Сергей Хисматов

Сергей Хисматов

4082 4 апреля, 2016 год

Сергей Хисматов — композитор, работающий в направлении современная академическая музыка, автор произведений «После Басё», «Симфония гудков», «Микрофонный квартет», «D-Musik». Родился и учился в Санкт-Петербурге, последние три года живет в Германии. В интервью DailyMoneyExpert Сергей рассказал, как рождается музыка, как избежать рутины в творчестве и сделать окупаемым свое призвание.


Сергей, вы — композитор. Для сегодняшнего дня — профессия редкая. Можно ли сказать, что это профессия, или же быть композитором — скорее, призвание, образ жизни?

Это профессия и профессия редкая. Но сегодня композиторов намного больше, чем когда бы то ни было. И это связано не только с увеличением численности населения, но и с доступностью и расширением образовательной системы.

Зарабатывать на жизнь этой профессией сложно. Не у многих композиторов получается обеспечивать себя исключительно композиторским трудом.

Как это получается у вас? Или, скажем, что нужно, чтобы сделать призвание окупаемым?

Оценивать современное искусство, а тем более музыкальное, как суперабстрактное, непросто. В отличие от визуального искусства, в звуковом существуют определенные критерии оценки, которые зависят от длины произведения и состава. Также нужно сказать, что отличие прибыли за одну и ту же работу между очень известным композитором и неизвестным будут незначительны.

99% музыки и авторов с течением времени уйдут в никуда, как и финансы, вложенные в них.

Современное музыкальное искусство (в Германии термин Neue Musik, в англ. яз. странах Contemporary Music) является убыточным. Оно существует за счёт государства и меценатов, которые понимают, что, возможно, поддерживают будущего Бетховена или Чайковского. При этом понятно, что 99% музыки и авторов с течением времени уйдут в никуда, как и финансы, вложенные в них.

Немалую роль в возможности получения заказа играют знакомства. Но можно привлечь к себе внимание за счёт выигранных конкурсов, грантов, полученных стипендий, то есть всего того, что сделает вас известным в нашем узком музыкальном кругу.

Когда вы поняли, что будете композитором, как решили им стать?

Я брал частные уроки гитары и в один прекрасный момент понял, что монотембровость и постоянное усовершенствование исполнительской техники — не для меня. И мне приглянулась возможность работать с различными звуковыми красками, соединять звуки в композиционное целое.

2 width=851 height=568 srcset=

Кто ваши учителя?

По правде сказать, я учился композиции самостоятельно: читал книги, слушал музыку, смотрел партитуры, общался с коллегами и посещал мастер-классы. Процесс обучения композиции — бесконечный. Когда я приступаю к новой пьесе, я начинаю с нуля. Бывает так, что нахожусь в растерянности, абсолютно не знаю, что делать. Но когда я окончил пьесу, на некоторое время − до начала следующей, чувствую себя удовлетворённо.

Какую музыку вы любите слушать?

В первую очередь, меня интересуют те музыкальные произведения, которые развивают музыкальное искусство, привносят новые идеи в наш звуковой мир, открывают неслыханные ранее звуковые ландшафты.

Еще один нюанс, который привлекает меня в современной музыке, — неопределённость. Если мы посмотрим на историю музыки, то там уже все разложено по полочкам: Бах, Шопен, Стравинский… Эти имена нам знакомы, они признаны, они авторитеты, и мы знаем, что придя на концерт этих авторов, мы получим качество, проверенное временем.

В современной музыке мы не знаем, что ожидать от концерта, и кто все эти композиторы.

В современной музыке мы не знаем, что ожидать от концерта, и кто все эти композиторы. Эта ситуация неопределённости очень живая — это и есть жизнь, о которой потом исследователи напишут книги, а Форманы снимут фильмы. Так было почти всегда. И сегодня, наверное, можно сказать, что фильмы появятся о Хельмуте Лахенмане (Helmut Lachenmann, немецкий композитор), Жорже Апергисе (Georges Aperghis, Греция/Франция), Пьерлуиджи Биллоне (Pierluigi Billone, Италия/Австрия).

Конечно, я слушаю не только современную музыку, но и музейную, то есть классическую, а также джаз и другую популярную музыку.

Можно ли слушать тишину?

Тишину слушать можно, но это как недостижимый идеал, абсолютной тишины в воздушном пространстве для человеческого уха не существует.

Расскажите о вашем самом успешном реализованном музыкальном проекте.

Успешно реализованных — немало, но я остановлюсь на трёх.

Первый − это «Микрофонный квартет» (Microphones Quartet). Пьеса написана в 2010 году и ждала своей премьеры два с половиной года. Ее сыграл замечательный голландский ансамбль ударников Slagwerk den Haag в Урехте, Амстердаме и Эйндховене в 2012 году. Проект довольно сложно технически реализуем, поскольку исполнители играют микрофонами по деталям рояля.

Второй пример — это пьеса, заказанная мюнхенским фестивалем современной музыки в 2011 году. Она называется «nach basho», что переводится как «после Басё» (Басё − классик японской поэзии) и написана для ансамбля с мужским голосом. Я работал вместе с поэтом Александром Нитцбергом, который написал на немецком языке стихотворение, посвящённое трагическим событиям, произошедшим в том году в Фукусиме. Немецкий текст в музыкальной пьесе произносится с японским акцентом. Услышать такое необычное произношение мне помог японский композитор и пианист Кентаро Нода. Пьеса исполнялась в Германии, России, Австрии и США, и выиграла два композиторских конкурса.

Один из последних проектов − это «D-Musik» для сопрано в душе. Сложный по реализации проект исполнили на концерте в Мюнхене в конце 2015 года. Сопрано стоит под душем и напевает, при этом в композиции принимает участие звук напора воды, которым управляет сопрано. Звук душевой кабинки с сопрано снимается микрофонами и транслируется в зал.


Легко ли писать «на заказ»? Всегда ли требуется вдохновение, чтобы написать музыку для заказчика? Что делаете, если вдохновение вдруг не приходит? И как творческую работу не превратить в рутину?

Примерно так же, как и не на заказ, лишь с той разницей, что для произведения, которое ты пишешь для себя, идея пришла, скажем так, ненасильственным путем, а в случае заказа мне нужно придумать концепцию для определенного проекта. В любом случае я ставлю перед собой задачи, которые стараюсь решить. Только в одном случае тебе еще за это полагается вознаграждение.

Идея, которая приходит в голову, наверное, можно назвать вдохновением, а её реализацию работой. И чтобы работа не превратилась в рутину, я стараюсь каждый раз искать новую идею для произведения или развивать предыдущую.

57

Вы живете в Лейпциге. Как давно уехали из России? Почему?

В 2010 году моя жена начала учиться в Мюнхене. В 2013 году, после окончания обучения, мы получили артистическую стипендию Виллы Конкордии в Бамберге. После этого жили в Париже, Штутгарте, Черногории, снова в Бамберге, и, в конце концов, сейчас живём в Лейпциге.

Какие принципиальные отличия вы видите между Россией и Германией?

Несмотря на то, что обе страны базируются на европейской культуре — мы говорим на европейских языках — различий между Германией и Россией много, поэтому я коснусь лишь одной.

Отношение на государственном уровне к культуре не только как развлечению и привлечению туризма, но и как базису развития остальных отраслей. Это, пожалуй, самое важное отличие Германии. Германия понимает, что культура — это не только прошлое, но и вклад в будущее, культура — это развитие общества.

Германия понимает, что культура — это не только прошлое, но и вклад в будущее.

И я не преувеличу, если назову эту страну музыкальной столицей мира: здесь больше всего фестивалей современной музыки, композиторов, музыкантов, институций поддерживающих музыкальное искусство.

Что для вас является самой ценной инвестицией?

Если речь идёт об инвестиции, которую я когда-либо делал, то это время, потраченное на обучение, время становления и терпение моей мамы, конечно.
Если речь об инвестиции как таковой, то это, пожалуй, заказы на мою музыку.

Деньги для вас — это тратить или сберегать?

Тратить, но иногда приходиться сберегать, чтобы тратить.

Если тратить — то на что?

Все как у всех: коммунальные расходы, поездки и пр. Иногда я позволяю себе покупать музыкальные инструменты, оборудование.

И главный вопрос: как рождается музыка?

Музыка зарождается в голове. Иногда это может быть мельчайший фрагмент или техническая деталь, дающая импульс для дальнейшего развития. Иногда это могут быть большие фрагменты и даже целая форма, которую уже в процессе работы наполняешь деталями.

 width=300 height=200 srcset=

Сергей Хисматов родился в Санкт-Петербурге 21 февраля 1983 года.

Закончил магистратуру Европейского Университета в Санкт-Петербурге. С 2010 по 2012 посещал композиторские семинары Морица Эггерта в Мюнхене и мастер-классы композиторов Бориса Филановского, Паскаля Дюсапена, Энно Поппе, Хельмута Лахенманна.

Сергей — стипендиат European Dukley Art Residence 2015 и Villa Concordia artist-in-residence 2013–2014. Его музыка заняла первые места на конкурсах OSSIA в Нью-Йорке и Hof Klang 2012 в Лейпциге, где его пригласили в artist-in-residence. В 2014 камерный оперный цикл to the left удостоен Advocacy Award в Boston Metro Opera. В 2012 Сергей получил премию министерства культуры Санкт-Петербурга. Сергей — лауреат международных конкурсов Franz Josef Reinl-Stiftung, Neue Toene и Musique Bruitiste. Luigi Russolo — Rossana Maggia, участник ISCM 2011, финалист Gaudeamus Music Week 2010, 2011 и 2012, финалист композиторского конкурса YouTube. Номинирован на премию в области современного искусства им. С. Курёхина.

Среди исполнителей его произведений musikFabrik, Slagwerk Den Haag, Tromp percussion, Insomnio, eNsemble, Nostri Temporis, Kuenstler Ensemble, ADEvantgarde, NoName, Bing Bang, Russian Nationality Orchestra, ансамбль ХХ век, Федор Леднев, Alex Nowitz, Johannes Schoellhorn, Matthias Bauer, Moritz Eggert, Maciej Straburzynski, Федор Амиров, Борис Филановский, Роман Юсипей, Алексей Глазков, Сергей Чирков, Золтан Алмаши, Ольга Власова, Марк Булошников, Анна Корсун.

В 2010 совместно с Лидией Адэр организовал цикл концертов Tax Free, посвящённый молодым композиторам.

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71876
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18869
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13060
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9762