Дмитрий Дригайло

Дмитрий Дригайло

4768 19 июля, 2016 год

С 1 января 2016 года началось регулирование рынка форекса. Однако на сегодняшний день Центробанк РФ выдал всего три лицензии форекс-дилера. Участники рынка жалуются, что инфраструктура не готова и регулирование, о котором так много говорили, сейчас скорее номинальное, чем реальное. Для чего нужна лицензия ЦБ, кто останется на рынке форекс и можно ли заработать, торгуя валютой, поговорили с Дмитрием Дригайло, вице-президентом TeleTRADE.

С 1 января форекс должен был начать жить по новым правилам. По сути этого не произошло. Инфраструктура не готова, лицензий основным игрокам не выдали. Прошло еще полгода, что изменилось?

Невооруженным взглядом изменения действительно заметить сложно. Для внешнего наблюдателя создается видимость, что российский рынок форекс замер и на нем ничего не происходит. Но это не так. Процессы идут, возможно, не с той скоростью, с которой хотелось бы, но ситуация меняется. Регулятор начал выдавать лицензии, и уже три компании их имеют. Более того, отказы Центрального банка в выдаче лицензии некоторым игрокам свидетельствуют не об отсутствии активности, напротив — эти факты доказывают, что существуют некоторые пробелы, недоработки, упущения, которые необходимо исправить, и на это требуется дополнительное время. Это нормально, рынок учтет эти моменты, и последующим лицензиатам будет проще.

Все лицензированные участники рынка сейчас являются членами одного СРО (саморегулируемой организации), которое ожидает аккредитации ЦБ РФ.

Процессы идут, возможно, не с той скоростью, с которой хотелось бы, но ситуация меняется.

Некоторые банки уже предложили рынку новый продукт — счета номинального держания, адаптированные под форекс-компании и их клиентов. И переговоры в этом направлении уже давно ведутся. Другими словами, рынок приспосабливается к новым реалиям. И мы ожидаем, что к концу года инфраструктура будет готова, механизмы пройдут все сложные этапы отладки, и российский рынок заработает в полную силу.

Что дает лицензия ЦБ, которая выдается форекс-дилерам? Обязаны ли теперь все российские граждане работать только с российской компанией или имеют право выбирать, с кем заключать договор?

Если говорить о клиентах, то главное, что дает новый закон, основное преимущество взаимодействия с лицензированным форекс-дилером — это защита на уровне государства. Но здесь нельзя путать — я говорю не о защите от рисков: ни государство, ни дилер, ни финансовый аналитик не может гарантировать частному клиенту защиту от неудачной сделки. Это невозможно, рынок высокорискованный, и потери на нем могут быть существенными. Чтобы их снизить, российский законодатель ограничил размер максимального плеча при торговле на рынке форекс.

К такой инициативе можно относиться по-разному: для новичка это полезное ограничение, но вот опытным трейдерам, игрокам, имеющим высокий аппетит к риску, это изменение пришлось не по нраву — они привыкли к большим плечам, и отказаться от своей привычки им будет нелегко. Судя по всему, они будут искать возможности торговать с иностранными форекс-дилерами, которые, к слову, законом не запрещены.

Основное преимущество взаимодействия с лицензированным форекс-дилером — это защита на уровне государства.

Другое дело, что, имея отношения с иностранной организацией, клиент не сможет обращаться в российский суд при возникновении спорных ситуаций. При работе же с российским форекс-дилером, имеющим лицензию, судебная защита клиенту гарантирована. Также новый закон дает возможность рынку самостоятельно контролировать деятельность в рамках саморегулируемых организаций. Получается, что на верхнем уровне регулированием занимается Центральный банк. Второй уровень — это СРО. Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны в обязательном порядке вступить в СРО, а это означает, что будут поддерживаться и укрепляться высокие отраслевые стандарты. Кроме того, предусмотрено создание компенсационного фонда СРО форекс-дилеров, из которого будут выплачиваться средства клиентов в случае банкротства компании.

Каких изменений от вас как от компании потребовало лицензирование? Что меняется? Появляются ли дополнительные издержки? Изменения в работе?

Во-первых, компания стала российским резидентом в полном смысле этого слова и становится налоговым агентом — будет уплачивать налоги за клиентов в Российской Федерации (НДФЛ). У компании, как и у клиентов, появился механизм судебной защиты. Лицензирование накладывает на компанию и некоторые ограничения, введенные регулятором. Так, закон предписывает компаниям держать деньги клиентов отдельно от собственных — на специальных номинальных счетах, открытых в российских банках. Помимо этого, установлены минимальные требования к собственному капиталу форекс-дилеров — это сумма 100 млн руб., еще 2 млн необходимо внести в компенсационный фонд. Кроме того, компаниям-участникам рынка нужно иметь основной и резервный центры обработки данных на территории РФ, и, наконец, на сайте компании должна быть раскрыта соответствующая информация, в частности, уведомление о рисках, порядок определения котировок и прочее.

Закон предписывает компаниям держать деньги клиентов отдельно от собственных — на специальных номинальных счетах, открытых в российских банках.

Наша задача сейчас — выполнять все требования законодательства, выполнять все предписания регулятора. Сдавать и раскрывать всю необходимую отчетность и информацию.

Как вы относитесь к тому, что некоторые компании заявили, что до прояснения ситуации перестанут работать в России. Это действительно произошло? Или это только заявления?

Их можно понять. Вероятно, некоторые из них, оценив свои возможности, пришли к выводу, что бизнес в России в той конфигурации, в какой он должен быть, может оказаться нерентабельным или не имеющим перспективы развития. Кстати говоря, эти компании, порядка 10 довольно значимых игроков, не совсем ушли с российского рынка, точнее — совсем не ушли. Они «переехали». Им ничто не запрещает работать из иностранной юрисдикции с российским клиентом, по крайней мере, пока. Другое дело, они не ведут в России активной деятельности по привлечению, не дают рекламу и т. д.

Что из себя представляет сейчас рынок форекс в России? Насколько сильна конкуренция? Как соотносится его развитие с западным рынком — сходства, отличия?


HB2A5410

Если мы говорим о «белом» рынке, то его пока нет и давать ему характеристики рано. Все ждут, пока отрасль проработает какое-то время в соответствии новым законодательством. Далее, как мы не раз уже отмечали, по итогам появления первой статистики можно будет обсуждать введение дополнительных ограничений или послаблений в отношении отрасли.

Конкурентной среды пока тоже нет, так как ни один дилер еще не начал деятельность: на рынке нет аккредитованного СРО и нет утвержденных стандартов работы. Поэтому сейчас компании скорее сотрудники, чем конкуренты. Давать же точные прогнозы по расстановке сил — дело неблагодарное, вероятно, рынок сохранит те же очертания, что и в дорегулируемый период. Компании постараются перевести в российскую юрисдикцию всех своих клиентов и будут прилагать все возможные усилия, чтобы прирасти клиентами ушедших с рынка мелких форекс-брокеров. Но сюрпризы на рынке также не исключены.

Конкурентной среды пока тоже нет, так как ни один дилер еще не начал деятельность.

Что касается иностранного опыта, то на Западе, в частности в США, насколько мне известно, регулятор шел от обратного. Он долго присматривался к рынку, был крайне лоялен и постепенно ограничивал определенные действия на рынке, стараясь не мешать органическому росту компаний. Сейчас эксперты называют американскую модель рынка самой эффективной и строгой.

Почему к рынку форекс есть определенный негатив? Есть ли возможность изменить ситуацию на нейтральную? Что для этого нужно сделать?

Рынок форекс по своей сути ничем не отличается от других финансовых рынков. Однако, исторически так сложилось, что форекс овеян всевозможными мифами, сплетнями, слухами.

На мой взгляд, причин несколько. Во-первых, до настоящего времени форекс-рынок никак не регулировался, развивался хаотично, ведомый собственными интересами и возможностям. Как говориться, куда колея заводила, туда вместе с ней и поворачивал рынок. Большинство компаний были зарегистрированы в иностранных юрисдикциях. Налоги, от которых, кстати, не освобождались клиенты компаний в случае получения прибыли, но об уплате которых все забывали, соответственно, не платились. Не было полноценных качественных площадок для обсуждения проблем отрасли, перспектив развития и т. д. Все это на фоне регулируемых банковского, страхового, фондового и др. рынков не шло на пользу репутации рынка форкс.

В российском менталитете мысль получить много из ничего сидит прочно, поэтому часто клиенты компаний, не утруждая себя изучением «инструкций» и «правил», входили в рынок с большим депозитом.

Во-вторых, не секрет, что в российском менталитете мысль получить много из ничего сидит прочно, поэтому часто клиенты компаний, не утруждая себя изучением «инструкций» и «правил», входили в рынок с большим депозитом без всякой стратегии, даже не имея понятия о ней, в надежде завтра проснуться богатым. Очевидно, что большинство таких умельцев, за редким исключением, теряли все. Потеряв, они прибегали к публичным изливаниям своих проблем и неудач, и, полностью снимая с себе всякую ответственность, обвиняли в случившимся брокера, «отнявшего» через шайтан-систему все его деньги.

Учитывая, что у частного клиента контрагентом по сделке является именно дилер, создавалось ощущение, что результат клиента — это противоположный результат компании. И компании выгодно, чтобы клиент «слил» все деньги и ушел. Но все не так. За простым действием нажатия кнопки «купить» стоит приличная архитектура. И компании как раз не выгодны «одноразовые» отношения с клиентами, потому что, чем больше сделок у клиента, тем больше дохода у компании.

Ну и в-третьих, для рынка форекс характерны большие плечи. Из-за большого кредитного плеча, которое бывает и больше 1 к 100, растет желание клиента «сыграть на все», и, соответственно, серьезно обогатиться. Если рассмотреть обвал британского фунта по итогам Brexit (~10% за день), то несложно посчитать, какую доходность могли получить те, кто использовал максимальное кредитное плечо.

Вот уже много лет количество трейдеров на форексе оценивается в величину до 400 тыс человек. За последние лет 7 экспертная оценка этой цифры практические не изменилась. Почему? Поможет ли регулирование увеличить число трейдеров?

Это не совсем так. По нашим оценкам, число заинтересованных в торговле на рынке форекс растет. Последняя более или менее официальная цифра — 500 тыс. человек. Да, средний «чек» стал меньше, потому что у большинства клиентов стало меньше свободных средств для жизни, по понятным причинам. Меньше в среднем стала сумма, которую клиент готов инвестировать в рынки. Вместе с тем, таких желающих стало намного больше. И выросла активность торгов, благодаря всё более сильным движениям на рынке. Поэтому в среднем доходы форекс-бизнеса приближаются к тому же уровню, который был и два, и три года назад.

В среднем доходы форекс-бизнеса приближаются к тому же уровню, который был и два, и три года назад.

Что касается законодательных изменений, то они, на наш взгляд, безусловно будут способствовать увеличению количества новых клиентов. У населения вырастет степень доверия к рынку, а, соответственно, и степень вовлеченности.

Реально ли заработать на форексе?

Безусловно, реально. В основе рынка лежит спекулятивная составляющая: дешево купил валюту — дорого продал. В нашей стране эту манипуляцию совершал каждый второй. Вы вспомните километровые очереди в обменниках при ослаблении рубля. Другое дело, что форекс — очень быстрый обменник, работающий по своим правилам и законам. Так вот если эти правила и законы основательно изучить, потренироваться хорошенько на демо-счете, выработать торговую стратегию, то заработать можно, причем неплохо. Но как раз самое сложное в трейдинге — следовать собственной торговой стратегии: грамотно управлять капиталом, закрывать сделку вовремя, причем не важно в плюсе или в минусе, переживать отрицательный для стратегии временной период.

Психологических ошибок, которые допускают трейдеры, много. Закрылся раньше времени или передвинул заранее рассчитанные цели и ограничения. Как результат — недополученная прибыль или убыток по потенциально прибыльной сделке. После прибыльной серии сделок увеличил загрузку капитала (стал торговать более рискованно), но ошибся с прогнозом. Результат — убыток больше чем ранее полученная прибыль. И так далее.

После совершения хотя бы одной психологической ошибки, вне зависимости от результата к которому она привела, я бы рекомендовал отдохнуть от трейдинга некоторое время, дабы не наделать их больше. Не секрет, что в периоды сильной психологической нагрузки неудачи могут расти как снежный ком и привести к краху.

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70429
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18745
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12970
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9707