Есть ли будущее у квестов

Есть ли будущее у квестов

5861 30 сентября, 2016 год

Три года назад страну захватило новое развлечение: студенты и бизнесмены, менеджеры и домохозяйки ринулись совершать побеги из тюрьмы и исследовать секретные лаборатории в квестах «выберись из комнаты». Стоит ли опасаться столь же стремительного спада интереса, или квесты заняли свою нишу в индустрии развлечений? Как будут меняться квесты, чтобы сохранить аудиторию? И стоит ли новичкам пытаться зайти на этот рынок, или он уже поделен между крупными игроками? Попробуем разобраться.


История вопроса

Живые квесты «Выберись из комнаты» или эскейп-румы — популярное развлечение, возникшее по мотивам аналогичных компьютерных игр. Только здесь все происходит в реальности: команду численностью от 2 до 6 человек запирают в специально оборудованной комнате, из которой участникам предстоит выбраться за час, разгадывая загадки, подбирая коды и находя спрятанные в окружающих предметах подсказки. Сценарии квеста бывают разными: участники могут оказаться в секретной лаборатории, зловещем цирке, подземном бункере, доме с привидениями или на затонувшем корабле. Широко используются легенды, основанные на популярных фильмах («Твин Пикс», «Кошмар на улице Вязов», «Пила»).

Сценарии квеста бывают разными: участники могут оказаться в секретной лаборатории, зловещем цирке, подземном бункере, доме с привидениями или на затонувшем корабле.

Квесты в реальности начали массово запускаться в России в 2013 году. Впечатляющего успеха добилась компания «Клаустрофобия», создатели которой раньше занимались выпуском настольных игр «Имаджинариум». Первые комнаты под брендом «Клаустрофобия» открылись в декабре 2013 года, вскоре о них написал в своем блоге Артемий Лебедев, и после этого посыпались предложения о продаже франшизы. Уже к августу 2014 «Клаустрофобия» и ее партнеры предлагали 18 квестов в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде, а сегодня под этим брендом открыто почти 200 эскейп-румов в России, Беларуси, Украине, Эстонии, Голландии, Германии, Испании и других странах (не считая сотни квестов в разработке), а франшиза компании стала самой дорогой на рынке. Конкуренты не отставали: новые комнаты в Москве и Петербурге начали открываться едва ли не каждую неделю.

Среди региональных компаний выделяется «Выход»: став лидерами в родном Новосибирске, они стали активно продавать франшизу в регионы, а потом стартовали в Москве с серией квестов по мотивам «Игры Престолов».

Квесты сегодня

В последнее время эксперты озвучивают мысли о перенасыщении рынка квестов. И основания для этого есть: так, в Петербурге на начало 2016 года работало 56 компаний, предлагавших около 200 квестов (рынок в основном поделен между крупными сетевыми игроками; на «одиночек» приходится не более 30%). В Москве цифры еще внушительнее: на начало этого года там работало 170 компаний и 600 комнат. Таких показателей нет нигде в мире.

С мыслью о перенасыщении отчасти согласен и Михаил Юманов, независимый эксперт «Гильдии квестов»: «То, что рынок насыщен — отчасти правда. С другой стороны, появляется все больше квестоманов, которые любят проходить квесты и которым требуются новые локации. Особенно в крупных городах, где желающих много, и их количество постоянно возрастает. Я считаю, что повода для пессимизма нет: люди еще не скоро насытятся квестами в реальности».


Что несомненно — так это повышение требований к квестам. Если еще три года назад можно было зайти на рынок с минимальными вложениями и окупиться, не утруждаясь сложными сценариями и нестандартными техническими решениями, сейчас такое уже не сработает. Сегодня для вхождения на рынок нужны и совсем другие деньги и профессиональная команда.

Первые квесты могли стоить 700 тыс. руб. за комнату, сейчас и 2 млн не обойдешься: последние комнаты от «Клаустрофобии» стоят, к примеру, 5–6 млн руб. каждая.

Сегодня для вхождения на рынок нужны и совсем другие деньги и профессиональная команда.

Квесты превращаются в полноценные шоу — со сценаристами, инженерами, спецэффектами, новыми технологиями, иногда с актерами. Сами локации становятся больше и сложнее: теперь в рамках одного эскейп-рума участникам зачастую нужно выбраться не из одной, а из трех, четырех, шести следующих друг за другом комнат.

Одного эскейп-рума уже недостаточно, чтобы начать зарабатывать: специфика квестов в том, что они «одноразовы», одни и те же участники не пойдут проходить один и тот же квест дважды. Чтобы сформировать круг постоянных клиентов, нужно предлагать много сценариев (не повторяющихся даже в деталях) и постоянно открывать новые комнаты. Так что, по мнению экспертов, небольшим квест-румам стоит объединить усилия, чтобы остаться на плаву.

По словам Михаила Юманова, в каждом городе наблюдаются свои предпочтения по специфике квестов. «Где-то популярны высокотехнологичные локации, в других городах особенно ценится красочность, погружение в сказку». Петербург славится приверженностью к сложным квестам: здесь создатели могут гордиться, если выбраться из их комнаты удалось 17% игроков, тогда как, скажем, в Москве такой показатель мог бы стать причиной закрытия или переделки эскейп-рума.


Тенденции и перспективы

Эксперты считают, что на рынке квестов будут формироваться (или уже формируются) отдельные ниши: квесты-перфомансы с участием актеров, экшн-игры, для прохождения которых нужно задействовать уже не только интеллект, но также силу и ловкость, детские и семейные квесты и т. д. Многие предсказывают смешение жанров — к примеру, классических квестов в реальности и ролевых квестов, где участники смогут не только разгадывать загадки, но и примерять на себя разные образы.

Михаил Юманов рассказывает: «Сегодня аудитория квестов стала более искушенной. Поэтому будут иметь успех именно нестандартные решения. Сейчас начинают развиваться динамические локации, в которых участникам разрешают всё: в том числе применять силу, ломая вещи (что в „классических“ квестах запрещено)».


Все активнее будет использоваться виртуальная реальность. Такие попытки были и раньше — так, несколько эскейп-румов уже предлагали сценарии, где командам нужно использовать очки виртуальной реальности. Усилится и тенденция к реалистичности: если раньше игроку приходилось напрягать воображение, чтобы представить, что он находится в школе волшебства или на борту подводной лодки, то теперь создатели квестов предложат правдоподобные декорации: с аутентичными предметами, звуковыми эффектами, даже запахами и температурными колебаниями.

Понимая, что конкуренция велика, а аудитория конечна, создатели квестов стараются развивать смежные направления. Например, некоторые компании уже сейчас предлагают выездные мероприятия, которые используются на корпоративах как тимбилдинг и рассчитаны не на маленькие команды, а на группы по 50 и более участников. Причем помимо готовых выездных квестов предусматриваются и мероприятия со специально разработанными под заказчика сценариями. Михаил Юманов, правда, относится к подобным инициативам с осторожностью: «Мне кажется, такие квесты по понятным причинам окажутся на порядок ниже по качеству. Хотя, конечно, в первое время они и будут пользоваться спросом за счет необычности».

[simlink]Event-индустрия в РоссииДарья Ермакова: «Мы даем старт новым переживаниям» Контактный зоопарк: терапия и развлечение [/simlink]

Журналист с 10-летним стажем. Основные темы: рестораны, путешествия, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70463
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18746
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12972
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9708