«IT — уже не затраты, а возможности для роста и развития»

«IT — уже не затраты, а возможности для роста и развития»

7854 13 октября, 2015 год

В конце сентября на прошедшем в Москве IBM Cognos Live Forum российские финансовые директора обсудили состояние российской экономики и методы, с помощью которых компании пройдут дно кризиса. Поскольку ключевые инструменты связаны с IT-решениями, то DailyMoneyExpert поговорил с участниками форума об IT-бизнесе в России и мировых тенденциях. Собеседниками DME стали Александр Гертнер, финансовый директор, IBM в России и СНГ, и Владимир Шаров, управляющий партнер Navicon.


Что сейчас происходит с IT-бизнесом в России? Есть ли отличия в развитии от общемировых тенденций?


getner

Александр Гертнер, финансовый директор, IBM в России и СНГ:

Мне трудно комментировать состояние IT-бизнеса в конкретной стране, так как эта отрасль имеет глобальный и взаимосвязанный характер. Сейчас в мировом масштабе мы переживаем один из самых захватывающих процессов преобразования. Например, крупнейший в мире таксопарк UBER не имеет автомобилей, самый популярный медиаресурс Facebook не создает контента, одна из крупнейших розничных компаний Alibaba не имеет собственных магазинов, а крупнейшая в мире гостиничная сеть AirBnB не владеет ни одним номером.

В России мы, конечно, сталкиваемся с очень непростым макроэкономическим климатом, который требует от наших заказчиков и партнеров определения четкого баланса между инвестициями с коротким сроком окупаемости и крупными проектами по переходу на совершенно новые уровни для эффективного противостояния конкурентным угрозам, которые описаны выше.

sharov

Владимир Шаров, управляющий партнер Navicon:

Весь бизнес в России — не только IT — переживает не лучшие времена. Россия испытывает системный кризис во всех областях, от власти до малого бизнеса. Это заметно не только по финансовым и биржевым сводкам, но и по поведению клиентов и бизнес-партнеров, рынку труда, интересу инвесторов. Идет падение доходов у населения, как следствие, падает спрос, и так по цепочке все замедляется (по моей оценке, раза в два в сравнении с периодом стабильности в экономике). Как результат, бизнес сокращает расходы на маркетинг, IT. Даже банки снижают расходы на IT, хотя в банковской отрасли технологии сегодня — необходимый фактор для развития.

На этом фоне определенные сложности испытывает и IT-отрасль: снижение потребностей у заказчиков ведет к падению выручки и объема проектного портфеля у IT-компаний. Наблюдается определенный передел рынка, небольшие компании уходят, происходит укрупнение (более сильные игроки покупают команды или компании, которые не в состоянии выжить в одиночку). Вместе с тем, на фоне снижения спроса на те IT-решения, которые уже стали мейнстримом и внедрены уже в большинстве компаний (например, учетные системы, ERP), мы видим серьезный рост интереса к BI-технологиям, реализации концепции omni-channel.

Как влияет на этот сегмент принятая в стране программа импортозамещения?


Владимир Шаров:

Пока четкой программы по импортозамещению в масштабе страны не принято, есть только рекомендации, касающиеся государственного сектора. Появляются госинициативы в этой сфере — крупные госкомпании составляют перечни программных продуктов российской разработки, которые способны заменить западные аналоги.

В Петербурге запущен в эксплуатацию государственный реестр отечественных IT-решений для импортозамещения, которым должны руководствоваться госучреждения при проведении госзакупок в этой сфере. Но это лишь отдельные инициативы. Часть компаний из госсектора на свой страх и риск продолжают закупать зарубежные компоненты, а некоторые переходят на российские приложения.

Ряду компаний приходится активно трансформировать свой бизнес — например, те, кто раньше разрабатывал под американскую СУБД Oracle, теперь активно осваивают PostgreSQL, свободную систему управления базами данных промышленного уровня, но не связанную напрямую ни с каким западным вендором.

Куда движется рынок в целом? Эпоха Big Data продолжается?


Александр Гертнер:

Мы в IBM видим три стратегических императива, которые оказывают и будут оказывать все большее значение на принципы ведения бизнеса во всем мире.

Во-первых, это создание новых рынков путем преобразования индустрий и профессий при помощи данных. В настоящее время данные становятся новым ценным ресурсом. Любое обсуждение изменений в технологиях, бизнесе и обществе должно начинаться с данных. Данные, объемы, скорость и разнообразие которых растут экспоненциально, становятся одним из самых ценных и наиболее органичных ресурсов. Для XXI века они могут стать тем, чем было электричество для XIX и нефть для XX века.

Именно поэтому данные являются новым источником конкурентных преимуществ. Благодаря использованию данных и аналитики компании-лидеры смогут улучшать результаты бизнеса, более широко применяя передовые средства анализа к более разнородным источникам данных; использовать ценность актуальных данных, развивая «скорость понимания» и «скорость действий» как ключевые преимущества; менять ситуацию в своей отрасли или сфере деятельности с использованием когнитивных вычислений.

Второе направление: трансформация IT-инфраструктуры компаний для эры облачных вычислений. Появление облачных технологий превращает IT-операции и бизнес-процессы в электронные сервисы. В то же время, когда данные трансформируют отрасли и отдельные сегменты рынка, мировая информационно-технологическая инфраструктура перестраивается с развитием облачных вычислений — в результате IT-операции и бизнес-процессы сами становятся электронными сервисами. Для облачных вычислений необходимы новые бизнес-модели, которые позволят компаниям-лидерам интегрировать публичные и частные облачные среды с внутренними системами для создания гибридных среду; стремиться управлять облачными средами так же тщательно, как корпоративным центром обработки данных; использовать облачные технологии для трансформации основных бизнес-процессов и внедрения инноваций.

Данные и облачные вычисления меняют среду глобального бизнеса и общество. В то же время стремительное развитие мобильных взаимодействий и социального бизнеса приводит к появлению новой категории ИТ-сервисов, которые разрабатываются для взаимодействия с людьми, получающими широкие возможности.

Мы уверены, что компании-лидеры будут использовать третье направление — мобильные и социальные каналы для повышения скорости и оперативности реагирования. Т. е. взаимодействовать с клиентами, партнерами и сотрудниками, где бы они ни находились; стремиться к персонализации каждого значимого взаимодействия; а также аслужить право на обслуживание клиентов — что требует конфиденциальности, безопасности и доверия.

Владимир Шаров:

В глобальных вопросах развития IT, трендов и тенденций Россия идет в ногу с другими странами.

Самые интересные и не до конца исследованные тренды — это Big Data и Internet of Things (Интернет вещей).

Big Data для компаний — это анализ возможностей, способ найти новый потенциал роста бизнеса в привычных бизнес-процессах и накапливаемых данных. Интернет вещей подразумевает, что данные генерируются не людьми, а предметами. Это открывает целую бездну возможностей применения — например, оптимизация расходов на ЖКХ, контроль кислотности почв в сельском хозяйстве, предотвращение техногенных катастроф или дистанционный контроль здоровья человека.

Облачные решения и виртуализация, как способы упростить и сделать более экономичной ИТ-инфраструктуру предприятия, по-прежнему популярны. Однозначно уже даже не тренд, а активно развивающееся направление, — это аналитика/отчетность/прогнозирование (BI), которые требуются руководителям для принятия обоснованных решений (как в бизнесе, так и на уровне государства).

По-прежнему в тренде остаются технологии, направленные на рост продаж и удержание клиентов: CRM-проекты, концепция омниканальности (omni-channel): подход к организации продаж, при котором коммуникация с покупателем в процессе продажи осуществляется с использованием разных каналов: интернет-магазин, колл-центр, мобильная версия сайта, мобильное приложение, POS-терминал в оффлайн-магазине. Причем начать покупку можно в одном канале, а завершить — в другом.

Информационные технологии уже переместились из зоны влияния IT-директоров в область интересов собственников и управленцев бизнеса. Есть такое понятие — IT-driven business. Бизнес уже понимает, что IT — это не затраты, а возможность роста, развития и оптимизации. Поэтому востребованность таких проектов будет оставаться в худшем случае на прежнем уровне, а в лучшем — расти. Если бы не кризис, мы бы сейчас с трудом могли обеспечить растущий спрос клиентов на IT-проекты, так как проблема IT-кадров на рынке остается острой.

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70511
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18747
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12976
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9709