Почему из всех игр на основе дополненной реальности именно Pokemon GO стала настолько популярной? Как изменит покемономания рынок игр и мобильных приложений? Ждать ли в ближайшем будущем появления волны «клонов» Pokemon GO и какое будущее ждет саму игру? Разбирались с экспертами.
Причины успеха: бренд + технологии + геймплей
Pokemon GO нельзя назвать такой уж принципиальной новинкой: игры на основе AR (augmented reality, дополненной реальности) существовали и раньше. Самая известная — Ingress от тех же Niantic: бродилка с дополненной реальностью, использующая геолокацию игроков и заставляющая ходить по городу в поисках артефактов. Были и другие: Geocaching, Zombies Run!, SpecTrek Light. Эти игры пользовались некоторой популярностью, но она не идет ни в какое сравнение с массовой покемономанией, которую мы наблюдаем сегодня. В чем же секрет успеха Pokemon GO? Эксперты называют комплекс причин.
С ним согласна и Светлана Борисова, креативный директор и ведущий стратег агентства интегрированных коммуникаций Comunica: «Игра удачно эксплуатирует ностальгию по покемонам: для нынешних тридцатилетних это культурный феномен из детства. Плюс с момента появления первых игр с дополненной реальностью технологии шагнули вперед, смартфоны стали мощнее и получили большее распространение. Прибавляем к этому грамотное продвижение (все эти истории про девочку, которая искала покемонов и нашла труп), и мы имеем то, что имеем».
Кстати, по поводу продвижения игры мнения общественности расходятся. Одни утверждают, что успеху Pokemon GO предшествовала управляемая, тщательно спланированная и гениальная PR-кампания. Другие (их большинство) уверены: популярность игры — пример спонтанного медиавируса, к масштабам которого оказались не готовы даже владельцы. Пример России, где приложение еще даже не вышло официально, но где в него играют от мало до велика — тому подтверждение.
Перспективы: долгая жизнь или игрушка-однодневка
Критика приложения звучит в последнее время чаще, причем касается она и игровой составляющей, и технической, и коммуникативной. И если сначала претензит были связаны с техническими проблемами, то сейчас на первый план выходят «содержательные».
Главная проблема Pokemon GO — отсутствие в ней долгосрочной цели и смысла. Возможности развития характеристик покемонов и битв с их участием реализованы слабо, поэтому в конечном итоге игра превращается в ловлю одних и тех же монстров в одних и тех же местах. А такое собирательство быстро надоедает.
Казалось бы, в этом направлении можно было бы исправить многое — но (и это вторая претензия пользователей) сейчас общение разработчиков с игроками сведено к нулю. Компания не только никак не подогревает к игре новыми функциями, но и не отвечает на уже существующие запросы.
Поэтому будущее игры, по мнению Станислава, зависит от гибкости Niantic и ее владельцев: «Если оставить все как есть, смерть неизбежна. Необходимы масштабные обновления, внедрение смыслов и целей, усложнение игрового процесса с ростом уровня игрока. Полагаю, что ключом к дальнейшему успеху может стать эффективная коммуникация с глобальным сообществом игроков и оперативное внедрение изменений».
Как Pokemon GO изменит рынок игр и мобильных приложений
Но каким бы ни было будущее игры, тот факт, что она повлияет на рынок и игр, и мобильных приложений, никто уже не ставит под сомненье. Станислав Глухоедов уверен: сама модель подобного использования дополненной реальности будет теперь максимально востребована в играх.
Светлана Борисова развивает мысль, что покемономания повлияет не только на игры: «Не сомневаюсь, что после истерии по покемонам многие будут пытаться использовать подобные технологии. Наверняка не за горами появление сервисов, которые позволят легко создавать собственную AR, точно так же как сейчас можно собрать красивый сайт или написать бота в мессенджере. Лично мне это интересно, потому что дополненная реальность предоставляет маркетологам огромные возможности. Механику со сбором виртуальных „плюшек“ в реальном мире можно использовать где угодно, от промо-акций в продуктовых магазинах до городских фестивалей».
Есть ли шансы у подражателей и клонов?
Эксперты сомневаются в успехе прямых копий Pokemon GO, по крайней мере в ближайшее время. Разработка, реализация и поддержка игр подобного уровня требует огромного уровня финансовых вливаний. Но не только финансовых: по мнению специалистов рынка, в Niantic за годы существования Ingress отточили процессы, связанные с геймплеем, работой и поддержанием игр такого типа, и настолько опытную в этой специфике команду трудно превзойти. Но даже если инвесторы и разработчики найдутся, то, по словам Станислава Глухоедова, «сильного бренда для такого геймплея даже не приходит в голову».
Эксперты сомневаются в успехе прямых копий Pokemon GO, по крайней мере в ближайшее время.
Многочисленные посты в соцсетях с сетованиями «мы уже год/два/три назад придумали такую же игру, но не нашли инвесторов!», по мнению экспертов, не заслуживают большого доверия. Если у некоторых разработчиков и были идеи игр на основе AR, то продумать цельную концепцию, реализовать ее, сделать так, чтобы в нее было легко и приятно играть, и дождаться максимально благоприятных условий (к которым относятся и распространение мощных смартфонов к лету 2016 года, и максимально лояльная к покемонам многомиллионная аудитория, и другие факторы) — гигантская работа, и то, что она не была сделана никем до Niantic, вряд ли можно счесть просто удачным стечением обстоятельств.
Попытки все же предпринимаются. Первыми сориентировались китайцы: через несколько дней после выхода Pokemon GO они выпустили собственную игру City Spirit Go, где тоже нужно искать и ловить боевых существ на основе геопозиционирования. Но вот функция дополненной реальности не используется в клоне совсем: игроку предлагается ходить по улицам и искать монстров на карте. Поэтому, хотя City Spirit Go и является сегодня самым скачиваемым приложением в китайском App Store, конкуренцию покемонам оно не составит.
Очевидно одно: пользователи определенно готовы к AR-играм, Pokemon GO продемонстрировал это как нельзя лучше. А значит, стоит ожидать новинки разной степени качества и талантливости. Сколько на этом пути будет провалов, а сколько — удач, покажет время.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы