USD - 58.9   0.19    EUR - 69.43   0.03

6 ошибок при продаже бизнеса

 •  Четверг, 24.08.2017, 17:16

Одного желания продать бизнес собственнику недостаточно: чтобы выгодно избавиться от имеющегося актива придется провести серьезную предварительную работу. Как избежать самых распространенных ошибок, рассказали эксперты.


Ошибка № 1. Отсутствие четких определений

Продать бизнес: 7 причин для продажи компании

Что входит в понятие «продажа бизнеса»? Сегодня в гражданско-правовом поле можно заключать самые разные варианты сделок: от продажи всего предприятия, включая здания, цеха, оборудование, кадровый состав, счета, активы и даже долги до продажи доли в компании, части акций или передачи прав собственности на какой-то отдельный предмет сделки.

Александр Тарасов, управляющий партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»: «При продаже бизнеса, в первую очередь, нужно определиться с предметом сделки. Продается ли бизнес как целое предприятие. То есть имущественный комплекс, который включает различные виды имущества, иных активов, используемые в целом в предпринимательской деятельности. Или продаются отдельные активы, представляющие самостоятельный бизнес (например, кафе). Наиболее распространенный способ продажи бизнеса — это продажа акций или долей в уставном капитале хозяйственных обществ».

Ошибка № 2. Ожидания не соответствуют действительности

Определите, что вы ожидаете от будущей сделки, на каких условиях продаете бизнес, что передаете, в каком состоянии находятся активы компании — и зафиксируйте все в письменном виде.

Александр Тарасов: «Практика показывает, что распространённой ошибкой сторон, продающих и покупающих бизнес, является отсутствие четких качественных характеристик бизнеса. В результате в случае возникновения спора, стороны не смогут доказать, что бизнес по определенной стоимости продавался с теми параметрами, которые обговаривались устно. Поэтому безопаснее такие договоренности зафиксировать в письменном виде. Заключите предварительный договор (ст.429 ГК РФ). Данный договор закрепит достигнутые договоренности по сделке, даст сторонам определенные гарантии защиты, позволит избежать в дальнейшем конфликтных ситуаций. В нем указываются все существенные условия будущего договора».

Ошибка № 3: Оформление документов без должного контроля

Чтобы подготовить грамотный договор, привлеките юриста. Так вы учтете все возможные нюансы сделки.

Александр Тарасов: «В договоре продажи бизнеса должен быть конкретно описан предмет сделки, обязательно указан полный перечень всех активов, права на которые передаются. Аналогично с порядком расчетов по сделке. В договоре следует прописывать условия, приемлемые для обеих сторон».

Ошибка № 4: Оценка «на глазок»

Пригласите специалистов. Наличие аудиторского заключения и финансовой оценки бизнеса станет неплохим козырем при договоре об итоговой цене. Вы должны сами четко представлять, какую сумму и за что получите в итоге.

Виталий Изъянов, руководитель Департамента правового сопровождения корпоративных отношений IPT Group: «В обязательном порядке необходима всесторонняя оценка приобретаемого актива — так называемый due diligence. В своей практике иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда оценка актива проведена не по всем направлениям, и в результате „выпадают“ целые сферы деятельности компании. Еще один результат неправильной оценки — когда риски, выявленные покупателем, оценены не объективно, и вероятность негативных последствий на самом деле существенно выше».

Ошибка № 5: Не договориться о форме оплаты

Наличный, безналичный расчет, рассрочка с ежемесячными платежами, оплата по факту получения прибыли, продажа в долг, расчет акциями или в счет стоимости иного актива — вариантов оплаты может быть много, и каждый из них требует взвешенного и вдумчивого подхода.

Александр Тарасов: «Часто покупатели бизнеса настаивают на условии о рассрочке платежа, выплате суммы частями. Такие выплаты могут быть поставлены в зависимость от наступления какого-либо условия (отлагательное условие сделки). Например, достижение определенного показателя прибыли. Здесь кроется огромный риск для продавца. Так как на момент подписания договора неизвестно, достигнет ли бизнес с новым владельцем определенного уровня окупаемости или нет. Соответственно, старайтесь избегать таких условий в договоре».

Ошибка № 6: Не рассказать персоналу

Перед оформлением сделки необходимо разобраться с наемным персоналом. Ошибкой будет сообщить персоналу о смене владельца уже после подписания всех документов — причем ошибкой и морально-этической, и юридической. Поставьте работников в известность о продаже бизнеса — кто-то из них наверняка уйдет самостоятельно, а кого-то вы наверняка захотите «забрать» с собой, в новый бизнес.

Виталий Изъянов: «Покупателю необходимо учитывать такой фактор, как кадровый состав — команда, которая „приобретается“ вместе с активом. К данному аспекту сделки важно подходить с особой внимательностью, устанавливая запрет на „переманивание“ кадров со стороны продавца и его аффилированных лиц и ответственность за нарушение предусмотренного запрета».

Кристина Фирсова

89 Статьи

В журналистике с 2009 года. Интересны темы социально-общественного диапазона.
Большой опыт работы в экономике, транспорте и путешествиях.
Увлечения: иностранные языки,фотография.
Девиз по жизни: «Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он поймет».

Последние статьи

Наверх

Спасибо!