В начале года президент РФ Владимир Путин дал приказ госкорпорациям избавиться от непрофильных активов. Вопрос ненужных активов госкомпаниям и госкорпорациям необходимо решить как можно быстрее, иначе им грозит лишение господдержки. Чем обернется для рынка массовое избавление от непрофильной собственности, рассказали эксперты.
Что в наличии
Государственные корпорации, будучи преемниками крупных советских предприятий с разветвленной сетью филиалов, имеют на балансе значительные объемы непрофильных активов. К их числу относятся и социально-ориентированные объекты, такие как детские сады, поликлиники, пионерские лагеря. Большинство из этих активов не участвуют в основной деятельности предприятий, «висят» на балансе и требуют дополнительных затрат на содержание, а часто — на реконструкцию, что увеличивает налоговую нагрузку компании.
Актуализировал вопрос избавления от непрофильных активов, разразившийся кризис, во время которого компании поняли, что и рады бы расстаться с убыточными активами, но не знают, как это сделать на падающем рынке, да и в принципе не умеют оптимизировать работу с недвижимостью в рыночных условиях.
По словам Марии Литинецкой, управляющего партнера «Метриум Групп», действительно, у госкорпораций большое число непрофильных активов, и нередко это недвижимые активы: жилые, коммерческие, инфраструктурные, земельные. «К примеру, у компании „Газпром“ 25 непрофильных недвижимых активов, — приводит данные эксперт. — Причем иногда речь идет об очень крупных объектах. Например, в 2015 году телекоммуникационная компания „Ростелеком“ реализовала офисное здание стоимостью 1,1 млрд руб.».
Алгоритм действий
Между тем, существует четкий алгоритм действий для реализации активов, состоящий из четырех шагов.
Шаг первый — провести инвентаризацию всех активов и понять, какие из них действительно необходимы для успешной работы, а какие просто лежат мертвым грузом на экономике предприятия. Как правило, к последним можно отнести три основные группы объектов. Во-первых, не функционирующие или не полностью загруженные производственные мощности. Во-вторых, гигантский объем непрофильных помещений, оставшийся со времен Советского Союза — актовые залы, кухни, архивы. Словом, все то, что современные технологии — раздвижные перегородки, позволяющие сделать две переговорные или один большой зал, облачные хранилища информации и т. д., сделали совершенно ненужным. В-третьих, социальная инфраструктура многих предприятий — санатории, больницы, детские сады. Все это на текущий момент плохо управляется, находится в плачевном состоянии и, зачастую, не востребовано даже самими сотрудниками корпораций.
Шаг второй — оптимизировать размещения производственных мощностей и штата, в том числе. пересмотреть и при необходимости опротестовать устаревшие нормы, по которым, например, на одного сотрудника приходится до 40 кв. м. Переоборудовать лишние помещения и пересадить в них сотрудников, которые сейчас занимают другой этаж/крыло/здание. То же самое необходимо сделать и с производственной частью и с уже упомянутыми зонами общего пользования.
Шаг третий — продать все, что можно продать. Тут есть два нюанса. Продать «голые» стены или здания, большинство из которых находится в критическом состоянии, на кризисном рынке невозможно. Нужен огромный дисконт, но даже он не является залогом успеха. Это значит, объекты необходимо приводить в порядок и не просто в порядок (это же инвестиции, которые никто не будет вкладывать без определенной цели), а создавать предложение, на которое есть реальный спрос на рынке. Но как это сделать? И как перестроить объект так, чтобы удовлетворить требования покупателей — это проблема номер один. Второй нюанс подводит нас к четвертому шагу — корпорациям необходимо оптимизировать управление всем тем, что невозможно продать. То есть также учесть внешние требования, только уже не рынка покупателей, а рынка арендаторов и, зачастую, рынка конечных пользователей. Например, сдать в аренду корпоративный медицинский центр и привлечь в него дополнительный клиентский поток со стороны.
Последствия для рынка
«Чтобы решить проблемы, корпорациям нужны специалисты, которые разбираются в рынке, умеют его анализировать и, кроме того, способны поставить на рыночные рельсы управление объектами (одними — для модернизации и продажи, другими — для модернизации и использования, то есть управления арендными отношениями), — говорит Мария Анучина. — Необходимых компетенций, как правило, внутри корпораций не хватает. Профессиональных управляющих в их штатах, также сложно найти. Так исторически сложилось, что большинством социального фонда руководят люди, занимающие позиции завхозов. Этого, разумеется, недостаточно на сегодняшнем высоко конкурентном рынке. Необходимы специалисты. И корпорациям рано или поздно придется в итоге идти за помощью именно к ним».
«Сейчас рынок коммерческой недвижимости пребывает в кризисе, а на рынке жилой недвижимости наблюдаются признаки затоваривания. Если госкорпорации «выбросят» на продажу новые объекты, то это может либо обрушить цены на отдельных направлениях и сегментах, либо усилить «ценовую депрессию», — резюмирует эксперт.
[simlink]Сколько можно заработать на госкомпаниях?Грозит ли рынку недвижимости новый «мыльный пузырь»?[/simlink]
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы