USD - 64.15   0.47    EUR - 68.47   0.85

Олег Грабко: «Пиратство — не только российская проблема»

Можно ли сейчас заработать на музыке? С какими трудностями в современных условиях сталкиваются молодые музыканты, продюсеры, промоутеры? Что такое музыкальные стартапы, и есть ли перспективы у краудфандинга на музыкальном рынке? О музыке, пиратстве и бизнесе поговорили с Олегом Грабко, российским музыкальным продюсером, вот уже почти четверть века стоящим у руля музыкальной компании Bomba-Piter inc. и издательства Manchester Files.


Олег, ваша компания занимается изданием, дистрибуцией и тиражированием музыкальной продукции. Однако не секрет, что в России сейчас не смотря на нормы авторского права, не составляет большого труда «скачать» совершенно бесплатно любимый трек. Как получается «выживать» и продвигать свою продукцию, соблюдая законодательство?

Пиратство — не только российская проблема. Оно существует во всем мире. По данным агентства Intermedia, в США объёмы нелегального пользования охраняемого контента в разы больше, чем у нас. Вообще, не существует идеально чистых материалов, природных и социальных процессов. Издержки и потери есть во всем сущем. Поэтому к этому надо относиться философски и делать свое дело так, чтобы потерь было меньше. Это достигается, в первую очередь, упорством и чётко составленным планом создания, развития, продвижения и распространения проекта.

Что касается существующего законодательства в сегменте авторских прав и отношений правообладателей и пользователей, то в России оно устарело на полвека минимум. Технологический прогресс даёт возможность ускорять процессы доведения информации до потребителя. Множительные функции издательств уже не поддаются контролю и ограничениям по тиражам. Сегодня миллиарды людей в ожидании чего-то нового, надо только им это дать.

Что касается существующего законодательства в сегменте авторских прав и отношений правообладателей и пользователей, то в России оно устарело на полвека минимум.

Но и сами пользователи уже становятся копирайтерами, создателями своего продукта, который может монетизироваться. Это популярные паблики, блогеры и прочее. То есть границы создателей и пользователей размыты. И как тут прикладывать каноны взаимоотношений между участниками процесса, созданные во времена пишущих машинок и монополии на тиражирование?

Вы представляетесь как продюсер стартап-проектов. Что такое стартапы в музыке?

Стартапы — это пока еще никому неизвестный рудник. На его разработку нужны вложения и финансовые, и творческие. Стартапами были когда-то и те, кто стал легендами: от «Короля и Шута» до «Скворцов Степанова». Я за обновление музыкальных play-листов радиостанций, фестивалей. Но это тяжело даётся в стране, где очень консервативная публика, нежелающая (или так считают те, кто управляет нашими медиа-ресурсами?) менять и меняться.

Я с самого создания Bomba-Piter inc. и издательства Manchester files слушал гигабайты музыки: от кассет до цифровых файлов. В 1999 году мы вместе с нашим бывшим сотрудником, а теперь хозяином лейбла «КапКан» Артёмом Копыловым придумали проект «Охота!» — промо-сборник независимых музыкантов. Через него прошло уже не менее 10 000 групп, но изданы были только 1500. В июле выйдет уже 67-й сборник и поток музыкантов не иссякаем. Мне это здорово помогает и в издательстве, так как именно через «Охоту» я, как правило, отбираю коллективы на лейбл. Также очень упростилась процедура создания фестивальных программ.

Какой нужно иметь стартовый капитал для организации и продвижения музыкального стартапа? Без каких трат не обойтись?

Для начала надо иметь талант, желание и поддержку родных и друзей. Без этого капитала соваться в музыкальный бизнес не рекомендую. А потом есть формула «трёх f»: family, friends and fools. Я не могу назвать минимальную и максимальную стоимость затрат для раскрутки группы, так как есть примеры нулевых по вложениям стартапов (Пётр Налич, например) и безразмерных по инвестициям (типа Алсу, Стаса Михайлова и прочих). Но группе, чтобы выйти на рынок (рынок не в смысле торговли, а в смысле представления себя широкой публике), необходимы расходы на запись песни в профессиональной студии, на ее издание и продвижение в медиа-пространстве.

Без этого капитала соваться в музыкальный бизнес не рекомендую.

Это могут быть минимальные средства. Например, если коллектив хорошо выступил на конкурсе иполучил грант на запись или право на участие в том же промо-сборнике «Охота!» с приглашением на радиоэфир и фестиваль. А могут быть и значительные: от 100 тыс. руб. и больше. Лично мы стараемся экономить деньги артистам и всегда ищем минимально затратные ходы с максимальным эффектом попадания в аудиторию.

Успешный музыкальный продюсер — это как Карабас Барабас: злой, хитрый и думающий только о собственной выгоде? Или альтруист с предпринимательской жилкой, верящий, что талантам надо помогать? В общем, в чем секрет успеха?

Если б я знал, в чём секрет успеха, то был бы успешен. Пока мы всей командой Bomba-Piter inc., которая существует почти 23 года, вкалываем круглосуточно, чтобы сделать хорошее более доступным и популярным. И здесь нет прямой цели к выгоде, есть наслаждение процессом. Возможно, именно поэтому мы на плаву, в то время как многие наши коллеги ушли в иные сферы деятельности.

Вообще, конкурентов у нас нет, так как нет и не было подобных структур в городе и в стране, заточенных именно на новые группы, при огромном сегменте поддержки старой проверенной временем академической музыки и лучших образцов советской музыки. А делать что-то, не видя перспектив, не совсем логично, поэтому основная задача нашей компании — минимальными средствами творить большие хорошие дела. А появится или нет потом прибыль — это не так важно. Хотя необходимый уровень рентабельности мы вынуждены поддерживать, чтобы существовать.

Реально ли заработать на музыке в России? Какими качествами для этого надо обладать (талант мы выносим за скобки). Обязательно ли иметь для этого грамотного менеджера?

Да, я считал и считаю, исходя из своего опыта, что талантов много больше, чем отличных и креативных менеджеров, которые могут из весьма среднего артиста сделать событие. Примеров сотни: в эфирах сегодняшних FM-станций «крутят» зачастую проплаченных артистов, а народ это принимает и искренне верит, что это круто. Есть эффект многократного повторения, навязывания продукта. На этом принципе взошли на пьедестал успеха все, включая ливерпульских битлов.

Наука грамотного менеджмента во всем мире весьма актуальна, и на этом рынке мало предложений до сих пор.

Но другое дело, что махинации с хайпингом, покупкой ротаций и журналистов Брайана Эпстайна просто помогли миру узнать о феноменальных, гениальных музыкантах, изменивших мир. А сколько не менее гениальных и талантливых осталось в тени? Мало кто представляет! Так что наука грамотного менеджмента во всем мире весьма актуальна, и на этом рынке мало предложений до сих пор.

Из российских я бы выделил Диму Гройсмана, Мишу Козырева, Илью Бортнюка и еще не более десятка успешных и грамотных менеджеров музыкального промоушна. А заработать можно на всем! Надо только чётко представлять: или ты работаешь ради денег, или они — вторичны, а ты делаешь то, что приносит удовольствие!

И где же молодым музыкантам взять такого менеджера?

Для старта — среди друзей, родных или знакомых. Среди тех, кто в них поверит. Это будет временный человек, если, конечно, он не сделает из этого смысл своей жизни. А как только группа начнет зарабатывать от 1000 и больше евро за концерт, им поступят предложения со всех сторон по поводу управления их финансовыми потоками и организации их концертов. Это факт (улыбается)!

Как только группа начнет зарабатывать от 1000 и больше евро за концерт, им поступят предложения со всех сторон по поводу управления их финансовыми потоками и организации их концертов.

Как вы относитесь к краудфандингу? Считаете ли его перспективным?

Хорошо отношусь. Я считаю появление этого ресурса весьма своевременным. Он помогает многим не только реализовать собственные проекты, но и собирает вокруг этой идеи единомышленников, продвигает идею далеко в массы, которые бы «не зацепились» за него через иные источники информации. Мы сами сделали уже несколько успешных проектов через краудфандинг. Я всё время сравниваю это действо с тем, как в древней Руси народ миром строил храмы. Так мы миром делаем хорошие и нужные дела. И это еще даёт социальный эффект действию.

С какими трудностями сталкивается сейчас музыкальная индустрия? Кризис финансовый, о котором сейчас все говорят, как-то повлиял?

Ни кризис, ни отсутствие или недостаток средств не так страшны, как общее снижение уровня образования и культуры. Не хочется «скрипеть» по-старчески, но мониторинг популярных теле- и радиопрограмм оставляет в смущении любого воспитанного человека. Особенно это заметно в регионах, где нет возможности не смотреть телевизор и не слушать радио, а ходить в театр, на настоящие концерты мирового уровня артистов. Здесь пресловутый эффект повторения играет злую шутку с национальным менталитетом.

Ни кризис, ни отсутствие или недостаток средств не так страшны, как общее снижение уровня образования и культуры.

Будь я премьер-министром, я бы увеличил инвестиции в культуру и образование. Я искренне считаю, что только свободные люди с современным взглядом и знанием истории, способны сами, без излишнего контроля и давления государства, создать некое подобие гармоничного и счастливого общества.

Если пофантазировать, то какой вы видите музыкальную индустрию через 10–15 лет? Интернет вытеснит все?

Я бы не загадывал даже на 2–3 года, тем более в нашем нестабильном мире. Дай Бог, он еще будет существовать через 10–15 лет, что не гарантирует нынешняя политическая ситуация. А музыка вечна: на цифровых носителях или на модных ныне виниловых дисках.

С точки зрения потребления, я вижу полностью накрытую сетью WiFi планету с постоянным огромным трафиком и облачным пространством, где будет и музыка, и кино, и образовательные программы, медицинские и финансовые базы. И это замечательно. Но мир станет хрупким, и любой блэкаут «вышибет» многих из привычной жизни, спровоцирует суициды и депрессию.

Надо жить так, чтобы меньше зависеть от технологий, но пользоваться ими в меру и с пользой.

Надо жить так, чтобы меньше зависеть от технологий, но пользоваться ими в меру и с пользой. Поэтому дома я слушаю музыку только на виниле, смотрю фильмы на Blue Ray или на DVD и стараюсь больше ходить на концерты и в театр. Это не сравнить ни с каким техническим прогрессом! Это живые сиюминутные эмоции, которыми ты живёшь здесь и сейчас. А я за живое общение.

Фото: Надежда Капранова

Чаще всего читают:

09 декабря бизнес с китаем 2016 год изменится ли ставка фрс Выгода от сдачи квартиры в Испании Дарья Лебедева Дистационная ипотека Сочи Египет средний зарплата2016 Зарабатывать Защита прав дольщиков Зрелище фейерверков в новогоднюю ночь Инвестиции в землю Исламский банкинг книга купить Как выживать в России? Какобменять коммуналку на студию Киноман kinomanbot Когда начнет работать электронный ОСАГО? Магазин у дома как выжить Может ли физ лицо купить облигации Нужен ли снилс для офрмления ОСАГО Оборудование для стеклодува Открывать хостел все за и против Почему нефть влияет на российскую экономику? Придумать название к вегетарианскому ресторану Продать книги из домашней библиотеки Рынок детских игрушек 2016 Сайты помогающие экономить Сколько мы платим налогов? Скільки дає прибутку одна кофе машина Структурные продукты шляпников Федеральное бти Футуристические гаджеты microsoft

Татьяна Маслова

9 Статьи

Журналист с высшим юридическим образованием! Опыт работы в СМИ - более 10 лет. Основные - дети, семья, культурные события, Санкт-Петербург.

Последние статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться через
или ввести "Имя" и "Email" в форме комментариев.

*

Наверх

Спасибо!