USD - 59.65   0.28    EUR - 70   0.37

На что только не идут находчивые предприниматели, чтобы сделать свое дело доходным. Например, строят бизнес на образе первых лиц государства. Можно ли заработать на этом и насколько законно использование высокопоставленных имен, узнали у экспертов.


Что говорит закон

В Гражданском Кодексе РФ обозначено, что использование образа гражданина разрешено в единственном случае — если это важно для политической или общественной значимости.

Однако официальное согласие лидера страны понадобится в том случае, если главной и единственной целью публикации изображения его персоны является получение прибыли или удовлетворение интереса общества к его личной жизни.

Светлана Кормилицына, партнер юридической фирмы «Пермяков и Партнеры»: «Недостаточно просто отправить письмо президенту с просьбой получить разрешение на использование его имени и образа в коммерческих целях. Кодекс РФ дает разрешение на использование изображения личности исключительно с ее согласия, за исключением некоторых моментов — если изображение получено путем фотосъемки в общественном месте, платной съемки или персона имеет публичный или политический интерес. При невыполнении вышеперечисленных условий вся продукция с изображением президента может быть законно изъята и уничтожена. Только стоит учесть, что иск должен подать лично сам президент. Но патриотичным бизнесменам бояться нечего! Да, регламент авторских прав строгий, однако сегодня распространение образа нынешнего лидера страны ложиться в стратегию популяризации нашего президента».

Рестораны и кафе

Заведения общественного питания довольно легко «встраивают» образ первых лиц, декорируя их портретами залы и дополняя меню блюдами «от президента». Но некоторые идут дальше. Сегодня существует несколько заведений в мире, использующих для продвижения имя российского президента: израильский паб PutinPub, македонское кафе BifePutin и два кафе в Сербии с одноименным названием «Путин». Однако самым оригинальным считается кафе «Президент» в Красноярске. В полночь здесь играет российский гимн, на туалетной бумаге — фотографии предыдущего президента США. Средний чек здесь в дневное время — 150 руб., а в вечернее — 600–700 руб.

Алексей Летунов, владелец ресторанного бизнеса: «Прежде чем открыть кафе с брендом, связанным с именем нашего президента, мы потратили немало усилий и средств. Ведь главное не только придумать интересную идею, но и удержаться с ней на плаву. Так, на открытие кафе, включая стоимость дизайна интерьера, мы потратили около 5 млн. руб. Что стало поводом назвать кафе в честь Владимира Владимировича? Его невероятная популярность не только в нашей стране, но и во всем мире. Стоит отметить, что к нам даже иностранные посетители заглядывают, видимо это тоже вызывает у них интерес. Что касается меня, то я в политику не лезу, у каждого своя работа: у меня своя, а у них своя».

Иностранные заведения в первую очередь привлекают внимание посетителей русской кухней и напитками: кто-то идет сюда за воспоминаниями о родине, кто-то отведать национальные блюда.

Федор Кукарский, специалист брендингового агентства WPF: «С уверенностью скажу, что ресторан, использующий в качестве бренда имя лидера нашего государства, вовсе не обречен на процветание. Собрать внушительную прибыль конечно можно, но с тематических мероприятий. Заведения, ориентированный на определенную нишу людей, имеют меньший поток посетителей по сравнению с массовыми ресторанами. Посещаемость такого заведения зависит от настроения гостей и популярности президента, что может меняться чуть ли не каждую неделю».

Производство смартфонов

Как не сойти с ума, открывая свое дело

На фоне популяризации имени отечественного президента, производители смартфонов также не упускают возможность воспользоваться его образом для извлечения максимальной прибыли. Российско-итальянская фирма Caviar выпустила ограниченную серию iPhone 6s с изображением российского лидера и фразой на итальянском «Трижды великий». Кроме того на корпусе телефона размещен автограф главы государства. Цена такого гаджета впечатляет — 197 тыс. руб. Первым владельцем этого смартфона стал известный боксер из США Рой Джонс, который не так давно стал гражданином РФ.

Аромат президента

Еще одна идея — аромат президента. Духи «LeadersNumberOne» посвящены нынешнему президенту России. Создатель аромата — Максим Фомичев загорелся этой идеей случайно, когда понял, что нужно создать непременно новый продукт, связанный с именем Владимира Путина. Разрабатывали духи во Франции, а автором аромата стал парфюмер из Беларуси. Аромат получился с нотками цитруса, бергамота, кедра и черной смородины.

Духи оказались популярны и самая первая партия в 2000 флакончиков была распродана за полторы недели. Стоимость упаковки составила 6000 руб. В планах Фомичева запустить производство одежды, также посвященной нашему президенту. Цель такого бренда — патриотический посыл.

Производство одежды

Одежда — отнюдь не новый формат. Практически в каждом городе можно увидеть киоск с футболками, кружками, магнитами и календарями с фотографиями президента.

В 2015 году производители дизайнерской одежды «АняВаня» разработали серию футболок под названием «Все путем». На одежде было нанесено фото российского президента и надписи — «Самый вежливый из людей», «Нас не догонят» и другие. Коллекция разошлась в течение первого дня начала продаж. Выпуск одежды с цитатами президента и его фотографиями регулярно появляются в продаже на фоне значимых политических событий.

Ярослав Криводанов, директор брендингового агентства WPF: «Пока точно сложно сказать будет ли бренд успешно реализовываться несколько лет или нет. Медийность, имидж, популярность и авторитет — недостаточная основа для создания сильных торговых марок. В странах Центральной Азии образ Путина знаком каждому, но продукция, именованная именем российского лидера, там так и не стала массовой».

Татьяна Герман

40 Статьи

Почти 10 лет в журналистике. Интересующие темы: финансы, путешествия, искусство.

Последние статьи

Наверх

Спасибо!