — необходимо еще и суметь их отдать.

Беззалоговые кредиты (кредиты наличными, кредитные карты и POS-кредиты), действительно, являются наиболее рисковыми, но вместе с тем и наиболее маржинальными продуктами для банков. Каждая кредитная организация сама определяет для себя уровень риска, на который она готова идти. Мы видим, что бОльшая часть просроченной задолженности приходится на старые долги 90+, которые накопились у банков в период экстенсивного развития и захвата доли рынка. Например, те же кредитные карты часто выдавались клиентам, которые не испытывали явной потребности в заемных средствах. Это могла быть выдача карт в местах массового скопления людей (аэропорты, ТЦ и др.), оформление карт клиентам зарплатных проектов или раздача кредиток в качестве бонуса при оформлении залоговых кредитов.

В течение 2014—2015 гг. Банк России уже предпринял ряд мер по «охлаждению» этого сегмента. Во-первых, это ужесточение требований к резервированию по ссудам, в результате которого банки пересмотрели свои рисковые политики и стали более пристально подходить к оценке заемщиков с начала 2014 г. Во-вторых, с 1 июля этого года вступило в силу ограничение предельных ставок по кредитам. Теперь банки будут лишены возможности компенсировать потери «плохих» клиентов за счет процентного дохода в наиболее высокорисковом сегменте беззалоговых кредитов. Это, в свою очередь, также скажется на объемах кредитования.

Кроме мер со стороны кредитных организаций, мне кажется необходимым уделять внимание «воспитанию» самих заемщиков и повышению уровня их финансовой грамотности. Почему-то у нас принято перекладывать всю ответственность на банки, в то время как заемщики не считают нужным даже внимательно изучить кредитный договор.

Как решаются проблемы с должниками в банках? Что нужно делать потребителю, если он понимает, что не может выплатить очередной платеж по кредиту? Насколько банки готовы идти навстречу потребителю?

Должник должнику рознь. Если заемщик регулярно попадает в просрочку до 30 дней и не уходит дальше, то является выгодным клиентом для кредитной организации. Этот заемщик продолжает приносить банку процентный доход и дополнительно платит комиссию (штраф) за допущенную просрочку. Обычно взыскание платежа с такого клиента проходит под названием «мягкое взыскание» (т.н. soft collection) и не вызывает сложностей, для этого хватает уведомления по смс или в крайнем случае звонка.

Если говорить о просрочках 60 и более дней, то такие клиенты уже не являются выгодными для банков. Во-первых, клиент становится рискованным, под его долг нужно держать большие резервы, а также тратить ресурсы на дополнительный мониторинг и взыскание задолженности. Во-вторых, получение дополнительного процентного дохода тоже не гарантировано, поскольку клиент испытывает серьезные трудности и не факт, что сможет платить и дальше.

Как только заемщик понимает, что у него наступили сложности с выполнением своих финансовых обязательств, ему надо идти в кредитную организацию и искать варианты для реструктуризации текущего долга.

Нынешние схемы реструктуризации кредита подразумевают снижение суммы ежемесячного платежа за счет увеличения срока кредитования или предоставление «кредитных каникул», когда платежи будут отложены на определенный сторонами срок. Важными условиями для принятия банком положительного решения является оперативность обращения заемщика (то есть обращение в момент, когда просрочка платежа минимальна или еще не случилась) и подтверждение того, что возникшие финансовые проблемы носят временный характер (потеря работы, болезнь и т. п.). Все это осуществляется в рамках одной кредитной организации, если кредиторов несколько, то процесс заметно усложняется.

В ближайшее время у заемщиков появится еще одна возможность реструктуризации долгов. С 1 октября вступят в силу поправки к закону о банкротстве физических лиц. Закон обязывает заемщиков, чей совокупный долг перед несколькими кредиторами составляет 500 и более тыс. руб., обращаться в суд за признанием себя банкротом. По данным ОКБ в настоящий момент под действие закона попадает более полумиллиона россиян. Кстати, если долг меньше, то заемщик может добровольно начать процедуру банкротства.

Одним из первых этапов процедуры как раз является реструктуризация долга заемщика перед всеми кредитными организациями. Причем делать он это будет не самостоятельно, а при помощи финансового управляющего, на чьи плечи возложена ключевая функция «переговорщика» с кредиторами.

В целом банки готовы идти навстречу клиентам, которые обращаются к ним при возникновении первых проблем с платежами. Операционные расходы банка на реструктуризацию будут ниже, чем на «жесткое взыскание» (hard collection), когда надо разыскивать должника и привлекать внешние ресурсы, например, коллекторов, для сбора задолженности.

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71852
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18865
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13055
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9760