Олег Грабко

Олег Грабко

4820 6 июля, 2016 год

Можно ли сейчас заработать на музыке? С какими трудностями в современных условиях сталкиваются молодые музыканты, продюсеры, промоутеры? Что такое музыкальные стартапы, и есть ли перспективы у краудфандинга на музыкальном рынке? О музыке, пиратстве и бизнесе поговорили с Олегом Грабко, российским музыкальным продюсером, вот уже почти четверть века стоящим у руля музыкальной компании Bomba-Piter inc. и издательства Manchester Files.


Олег, ваша компания занимается изданием, дистрибуцией и тиражированием музыкальной продукции. Однако не секрет, что в России сейчас не смотря на нормы авторского права, не составляет большого труда «скачать» совершенно бесплатно любимый трек. Как получается «выживать» и продвигать свою продукцию, соблюдая законодательство?

Пиратство — не только российская проблема. Оно существует во всем мире. По данным агентства Intermedia, в США объёмы нелегального пользования охраняемого контента в разы больше, чем у нас. Вообще, не существует идеально чистых материалов, природных и социальных процессов. Издержки и потери есть во всем сущем. Поэтому к этому надо относиться философски и делать свое дело так, чтобы потерь было меньше. Это достигается, в первую очередь, упорством и чётко составленным планом создания, развития, продвижения и распространения проекта.

Что касается существующего законодательства в сегменте авторских прав и отношений правообладателей и пользователей, то в России оно устарело на полвека минимум. Технологический прогресс даёт возможность ускорять процессы доведения информации до потребителя. Множительные функции издательств уже не поддаются контролю и ограничениям по тиражам. Сегодня миллиарды людей в ожидании чего-то нового, надо только им это дать.

Что касается существующего законодательства в сегменте авторских прав и отношений правообладателей и пользователей, то в России оно устарело на полвека минимум.

Но и сами пользователи уже становятся копирайтерами, создателями своего продукта, который может монетизироваться. Это популярные паблики, блогеры и прочее. То есть границы создателей и пользователей размыты. И как тут прикладывать каноны взаимоотношений между участниками процесса, созданные во времена пишущих машинок и монополии на тиражирование?

Вы представляетесь как продюсер стартап-проектов. Что такое стартапы в музыке?

Стартапы — это пока еще никому неизвестный рудник. На его разработку нужны вложения и финансовые, и творческие. Стартапами были когда-то и те, кто стал легендами: от «Короля и Шута» до «Скворцов Степанова». Я за обновление музыкальных play-листов радиостанций, фестивалей. Но это тяжело даётся в стране, где очень консервативная публика, нежелающая (или так считают те, кто управляет нашими медиа-ресурсами?) менять и меняться.

Я с самого создания Bomba-Piter inc. и издательства Manchester files слушал гигабайты музыки: от кассет до цифровых файлов. В 1999 году мы вместе с нашим бывшим сотрудником, а теперь хозяином лейбла «КапКан» Артёмом Копыловым придумали проект «Охота!» — промо-сборник независимых музыкантов. Через него прошло уже не менее 10 000 групп, но изданы были только 1500. В июле выйдет уже 67-й сборник и поток музыкантов не иссякаем. Мне это здорово помогает и в издательстве, так как именно через «Охоту» я, как правило, отбираю коллективы на лейбл. Также очень упростилась процедура создания фестивальных программ.

Какой нужно иметь стартовый капитал для организации и продвижения музыкального стартапа? Без каких трат не обойтись?

Для начала надо иметь талант, желание и поддержку родных и друзей. Без этого капитала соваться в музыкальный бизнес не рекомендую. А потом есть формула «трёх f»: family, friends and fools. Я не могу назвать минимальную и максимальную стоимость затрат для раскрутки группы, так как есть примеры нулевых по вложениям стартапов (Пётр Налич, например) и безразмерных по инвестициям (типа Алсу, Стаса Михайлова и прочих). Но группе, чтобы выйти на рынок (рынок не в смысле торговли, а в смысле представления себя широкой публике), необходимы расходы на запись песни в профессиональной студии, на ее издание и продвижение в медиа-пространстве.

Без этого капитала соваться в музыкальный бизнес не рекомендую.

Это могут быть минимальные средства. Например, если коллектив хорошо выступил на конкурсе иполучил грант на запись или право на участие в том же промо-сборнике «Охота!» с приглашением на радиоэфир и фестиваль. А могут быть и значительные: от 100 тыс. руб. и больше. Лично мы стараемся экономить деньги артистам и всегда ищем минимально затратные ходы с максимальным эффектом попадания в аудиторию.

Успешный музыкальный продюсер — это как Карабас Барабас: злой, хитрый и думающий только о собственной выгоде? Или альтруист с предпринимательской жилкой, верящий, что талантам надо помогать? В общем, в чем секрет успеха?

Если б я знал, в чём секрет успеха, то был бы успешен. Пока мы всей командой Bomba-Piter inc., которая существует почти 23 года, вкалываем круглосуточно, чтобы сделать хорошее более доступным и популярным. И здесь нет прямой цели к выгоде, есть наслаждение процессом. Возможно, именно поэтому мы на плаву, в то время как многие наши коллеги ушли в иные сферы деятельности.

Вообще, конкурентов у нас нет, так как нет и не было подобных структур в городе и в стране, заточенных именно на новые группы, при огромном сегменте поддержки старой проверенной временем академической музыки и лучших образцов советской музыки. А делать что-то, не видя перспектив, не совсем логично, поэтому основная задача нашей компании — минимальными средствами творить большие хорошие дела. А появится или нет потом прибыль — это не так важно. Хотя необходимый уровень рентабельности мы вынуждены поддерживать, чтобы существовать.

Реально ли заработать на музыке в России? Какими качествами для этого надо обладать (талант мы выносим за скобки). Обязательно ли иметь для этого грамотного менеджера?

Да, я считал и считаю, исходя из своего опыта, что талантов много больше, чем отличных и креативных менеджеров, которые могут из весьма среднего артиста сделать событие. Примеров сотни: в эфирах сегодняшних FM-станций «крутят» зачастую проплаченных артистов, а народ это принимает и искренне верит, что это круто. Есть эффект многократного повторения, навязывания продукта. На этом принципе взошли на пьедестал успеха все, включая ливерпульских битлов.

Наука грамотного менеджмента во всем мире весьма актуальна, и на этом рынке мало предложений до сих пор.

Но другое дело, что махинации с хайпингом, покупкой ротаций и журналистов Брайана Эпстайна просто помогли миру узнать о феноменальных, гениальных музыкантах, изменивших мир. А сколько не менее гениальных и талантливых осталось в тени? Мало кто представляет! Так что наука грамотного менеджмента во всем мире весьма актуальна, и на этом рынке мало предложений до сих пор.

Из российских я бы выделил Диму Гройсмана, Мишу Козырева, Илью Бортнюка и еще не более десятка успешных и грамотных менеджеров музыкального промоушна. А заработать можно на всем! Надо только чётко представлять: или ты работаешь ради денег, или они — вторичны, а ты делаешь то, что приносит удовольствие!

И где же молодым музыкантам взять такого менеджера?

Для старта — среди друзей, родных или знакомых. Среди тех, кто в них поверит. Это будет временный человек, если, конечно, он не сделает из этого смысл своей жизни. А как только группа начнет зарабатывать от 1000 и больше евро за концерт, им поступят предложения со всех сторон по поводу управления их финансовыми потоками и организации их концертов. Это факт (улыбается)!

Как только группа начнет зарабатывать от 1000 и больше евро за концерт, им поступят предложения со всех сторон по поводу управления их финансовыми потоками и организации их концертов.

Как вы относитесь к краудфандингу? Считаете ли его перспективным?

Хорошо отношусь. Я считаю появление этого ресурса весьма своевременным. Он помогает многим не только реализовать собственные проекты, но и собирает вокруг этой идеи единомышленников, продвигает идею далеко в массы, которые бы «не зацепились» за него через иные источники информации. Мы сами сделали уже несколько успешных проектов через краудфандинг. Я всё время сравниваю это действо с тем, как в древней Руси народ миром строил храмы. Так мы миром делаем хорошие и нужные дела. И это еще даёт социальный эффект действию.

С какими трудностями сталкивается сейчас музыкальная индустрия? Кризис финансовый, о котором сейчас все говорят, как-то повлиял?

Ни кризис, ни отсутствие или недостаток средств не так страшны, как общее снижение уровня образования и культуры. Не хочется «скрипеть» по-старчески, но мониторинг популярных теле- и радиопрограмм оставляет в смущении любого воспитанного человека. Особенно это заметно в регионах, где нет возможности не смотреть телевизор и не слушать радио, а ходить в театр, на настоящие концерты мирового уровня артистов. Здесь пресловутый эффект повторения играет злую шутку с национальным менталитетом.

Ни кризис, ни отсутствие или недостаток средств не так страшны, как общее снижение уровня образования и культуры.

Будь я премьер-министром, я бы увеличил инвестиции в культуру и образование. Я искренне считаю, что только свободные люди с современным взглядом и знанием истории, способны сами, без излишнего контроля и давления государства, создать некое подобие гармоничного и счастливого общества.

Если пофантазировать, то какой вы видите музыкальную индустрию через 10–15 лет? Интернет вытеснит все?

Я бы не загадывал даже на 2–3 года, тем более в нашем нестабильном мире. Дай Бог, он еще будет существовать через 10–15 лет, что не гарантирует нынешняя политическая ситуация. А музыка вечна: на цифровых носителях или на модных ныне виниловых дисках.

С точки зрения потребления, я вижу полностью накрытую сетью WiFi планету с постоянным огромным трафиком и облачным пространством, где будет и музыка, и кино, и образовательные программы, медицинские и финансовые базы. И это замечательно. Но мир станет хрупким, и любой блэкаут «вышибет» многих из привычной жизни, спровоцирует суициды и депрессию.

Надо жить так, чтобы меньше зависеть от технологий, но пользоваться ими в меру и с пользой.

Надо жить так, чтобы меньше зависеть от технологий, но пользоваться ими в меру и с пользой. Поэтому дома я слушаю музыку только на виниле, смотрю фильмы на Blue Ray или на DVD и стараюсь больше ходить на концерты и в театр. Это не сравнить ни с каким техническим прогрессом! Это живые сиюминутные эмоции, которыми ты живёшь здесь и сейчас. А я за живое общение.

Фото: Надежда Капранова

Журналист с высшим юридическим образованием! Опыт работы в СМИ - более 10 лет. Основные - дети, семья, культурные события, Санкт-Петербург.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73707
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19113
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13269
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9853