Купить начинающих: вкладывать ли в молодых художников

Купить начинающих: вкладывать ли в молодых художников

8178 4 сентября, 2015 год

Искусство – интересная сфера для инвестиций: хорошая картина или скульптура не просто растет со временем в цене, она приносит владельцу эстетическое удовольствие и приобщает к миру прекрасного. Однако эксперты арт-рынка предостерегают: с современным искусством и молодыми дарованиями нужно быть осторожным.


Почти как Пикассо

Самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным на аукционных торгах, недавно стала картина Пабло Пикассо «Version O» из серии «Алжирские женщины». В мае этого года на аукционе Кристис она была приобретена за $32 млн. Серия «Алжирские женщины», написанная 60 лет назад, состояла из 15 полотен и уже через год после написания была продана за $212 тыс. Нетрудно посчитать, что за 59 лет стоимость «Version O» выросла более чем в 12 тыс. раз.

Коллекционирование работ молодых авторов может стать увлекательным хобби. Кому не хочется первым разглядеть гениальное дарование, приобрести несколько полотен за бесценок, а в будущем продать за миллионы? Однако история с полотном Пикассо скорее редкая, чем типичная. Как говорят эксперты, вложения в искусство – процесс долгосрочный, субъективный и непредсказуемый.

«Это вложение, которое с финансовой точки зрения работает в течение срока от 5 до 20 лет. Вы можете сейчас вложить, допустим, $1-2 млн, и через пять лет ваша коллекция может стоить и $5 млн, и $10 млн, если вы удачно купили. А может упасть в стоимости, это тоже реалистичный сценарий. То есть, это рисковая и долгосрочная инвестиция», — комментирует Николай Палажченко, эксперт по арт-рынку, руководитель образовательного курса арт-менеджмента и галерейного бизнеса.

Приобретение и продажа предмета искусства связаны с высокими транзакционными издержками: комиссия аукциона, стоимость экспертизы, подтверждающей подлинность произведения, создание необходимых условий для хранения и транспортировки. Если посчитать все вместе, да еще прибавить стоимость услуг арт-консультанта, выходит, что необходимо подождать несколько лет, чтобы продать работу хотя бы без убытков.

В среднем, если не считать субъективно обусловленных резких взлетов цены, стоимость произведений искусства на рынке растет на 5-10% в год. И люди продолжают инвестировать в искусство. Почему? Во-первых, это не только вложение денег, но и статусная покупка. Во-вторых, способ нестандартно диверсифицировать инвестиционный портфель, что особенно ценно в кризисные для экономики времена. В-третьих, возможность хорошо заработать, в случае если художник окажется перспективным, и его работы вырастут в цене. Вероятность этого сценария выше, если вкладывать в уже состоявшихся художников, но позволить себе это могут не все. Альтернативный вариант – обратить внимание на начинающих, распознать талант в начале пути. При таком выборе появляется дополнительная приятная возможность – шанс познакомиться с самим художником.

С оглядкой на галереи

Традиционно наибольшим спросом художник пользуется в собственной стране. Отечественные издания периодически составляют рейтинги начинающих перспективных российских художников, но фамилии в таких списках обычно почти не повторяются. Разобраться в тонкостях рынка может только представитель индустрии, например, арт-дилер или галерист. В таком случае можно нанять специального консультанта (арт-эдвайзера) и поручить ему отслеживать тренды и формировать коллекцию.

«Это закрытый инсайдерский рынок. Инвестировать надо с помощью профессионалов, или человек сам должен очень хорошо разбираться в искусстве. Тому, кто хочет стать коллекционером, стоит выучить историю искусств и понять, что и для чего он собирает. Коллекция – то, что признается мировым культурным сообществом. К ней должны проявлять интерес музеи и другие художественные институции. Она должна быть четко сформирована – нельзя собирать все подряд, нужно определиться или со временем, или со стилем, или со страной. А есть еще чистое инвестирование: человек на картины может даже не смотреть, поскольку хранит, чтобы продать на пике как акции. Если инвестор знает историю искусства, если он образован и умен, то он сам может купить работу современного художника, которая впоследствии вырастет в цене. Но проще обратиться в серьезные иностранные компании, которые занимаются арт-инвестментом – там правильно оформят документы, объяснят, как и что происходит», — рекомендует куратор и арт-консультант Ольга Ващилина.

На то, чтобы разобраться в современном искусстве, могут уйти годы. Впрочем, если упрощать, можно выделить несколько основных признаков, которые сигнализируют, что на начинающего художника стоит обратить внимание.

«Критерии просты: нужно понимать, что у художника есть одна, а лучше несколько галерей, с которыми он постоянно сотрудничает – респектабельных, с именем, участвующих в серьезных ярмарках, — подсказывает Николай Палажченко. – Оценить галерею можно по участию в международных ярмарках: их комитеты по отбору участников очень квалифицированы, они ездят по всему миру и проводят большую исследовательскую работу. На серьезных ярмарках обычно есть раздел молодых галерей, участвующих впервые или показывающих работы молодых художников – это как раз разделы, ориентированные на начинающих коллекционеров. Один из самых интересных таких разделов за последний год я видел на ярмарке Art Basel Hong Kong. Там был потрясающий выбор и галерей, и художников с очень гуманными ценами. В пределах, скажем, 15 тыс. евро можно было купить произведение очень интересного художника».

Начинающие художники, по мнению экспертов, хорошо подходят начинающим коллекционерам. Однако выбирать работы необходимо тщательно, основываясь не только на рейтингах и советах, но и чутко ориентируясь на собственный вкус. Тогда даже если работа так и не вырастет в цене, деньги можно не считать потраченными впустую.

«Во-первых, нужно, чтобы вы сами развивались, чтобы эти произведения жили с вами, и от этого вы получали удовольствие. Во-вторых, лучше покупать не напрямую у художника, а через галерею. Если галерея инвестирует в художника и работает с ним, значит, она вкладывает в него и продолжит делать это в будущем. Это уже некая гарантия для инвестиции. В любом случае нужно смотреть, что делает художник. Желательно, чтобы он стабильно развивался и соблюдал единую линию в творчестве. Нужно смотреть, в каких некоммерческих проектах участвует художник – я имею в виду выставки – музейные и кураторские – биеннале, художественные смотры», — советует Антон Белов, директор Центра Современной Культуры «Гараж».

Даже если цель покупки – работа отечественного художника, на российском арт-рынке эксперты советуют не сосредотачиваться, а хотя бы для расширения кругозора поинтересоваться тем, что происходит за рубежом – в главных арт-центрах мира.

«Российский рынок очень компактный, и это, с одной стороны, говорит, что у него большие перспективы роста, но, с другой стороны, он достаточно, вялый, — считает Николай Палачженко. — Стоит сначала, ничего не покупая, организовать себе годовой тур по лучшим западным музеям и ярмаркам. И после этого можно начинать инвестировать какие-то серьезные цифры, начиная, скажем, от миллиона долларов. Вообще об искусстве как средстве инвестиции можно говорить для работ стоимостью в несколько миллионов. При покупке работы русского художника, например, за $15 тыс., даже если она прибавит в цене в полтора раза, транзакционные издержки все равно будут больше, чем прибыль».

Из кого выбрать

Несмотря на то, что эксперты сходятся, что выбирать предмет искусства покупатель должен, ориентируясь на собственный вкус, несколько имен молодых перспективных российских художников они озвучили.

«Лично я бы рекомендовал, например, Дарью Суровцеву – Pechersky Gallery, Диму Ребуса, галерея Арт ВИНД и, наверное, Ивана Разумова, галерея Риджина. Но это моя личная субъективная рекомендация», — говорит Николай Палачженко

«Я последнюю находку для себя сделал в галерее Арт ВИНД, это Дима Ребус, который перешел из стрит-арта в графику и рисует фантастическую акварель. С моей точки зрения, это удачная инвестиция. Или Евгений Антуфьев – сложный художник, он делает специфическое искусство, но у него уже большое количество выставок. Ну и, если взять видео-арт, модное сейчас направление, Евгений Гранильщиков. У него была персональная выставка в Манеже, его представляют в различных музеях, и это тоже отличная инвестиция. Не через год-два, но через 5-10 лет это будет значимый художник в мире искусства», — говорит Антон Белов.

«К сожалению, в России нет молодых художников, в кого можно вкладывать деньги, — в противовес остальным считает Ольга Ващилина. — Если вы хотите меня спросить, можно ли на российском рынке что-то купить, я вам скажу: нет. К сожалению, наши художники не вызывают никакого интереса у зарубежного сообщества, и это очень плохой показатель. Искусство не может быть инвестиционным, если его покупают только в одной стране».

Стоит отметить, что начинающие художники, замеченные галереями, считаются недорогимипо меркам арт-рынка. Средняя цена произведений Дарьи Суровцевой или Евгения Антуфьева – около 200 тыс. руб. Рассматривать эти приобретения исключительно как инвестицию не стоит – велика вероятность того, что затраты не окупятся. Зато если душа лежит к искусству, а некоторая сумма денег так и просится в долгосрочные вложения – работы начинающих художников – хороший выбор для старта.  

Интересующие темы: рестораны, лайфстайл, арт , финансы, страхование.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 79121
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19994
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 14060
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 10279