Опасно ли жить и отдыхать в Черногории

Опасно ли жить и отдыхать в Черногории

3801 28 апреля, 2017 год

Сегодня парламент Черногории проголосовал за вступление в НАТО. DME узнал у россиян, постоянно проживающих в Черногории, опасно ли находиться в этой стране и наблюдают ли они, как утверждают в МИД РФ, «русофобские настроения».

В Черногории складывается неблагоприятная обстановка для граждан России. Об этом в апреле заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

«Фиксируем рост негативного отношения к российскому бизнесу и нашим соотечественникам, нагнетание враждебных к России и ее гражданам настроений в обществе с подачи правящей коалиции», следует из текста сообщения, опубликованного на сайте российского МИДа. В ведомстве также отметили, что не исключают «возможные провокации, задержания по сомнительным мотивам, попытки выдачи граждан России третьим странам, прежде всего США».


Однако в черногорском МИД заявили, что случаев, чтобы российский бизнесмен или турист столкнулся с неприязнью в Черногории, не зафиксировано. «В нашей стране нет враждебности по отношению к русскому народу», — отметили в ведомстве.

25 апреля в одном из городов Черногории — Херцег-Нови — взорвался автомобиль. В российских СМИ это происшествие было определено как теракт. Однако к теракту это событие не имело никакого отношения.

26 апреля стало известно, что Роспотребнадзор приостановил импорт в Россию черногорского вина Vranac — одного из крупнейших производителей в стране.

Тем не менее, российских туристов данные факты не пугают: по данным портала Турпром, в текущем году продажи Черногории по акции «раннее бронирование» выросли почти на 50%, некоторые отели уже заполнены. Эксперты туристического рынка допускают, что небольшое снижение количества туристов возможно, однако на фоне огромного спроса оно будет малозаметно.

DME спросил у россиян, постоянно проживающих в Черногории, наблюдаются ли в этой стране «русофобские настроения», опасно ли в ней находиться. В основном, собеседники подчеркнули, что новости об «антироссийских настроениях» они узнают из России.

Марат Гельман
Марат Гельман
Президент Dukley European Art, политтехнолог, бывший директор музея ПЕРММ, бывший владелец первой частной галереи в Москве

«Здесь абсолютно пророссийская ситуация»

«Здесь все происходит ровно наоборот по отношению к тому, что пишут, что заявляет наш МИД, наш Ростуризм. Все в этом году еще более комфортно, чем обычно. Никаких других проблем, кроме тех, что людей сильно больше — процентов на 30, чем в прошлом году, не предполагается. Даже этот факт нельзя назвать проблемой, а наоборот, радостью для черногорцев — повод поработать. Здесь абсолютно пророссийская ситуация. Они очень любят русских. Сломается машина — подойдут, помогут, денег не возьмут. Действительно очень хорошо относятся к русским. И я думаю, что наши власти, когда пытались воздействовать, перепутали просто, что хорошее отношение к русским здесь всегда было, а политика — это совершенно другая вещь. Другой вопрос, что, конечно, тем людям, которые здесь делают бизнес, именно со всеми этими заявлениями МИДа, может оказаться, будет сложнее.

Например, мы открываем выставки. Раньше всегда мэр города Котор приходил на открытие, говорил какие-то слова. Сейчас, если приходит — до выставки или после. То есть, не открывает. Безусловно, какая-то настороженность присутствует, и она связана не с НАТО, не с выборами местными, а именно с заявлениями российского МИДа. Но я надеюсь, что привыкнут к этому, преодолеют. Для них это необычно. Они привыкли к другому.

Город Котор участвует в пятидесяти туристических выставках в год. Раньше три из них были российские. Сейчас, может быть, не будет. Может быть, опасаясь, что МИД от заявлений перейдет к запретам, они начнут поворачиваться в сторону других стран.

Здесь русофильство было и во времена Тито, когда это было совсем нельзя. Отсюда ничего не будет исходить. Если МИД перейдет к более серьезным мерам, запретам, тогда, наверное, ситуация изменится. И то, не так сильно, потому что значительная часть людей русских, которые приезжает сюда отдыхать, это те, у кого здесь есть свои домики, квартиры. Это не люди, которые пользуются турагентствами для отдыха. Вообще я думаю, что у российского правительства столько сейчас проблем, что Черногория просто отойдет на второй план, и все в итоге будет нормально».


Александр Хргиан
Александр Хргиан
Председатель русскоязычной диаспоры Черногории

«Это одна из самых безопасных точек Европы»

«В Черногории все прекрасно, как и прежде. „Сливы“ в российских СМИ — административно-заказные из-за вступления в НАТО. Не имеют ничего общего с реальным положением дел. В Черногории ждут наших туристов и очень гостеприимны по отношению к ним. Это одна из самых безопасных точек Европы: была, есть и будет».


Евген Попов
Евген Попов
Предприниматель

«Русофобии тут не было, и, надеюсь, не будет»

«Об „антироссийских настроениях“ мы — россияне, постоянно проживающие в Черногории, узнали из заявления МИДа и нескольких сюжетов российских телеканалов, вышедших до этого. Причем местные россияне с интересом наблюдали, как журналисты приехали, искали, что бы им снять про Черногорию, в итоге, им пришлось грубо искажать факты.

Черногория — многонациональное и многоконфессиональное государство. При этом к русскоязычным тут особо теплое отношение, местные к нам относятся даже лучше, чем мы ожидаем и порой этого заслуживаем. Ни в одной другой стране мира, в которой я бывал, к нам так тепло не относятся. Ну, разве что еще в Сербии. Моя дочь ходит в местную школу, мы постоянно живем в окружении черногорцев. За все шесть лет мы не слышали даже намека на недовольство нашим тут проживанием или национальностью. Только понимание и желание помочь. У дочери друзья — черногорцы, у меня тоже есть приятели черногорцы. Соседи по дому на всех общих собраниях относятся к нам, как к равным.

Находиться в Черногории сегодня точно менее опасно, чем в центре Москвы или другом городе-миллионнике, например. В Черногории маленькая численность населения, все друг друга знают. Наша дочь, ей 8 лет, ходит в школу — и на все занятия одна. Детей тут спокойно отпускают, уличной преступности нет. Организованная — есть, как и везде. Есть кланы, которые разбираются между собой, один пример, который почему-то привязали к НАТО — недавний взрыв автомобиля в Херцег-Нови. Это криминальные разборки, но это капля в море по сравнению с любым большим городом, или, например, с Россией в целом. Я не чувствую здесь никакой тревоги за свою безопасность. Несчастные случаи и природные катаклизмы в расчет не беру — это может случиться где угодно. Если говорить о туристах — это всегда были „священные коровы“. В сезон нужно помнить, что не стоит бросать свои вещи где попало, хотя и их черногорцы находят и пытаются вернуть, нужно соблюдать закон и элементарные правила приличия, как и в любых других странах. Турист — это самое дорогое, что есть в стране, поэтому ему угрожает только собственное асоциальное поведение, ничего больше.

Лично я жду, что МИД РФ, российское телевидение и Роспотребнадзор поймут, что вступление в НАТО Черногории неизбежно, об этом было известно с самого начала того разговора Мило Джукановича с Владимиром Путиным накануне референдума о независимости Черногории в 2006 году. Уже тогда был выбран евроатлантический путь развития, о чем власти Черногории постоянно напоминают российской стороне.

Я жду, что Россия прекратит информационную кампанию против Черногории, которая обижает людей, так искренне принявших нас, россиян, на своей земле.

Хочу, чтобы состоялся нормальный диалог двух стран о сотрудничестве в экономической и культурной сферах. России экономически и политически Черногория неинтересна, если бы не НАТО, про нее бы не вспомнили. Россия ничего не может предложить Черногории, кроме людей. Для Черногории — российские туристы — 24–25% от всего турпотока. Много, но некритично. И уж точно неоправданно ожидание властей России, что отсутствие российских туристов хоть как-то повлияет на невступление в НАТО. После прошлогоднего кризиса из-за курса рубля в Черногории был взят курс на привлечение западных туристов, он реализуется. Так что страны могут разойтись вообще в разные стороны, не сразу, но постепенно.

Поэтому идеальный вариант — оставить нормальные человеческие отношения и дать простым людям отдыхать и жить там, где им хорошо.

К черногорским властям у живущих тут россиян претензий нет — безвизовый режим, продленное безвыездное проживание до 90 дней в летний сезон. Простая форма легализации и получение ВНЖ. Поэтому политикам лучше просто оставить Черногорию в покое, все наладится само. А русофобии тут не было, и надеюсь, не будет».


Тоня Чумакова
Тоня Чумакова
Фрилансер

«Здесь не опаснее, чем вчера, год назад или 5 лет назад»

«Никакие настроения не наблюдаются, кроме радости по поводу хорошей погоды и начала сезона. Черногорцы как были со мной любезны, так и продолжают быть приветливыми и дружелюбными. Все зависит от людей — на хамство и грубость напороться можно только в том случае, если сами источаете негатив. Это касается любого места, не только Черногории

Сегодня здесь не опаснее, чем вчера, год назад или 5 лет назад. Ни в одном городе не проходят восстания, нет никаких гонений или бытового национализма. Туристы спокойно наслаждаются теплым солнцем и бирюзовым морем.

Я жду, что наши братские народы будут укреплять отношения, перестанут клеветать и начнут, наконец, позитивно сотрудничать».


[simlink]Бизнес за рубежом: 5 вопросов как развивать свое дело в ЧерногорииМарат Гельман: «Свободное время стало новой валютой»[/simlink]

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70469
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18746
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12972
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9708