Продолжаем тему о краудфандинге в России. Вместе с экспертами разбирались, какие площадки помогут в коллективном финансировании, и как правильно привлекать средства.
Какие площадки работают
В России существует несколько краудфандинговых проектов и систем монетизации стартапов: planeta.ru, boomstarter.ru, kroogi.com, thankyou.ru, smipon.ru, fund4start.ru, start.foundjob.ru и др. Есть и площадки, специализирующиеся на отдельных отраслях. Например, AKTIVO — краудфандинговая платформа, работающая в сфере недвижимости. По словам Артура Устимова, операционного директора AKTIVO, инвесторы площадки совместно приобретают объекты коммерческой недвижимости с целью получения дохода от сдачи в аренду. Похожий проект недавно начала реализовывать дочерняя компания УК «Сбербанк Управление Активами».
Юрий Лисов, основатель Crowdhunters, говорит, что выбор крауд-платформ пока сильно ограничен: «В России есть две крупные площадки — Boomstarter и Planeta. Только у них достаточно аудитории и медийного веса, который смогут использовать в своих целях авторы проектов».
Сколько можно привлечь
По словам Юрия Лисова, средняя сумма сбора в краудфандинге — 200 000 руб., а средний платеж со спонсора — 1000 руб.
Ильяна Ааман, менеджер по развитию продуктов Яндекс. Денег, уточняет, что «через специальную страницу Яндекса для сбора средств онлайн за последний год краудфандеры создали 165 тыс. страниц и форм. А средняя сумма, которую пользователи жертвовали на проекты, составила 1244 руб.»
Ирина Рыбченко, представитель First Line Software делится опытом работы на зарубежных площадках: «У нас есть удачный опыт на площадке indiegogo.com для устройства iTraq. В ходе крауд-кампании удалось собрать в 5 раз больше заявленного — то есть более $200 тыс. Пользователями было предзаказано около 5 тыс. девайсов».
Марина Белоусова Марина, преподаватель-эксперт Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана, директор специальных и краудфандинговых проектов Российского агентства развития информационного общества, уточняет, что если речь идет о том, как заработать, сохранить и грамотно потратить свои средства, то следует говорить не о краудфандинге, а о краудинвестинге.
Дополнительные траты
Очевидно, что площадки, позволяющие привлекать инвестиции не работают безвозмездно. Комиссия сайта обычно составляет 5–15%. Кроме нее авторы проекта обычно оплачивают отдельно комиссию платежных систем, которая колеблется в пределах 0,1–5%. Также не стоит забывать о налогах — для физлиц это 13% со всей собранной суммы, для юрлиц — в зависимости от налогового режима. В итоге только на комиссии может уйти минимум 28–30% собранных средств.
Интернет-площадка позволяет создателям уже по итогу кампании по сбору средств погасить затраты и получить сверхприбыль от самих покупателей. Закладывая в стоимость проекта любую наценку, автор проекта может заработать на обещаниях приличную сумму. Хотя многие площадки прямо запрещают размещать у себя проекты, нацеленные на извлечение материальной выгоды.
Вместо кредитов
Эксперты по-разному оценивают перспективность коллективных вложений.
По словам Тамары Касьяновой, есть небольшие сборы, в пределах 10–100 тыс. руб. на подготовку пресс-буков, печатных и электронных изданий, проведение общественных мероприятий, но они, скорей, относятся к благотворительности, нежели к финансированию бизнес-проектов. Конечно, люди собирают деньги и на мини-бизнес-проекты, например, производство аксессуаров, дизайнерские проекты. Но в данном случае формат краудфандига, скорее, используется, чтобы «прощупать почву», понять, какие идеи удачны, а какие нет.
Ирина Борисова, PR-менеджер Planeta.ru, говорит, что краудфандинг не только не сбавляет обороты, но и активно их набирает: появляются новые площадки, крупные игроки встраивают инструмент краудфандинга в свои модели бизнеса и государство активно заинтересовалось этой отраслью.
«Каждая краудфандинговая платформа проходит определенный цикл развития вне зависимости от географии. Зарубежные крауд-платформы также начинали с творческих проектов, сейчас они переживают бум технологических стартапов. Российские крауд-платформы потихоньку их догоняют. Так что, перспективы самые радужные», — поясняет она.
Интерес к краудфандингу растет в кризис, и это логично. В условиях кризиса предприниматели осознают, что не готовы брать кредиты на открытие или развитие бизнеса, тратить огромные бюджеты на маркетинг и PR, поэтому начинают искать альтернативные источники финансирования и инструменты продвижения.
Артур Устимов считает, что у краудфандинга в России большое будущее. Выгоды «работы вскладчину» очевидны. Собрав ту или иную сумму в единый фонд, можно заниматься кредитованием бизнеса, совместной покупкой и управлением недвижимостью, создавать интеллектуальную собственность, приобретать что-то для совместного использования. Возможности краудфандинга безграничны.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы