Павел Грудинин, директор ЗАО «Совхоз имени Ленина», известен своими острыми высказываниями о бизнесе и власти в стране. После конференции «АПК России: состояние и тенденции развития», которая прошла в рамках Московского экономического форума, DailyMoneyExpert задал Павлу Грудинину несколько вопросов о состоянии агропромышленного комплекса в России, импортозамещении и перспективах нашей продукции.
Каким вы видите агропромышленный комплекс России? Что он сейчас из себя представляет?
Агропромышленный комплекс — он разный. Мелкотоварный, как например, производство гусиной печени, и крупнотоварный как цепочки производства, ориентированные на поставки для массового потребления. В США 20% сельскохозяйственных производителей выпускают 80% продукции и наоборот — 1,8 млн фермеров в своих хозяйствах производят 20% остальной продукции.
Так было и в СССР: малые колхозы и крупные аграрные комплексы. Сейчас у нас есть проблема — этот бизнес не доходен, поэтому урезаются расходы, падает качество продукции. Задача государства — обеспечить доходность бизнеса, создать условия для его развития.
И, как по-вашему, оно должно это обеспечить?
Это финансовые вливания, поощрение приобретения экологичной, местной продукции. Например, в США выдают талоны на местную продукцию, и это стимулирует спрос. А у нас на фоне снижения покупательского спроса возникло как будто бы перепроизводство. Но это не так, просто денег стало мало, граждане стремятся найти что-то бюджетное, поэтому на рынке появляется предложение в виде фальсификата. Например, не молоко, а молочный продукт из пальмового масла.
То есть политика импортозамещения не работает?
Нет такой политики… Нужно понимать, что мы живем в глобальном мире. Например, если в России кто-то производит продукцию лучше и дешевле белорусской, то он вытеснит белорусские продукты и захватит их рынок. А если эта продукция дороже, то при прочих равных ее не купят. Главная задача — конкурентоспособность отечественного производства. Например, если вы можете купить товар того же качества по низкой цене у зарубежных производителей, то российский товар вам не нужен.
Американский бройлер выращен на гормонах, у людей нет выбора, они его покупают.
Российский бройлер выращен по тем же технологиям. Нужно понимать, что у каждого товара свой покупатель. Фермерский продукт дороже, но и покупатель на него из сегмента премиум тоже есть. А я говорю, что нужно обеспечить качественную продукцию по конкурентным ценам. Российский бройлер должен быть дешевле и лучше.
Получается пока в России такая ситуация, что мы не можем конкурировать с внешней продукцией?
Да, не можем, потому что у нас дорого и невыгодно ее производить. В Канаде, например, легче из-за энергоносителей, из-за низкой налоговой нагрузки на бизнес, отсутствия административных барьеров. В России мы производим неконкурентную продукцию — у нас себестоимость выше, а покупательная способность ниже.
Что делать в этой ситуации?
Я процитирую В. В. Путина: «На все санкции мы должны ответить свободой ведения бизнеса».
Это произошло?
Нет. Президент говорит одно, а правительство делает другое. Президент говорит, нужно дать свободу бизнесу, а Госдума вносит изменения в КОАП, что вместо предупреждения теперь будут штрафы в миллион рублей. Президент говорит, что нужно перестать вводить налоги, а Госдума переименовывает их в сборы, вводит акциз и плато. Нагрузка на бизнес увеличивается, поэтому мы не можем конкурировать по ценам с другими производителями той же продукции в мире. Устранение административных барьеров — вот главная проблема, которая мешает АПК России развиваться в условиях глобальной конкуренции.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы