USD - 59.67   0.32    EUR - 63.73   0.55

Все правда о квест бизнесе


Три года назад страну захватило новое развлечение: студенты и бизнесмены, менеджеры и домохозяйки ринулись совершать побеги из тюрьмы и исследовать секретные лаборатории в квестах «выберись из комнаты». Стоит ли опасаться столь же стремительного спада интереса, или квесты заняли свою нишу в индустрии развлечений? Как будут меняться квесты, чтобы сохранить аудиторию? И стоит ли новичкам пытаться зайти на этот рынок, или он уже поделен между крупными игроками? Попробуем разобраться.


Мнения экспертов о бизнесе квест услуг

История вопроса

Живые квесты «Выберись из комнаты» или эскейп-румы — популярное развлечение, возникшее по мотивам аналогичных компьютерных игр. Только здесь все происходит в реальности: команду численностью от 2 до 6 человек запирают в специально оборудованной комнате, из которой участникам предстоит выбраться за час, разгадывая загадки, подбирая коды и находя спрятанные в окружающих предметах подсказки. Сценарии квеста бывают разными: участники могут оказаться в секретной лаборатории, зловещем цирке, подземном бункере, доме с привидениями или на затонувшем корабле. Широко используются легенды, основанные на популярных фильмах («Твин Пикс», «Кошмар на улице Вязов», «Пила»).

Сценарии квеста бывают разными: участники могут оказаться в секретной лаборатории, зловещем цирке, подземном бункере, доме с привидениями или на затонувшем корабле.

Квесты в реальности начали массово запускаться в России в 2013 году. Впечатляющего успеха добилась компания «Клаустрофобия», создатели которой раньше занимались выпуском настольных игр «Имаджинариум». Первые комнаты под брендом «Клаустрофобия» открылись в декабре 2013 года, вскоре о них написал в своем блоге Артемий Лебедев, и после этого посыпались предложения о продаже франшизы. Уже к августу 2014 «Клаустрофобия» и ее партнеры предлагали 18 квестов в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде, а сегодня под этим брендом открыто почти 200 эскейп-румов в России, Беларуси, Украине, Эстонии, Голландии, Германии, Испании и других странах (не считая сотни квестов в разработке), а франшиза компании стала самой дорогой на рынке. Конкуренты не отставали: новые комнаты в Москве и Петербурге начали открываться едва ли не каждую неделю.

Среди региональных компаний выделяется «Выход»: став лидерами в родном Новосибирске, они стали активно продавать франшизу в регионы, а потом стартовали в Москве с серией квестов по мотивам «Игры Престолов».

Квесты сегодня

В последнее время эксперты озвучивают мысли о перенасыщении рынка квестов. И основания для этого есть: так, в Петербурге на начало 2016 года работало 56 компаний, предлагавших около 200 квестов (рынок в основном поделен между крупными сетевыми игроками; на «одиночек» приходится не более 30%). В Москве цифры еще внушительнее: на начало этого года там работало 170 компаний и 600 комнат. Таких показателей нет нигде в мире.

С мыслью о перенасыщении отчасти согласен и Михаил Юманов, независимый эксперт «Гильдии квестов»: «То, что рынок насыщен — отчасти правда. С другой стороны, появляется все больше квестоманов, которые любят проходить квесты и которым требуются новые локации. Особенно в крупных городах, где желающих много, и их количество постоянно возрастает. Я считаю, что повода для пессимизма нет: люди еще не скоро насытятся квестами в реальности».

Что несомненно — так это повышение требований к квестам. Если еще три года назад можно было зайти на рынок с минимальными вложениями и окупиться, не утруждаясь сложными сценариями и нестандартными техническими решениями, сейчас такое уже не сработает. Сегодня для вхождения на рынок нужны и совсем другие деньги и профессиональная команда.

Первые квесты могли стоить 700 тыс. руб. за комнату, сейчас и 2 млн не обойдешься: последние комнаты от «Клаустрофобии» стоят, к примеру, 5–6 млн руб. каждая.

Сегодня для вхождения на рынок нужны и совсем другие деньги и профессиональная команда.

Квесты превращаются в полноценные шоу — со сценаристами, инженерами, спецэффектами, новыми технологиями, иногда с актерами. Сами локации становятся больше и сложнее: теперь в рамках одного эскейп-рума участникам зачастую нужно выбраться не из одной, а из трех, четырех, шести следующих друг за другом комнат.

Одного эскейп-рума уже недостаточно, чтобы начать зарабатывать: специфика квестов в том, что они «одноразовы», одни и те же участники не пойдут проходить один и тот же квест дважды. Чтобы сформировать круг постоянных клиентов, нужно предлагать много сценариев (не повторяющихся даже в деталях) и постоянно открывать новые комнаты. Так что, по мнению экспертов, небольшим квест-румам стоит объединить усилия, чтобы остаться на плаву.

По словам Михаила Юманова, в каждом городе наблюдаются свои предпочтения по специфике квестов. «Где-то популярны высокотехнологичные локации, в других городах особенно ценится красочность, погружение в сказку». Петербург славится приверженностью к сложным квестам: здесь создатели могут гордиться, если выбраться из их комнаты удалось 17% игроков, тогда как, скажем, в Москве такой показатель мог бы стать причиной закрытия или переделки эскейп-рума.

Тенденции и перспективы

Эксперты считают, что на рынке квестов будут формироваться (или уже формируются) отдельные ниши: квесты-перфомансы с участием актеров, экшн-игры, для прохождения которых нужно задействовать уже не только интеллект, но также силу и ловкость, детские и семейные квесты и т. д. Многие предсказывают смешение жанров — к примеру, классических квестов в реальности и ролевых квестов, где участники смогут не только разгадывать загадки, но и примерять на себя разные образы.

Михаил Юманов рассказывает: «Сегодня аудитория квестов стала более искушенной. Поэтому будут иметь успех именно нестандартные решения. Сейчас начинают развиваться динамические локации, в которых участникам разрешают всё: в том числе применять силу, ломая вещи (что в „классических“ квестах запрещено)».

Все активнее будет использоваться виртуальная реальность. Такие попытки были и раньше — так, несколько эскейп-румов уже предлагали сценарии, где командам нужно использовать очки виртуальной реальности. Усилится и тенденция к реалистичности: если раньше игроку приходилось напрягать воображение, чтобы представить, что он находится в школе волшебства или на борту подводной лодки, то теперь создатели квестов предложат правдоподобные декорации: с аутентичными предметами, звуковыми эффектами, даже запахами и температурными колебаниями.

Понимая, что конкуренция велика, а аудитория конечна, создатели квестов стараются развивать смежные направления. Например, некоторые компании уже сейчас предлагают выездные мероприятия, которые используются на корпоративах как тимбилдинг и рассчитаны не на маленькие команды, а на группы по 50 и более участников. Причем помимо готовых выездных квестов предусматриваются и мероприятия со специально разработанными под заказчика сценариями. Михаил Юманов, правда, относится к подобным инициативам с осторожностью: «Мне кажется, такие квесты по понятным причинам окажутся на порядок ниже по качеству. Хотя, конечно, в первое время они и будут пользоваться спросом за счет необычности».

Чаще всего читают:

Daily money как увеличить заработок Daily одеяло вайт коттон TeleTrade Webmoney сообщает о проблемах Wowworks стоимость работ Актуальный бизнес в 2017 году Бизнес для жены Будет ли натуральное возмещение в ОСАГО Букет фруктовый каникулы Валютная ипотека в госдуме Вино Где можно купить сыр производимый сиротой? Зачем нужно столько банков Ингерманландский бастион Исламский банкинг книга купить Как выбрать франшизу? Как принимать подарки по закону? Какую криптовалюту купить? Когда выгодно брать отпуск? Кто вернет деньги за билеты трансаэро Куда платить кредит ринвестбанка Можно ли покупать вещи с рук Мошенничество на антикварном рынке Недвижимость в Крыму Офшор хорошо или плохо Придумать название к вегетарианскому ресторану Самая дешевая квартира аренда в Галянова Хедж фонды в России Чек лист для Инвесторов Черная пятница в России обман

Светлана Ворошилова

81 Статьи

Журналист с 10-летним стажем. Основные темы: рестораны, путешествия, искусство.

Последние статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться через
или ввести "Имя" и "Email" в форме комментариев.

*

Наверх

Спасибо!