Pokemon GO: случайный успех или начало новой эры

Pokemon GO: случайный успех или начало новой эры

4493 11 августа, 2016 год

Почему из всех игр на основе дополненной реальности именно Pokemon GO стала настолько популярной? Как изменит покемономания рынок игр и мобильных приложений? Ждать ли в ближайшем будущем появления волны «клонов» Pokemon GO и какое будущее ждет саму игру? Разбирались с экспертами.


Причины успеха: бренд + технологии + геймплей

Pokemon GO нельзя назвать такой уж принципиальной новинкой: игры на основе AR (augmented reality, дополненной реальности) существовали и раньше. Самая известная — Ingress от тех же Niantic: бродилка с дополненной реальностью, использующая геолокацию игроков и заставляющая ходить по городу в поисках артефактов. Были и другие: Geocaching, Zombies Run!, SpecTrek Light. Эти игры пользовались некоторой популярностью, но она не идет ни в какое сравнение с массовой покемономанией, которую мы наблюдаем сегодня. В чем же секрет успеха Pokemon GO? Эксперты называют комплекс причин.

Станислав Глухоедов, генеральный директор компании Prosense: «Pokemon GO появились вовремя: набрана критическая масса платежеспособных владельцев смартфонов, знакомых с брендом Pokemon с самого детства. Слагаемые успеха — рынок, время, бренд. Но нельзя недооценивать и особенности самой игры: простой, активный геймплей, способный увлечь любого».



С ним согласна и Светлана Борисова, креативный директор и ведущий стратег агентства интегрированных коммуникаций Comunica: «Игра удачно эксплуатирует ностальгию по покемонам: для нынешних тридцатилетних это культурный феномен из детства. Плюс с момента появления первых игр с дополненной реальностью технологии шагнули вперед, смартфоны стали мощнее и получили большее распространение. Прибавляем к этому грамотное продвижение (все эти истории про девочку, которая искала покемонов и нашла труп), и мы имеем то, что имеем».

Кстати, по поводу продвижения игры мнения общественности расходятся. Одни утверждают, что успеху Pokemon GO предшествовала управляемая, тщательно спланированная и гениальная PR-кампания. Другие (их большинство) уверены: популярность игры — пример спонтанного медиавируса, к масштабам которого оказались не готовы даже владельцы. Пример России, где приложение еще даже не вышло официально, но где в него играют от мало до велика — тому подтверждение.

Эмиль Мартиросян, доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, считает, что основная причина взлета — в идее и технической реализации: «Дело в успешной компиляции всех технологических аспектов. Это использование новых возможностей смартфона, совмещение реальности и виртуальности, свобода перемещения и игра не только во внутренних пространствах, но и на улице. Те, кто не смог объединить это в одно целое, к успеху не пришли».




Перспективы: долгая жизнь или игрушка-однодневка

Критика приложения звучит в последнее время чаще, причем касается она и игровой составляющей, и технической, и коммуникативной. И если сначала претензит были связаны с техническими проблемами, то сейчас на первый план выходят «содержательные».

Главная проблема Pokemon GO — отсутствие в ней долгосрочной цели и смысла. Возможности развития характеристик покемонов и битв с их участием реализованы слабо, поэтому в конечном итоге игра превращается в ловлю одних и тех же монстров в одних и тех же местах. А такое собирательство быстро надоедает.

Казалось бы, в этом направлении можно было бы исправить многое — но (и это вторая претензия пользователей) сейчас общение разработчиков с игроками сведено к нулю. Компания не только никак не подогревает к игре новыми функциями, но и не отвечает на уже существующие запросы.

«Сейчас пользователи игры сами активно генерируют огромное количество предложений по улучшению игры, — рассказывает Станислав Глухоедов. — Основной запрос — увеличение AR: следы монстров на земле, взаимодействие со своими покемонами, прогулки, селфи, больше боев. Но на эти предложения Niantic пока не реагирует: возможно, потому, что реализация многих из них увеличит нагрузку на игровые серверы, которые и так не стабильны».



Поэтому будущее игры, по мнению Станислава, зависит от гибкости Niantic и ее владельцев: «Если оставить все как есть, смерть неизбежна. Необходимы масштабные обновления, внедрение смыслов и целей, усложнение игрового процесса с ростом уровня игрока. Полагаю, что ключом к дальнейшему успеху может стать эффективная коммуникация с глобальным сообществом игроков и оперативное внедрение изменений».

Как Pokemon GO изменит рынок игр и мобильных приложений

Но каким бы ни было будущее игры, тот факт, что она повлияет на рынок и игр, и мобильных приложений, никто уже не ставит под сомненье. Станислав Глухоедов уверен: сама модель подобного использования дополненной реальности будет теперь максимально востребована в играх.

«Разработчики наверняка начнут смешивать жанры: добавляя, например, в классические RPG геопозиционирование, где расположение „подземелий“ будет привязано территориально. Обычные навигационные приложения могут получить игровые элементы: например, пользователь со смартфоном, обошедший все магазины (shopstops) в рамках ТРЦ, получает скидочный купон. Нафантазировать можно немало. Одно несомненно: дополненная реальность уже здесь и будет только наращивать присутствие в нашей жизни, особенно с выходом удобных, работающих со зрительным полем устройств (HoloLens, MagicLeap)».



Светлана Борисова развивает мысль, что покемономания повлияет не только на игры: «Не сомневаюсь, что после истерии по покемонам многие будут пытаться использовать подобные технологии. Наверняка не за горами появление сервисов, которые позволят легко создавать собственную AR, точно так же как сейчас можно собрать красивый сайт или написать бота в мессенджере. Лично мне это интересно, потому что дополненная реальность предоставляет маркетологам огромные возможности. Механику со сбором виртуальных „плюшек“ в реальном мире можно использовать где угодно, от промо-акций в продуктовых магазинах до городских фестивалей».

Эмиль Мартиросян считает, что и на рынке игр Pokemon GO активизирует последователей, разработчиков, а за ними и инвесторов, готовых финансировать подобные проекты: «Это направление перспективно за счет вовлечения в целевую аудиторию взрослых и создания онлайн-игр, в которые можно играть за пределами офисов и квартир. Акцент будет делаться и на возможности общения игроков между собой, объединении их в группы».




Есть ли шансы у подражателей и клонов?

Эксперты сомневаются в успехе прямых копий Pokemon GO, по крайней мере в ближайшее время. Разработка, реализация и поддержка игр подобного уровня требует огромного уровня финансовых вливаний. Но не только финансовых: по мнению специалистов рынка, в Niantic за годы существования Ingress отточили процессы, связанные с геймплеем, работой и поддержанием игр такого типа, и настолько опытную в этой специфике команду трудно превзойти. Но даже если инвесторы и разработчики найдутся, то, по словам Станислава Глухоедова, «сильного бренда для такого геймплея даже не приходит в голову».

Эксперты сомневаются в успехе прямых копий Pokemon GO, по крайней мере в ближайшее время.

Многочисленные посты в соцсетях с сетованиями «мы уже год/два/три назад придумали такую же игру, но не нашли инвесторов!», по мнению экспертов, не заслуживают большого доверия. Если у некоторых разработчиков и были идеи игр на основе AR, то продумать цельную концепцию, реализовать ее, сделать так, чтобы в нее было легко и приятно играть, и дождаться максимально благоприятных условий (к которым относятся и распространение мощных смартфонов к лету 2016 года, и максимально лояльная к покемонам многомиллионная аудитория, и другие факторы) — гигантская работа, и то, что она не была сделана никем до Niantic, вряд ли можно счесть просто удачным стечением обстоятельств.

Попытки все же предпринимаются. Первыми сориентировались китайцы: через несколько дней после выхода Pokemon GO они выпустили собственную игру City Spirit Go, где тоже нужно искать и ловить боевых существ на основе геопозиционирования. Но вот функция дополненной реальности не используется в клоне совсем: игроку предлагается ходить по улицам и искать монстров на карте. Поэтому, хотя City Spirit Go и является сегодня самым скачиваемым приложением в китайском App Store, конкуренцию покемонам оно не составит.

Очевидно одно: пользователи определенно готовы к AR-играм, Pokemon GO продемонстрировал это как нельзя лучше. А значит, стоит ожидать новинки разной степени качества и талантливости. Сколько на этом пути будет провалов, а сколько — удач, покажет время.

Журналист с 10-летним стажем. Основные темы: рестораны, путешествия, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 74121
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19155
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13307
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9865