Крипторубль: зачем нужна национальная криптовалюта

Крипторубль: зачем нужна национальная криптовалюта

6000 28 июня, 2017 год

В финансовой системе России у криптовалют пока нет своего места — не определен даже их официальный статус. При этом ЦБ РФ и Росфинмониторинг заявляют о планах по созданию национальной виртуальной валюты. DailyMoneyExpert спросил у экспертов, каким может быть крипторубль, есть ли у него будущее и зачем он нужен регулятору.

ЦБ присматривается к криптовалюте

Одной из самых обсуждаемых новостей прошедшего в первых числах июня Петербургского международного экономического форума стало заявление зампреда ЦБ РФ Ольги Скоробогатовой о том, что регулятор рассматривает идею создания в России национальной криптовалюты. Как сообщила Скоробогатова, в разработке уже находится несколько пилотных проектов.

За биткоинами на биржу: где купить криптовалюту

«До виртуальной национальной валюты мы точно дойдем. Над этим мы уже начали работать», — отметила Скоробогатова. Она добавила, что криптовалюты — это будущее и «вопрос конкретного времени». В то же время, по словам Скоробогатовой, раскрыть конкретные детали Центробанк сможет только через 2–3 года, когда будет «иметь наработки».

За несколько дней до форума о намерении разработать национальную виртуальную валюту говорил заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный. По его словам, в настоящее время ведутся переговоры с представителями банков, заинтересованными в проекте.

«В последнее время резко возрос интерес к криптовалютам, во многом благодаря пятикратному росту стоимости биткоина за последний год. ЦБ РФ не мог обойти этот вопрос стороной и в ходе ПМЭФ-2017 объявил о работе над созданием виртуальной национальной валюты», — отмечает старший аналитик компании QBF Роман Кузнецов.



От ненависти до любви

Отношения российских финансовых властей с криптовалютами складывались по принципу «не можешь запретить — возглавь». Еще два года назад представители ЦБ РФ, Росфинмониторинга и Минфина высказывались резко против цифровых валют. В 2015 году сообщалось, что Минфин планирует разработать законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за выпуск и распространение криптовалют.

«Пока в представлении чиновников криптовалюты — что-то сродни мировому злу. Их образ очень демонизирован, и никто не хочет рисковать и брать на себя ответственность за то, чтобы выпустить их в обращение. Госведомства обладают изрядной инерцией по отношению к любым новинкам и упускают момент, когда надо взять ситуацию под контроль. Оказавшись на нелегальном положении в экономике, криптовалюты остались в теневой сфере. На мировой опыт обратили внимание лишь через несколько лет (а первым валютам около 10 лет), когда отставание в вопросе регулирования обращения криптомонет стало уже заметно», — рассказывает начальник управления операций на российском фондовом рынке инвестиционной компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.


Однако в последнее время ситуация стала меняться. Запрет на криптовалюты так и не был введен, вместо этого представители финансовых ведомств задумались об определении места виртуальных валют в экономике. Нашлись у криптовалют и авторитетные защитники — в частности, глава Сбербанка Герман Греф, которого многие считают популяризатором цифровых валют в России.

Сейчас криптовалюты находятся в подвешенном положении.

Сейчас криптовалюты находятся в подвешенном положении: с одной стороны, угроза оказаться под запретом для них пока миновала, с другой — статус виртуальных валют до сих пор официально не закреплен. Они не считаются денежными средствами, но также не относятся ни к одной другой категории. В конце мая Ольга Скоробогатова сообщала, что регулятор предлагает считать криптовалюты цифровым товаром и обложить налогом. В скором времени Центробанк может представить соответствующие поправки в законодательство.

Как полагает эксперт ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Якушев, нежелание считать криптовалюту деньгами или расчетной единицей — не столько принципиальная позиция, сколько компромиссное решение.

«Такое отношение позволит ввести действующие криптовалюты в финансовый оборот согласно нормам Гражданского кодекса, но избежать при этом введения валютного контроля. На текущий момент объем совершаемых с виртуальными валютами операций в России очень мал, поэтому у Центробанка и Минфина хватает времени, чтобы изучить разные варианты легализации криптовалют и в итоге выбрать наиболее подходящий», — рассуждает эксперт.


Цифровой аналог рубля

Конкретики в вопросе о создании национальной виртуальной валюты пока мало. Если идея все же будет воплощена в жизнь, то, по мнению экспертов, называть получившийся продукт криптовалютой можно будет с очень большой натяжкой. Вполне вероятно, что национальная виртуальная валюта будет лишена практически всех основополагающих характеристик цифровых валют.

«Если основываться на высказываниях Павла Ливадного, выпуск криптовалюты будет лицензируемой деятельностью. Заниматься выпуском виртуальных валют будет один из системообразующих банков или сам Банк России, а площадки обмена криптовалют будет контролировать государство. При этом личности покупателя и продавца должны быть установлены. То есть происходит отказ сразу от трех базовых принципов, лежащих в основе функционирования любой криптовалюты: анонимности, децентрализации и отсутствия государственного контроля», — говорит Олег Якушев.


Как полагает Роман Кузнецов, разрабатываемую национальную криптовалюту, скорее, можно будет охарактеризовать как цифровой аналог рубля. «Центробанк не может позволить себе запустить новую отдельную криптовалюту, поскольку создаст своего конкурента и лишится монопольного права на эмиссию валюты», подчеркивает Кузнецов.

Национальной криптовалюте быть?

Разработка и внедрение национальной криптовалюты потребуют времени, значительных усилий и решения ряда вопросов. Поэтому в ближайшие годы она точно не появится, считают эксперты. По словам главного аналитика «Телетрейд Групп» Олега Богданова, заявления Ольги Скоробогатовой сложно трактовать как начало работы над созданием крипторубля.

«Скорее всего, речь идет о том, что в Центробанке перешли от полного отторжения криптовалют к скрупулезному изучению систем блокчейна, которые позволяют в разы повысить эффективность различных финансовых операций. Внедрение блокчейна в российскую банковскую систему может занять от 5 до 10 лет», — говорит Олег Богданов.


Не торопиться с выводами и дождаться официального запуска национальной виртуальной валюты советует и Олег Якушев. «Пока все рассуждения могут носить исключительно умозрительный характер. Многое будет зависеть от того, готовы ли будут принимать новую криптовалюту в других странах или же она будет использоваться только при расчетах внутри страны. Это влияет на то, будет курс создаваемой криптовалюты привязан к курсу рубля или же к корзине мировых валют», — считает эксперт.

Георгий Ващенко добавляет, что без частного финансирования крипторубль не появится еще очень долго, а в условиях свободной конкуренции национальная криптовалюта не будет иметь существенных преимуществ. «При отсутствии возможности надежно регулировать рынок остальных валют (без запрета их эмиссии и обращения) обеспечить развитие рынка с участием национальной валюты невозможно. Ей будут создавать тепличные условия в обмен на запрет конкурентов. Обычный рубль из обращения криптовалюта точно не вытеснит в ближайшие лет двадцать», — заключает Ващенко.

[simlink]Криптовалюты-2016: набрать высотуЗачем нужна криптовалюта для бедных[/simlink]

Работает журналистом более 7 лет. Любит и умеет писать про экономику и финансы. В сфере интересов макроэкономика, денежный рынок, кредиты, облигации, валюта.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73647
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19111
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13264
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9851