Хедж-фонды: большие деньги, высокие риски

Хедж-фонды: большие деньги, высокие риски

8751 14 июля, 2015 год

Хедж-фонды в России пока остаются закрытым и не очень популярным инструментом инвестирования, в то время как на Западе эта отрасль развивается активно. Высокие риски компенсируются потенциально высокой доходностью, которая и подкупает инвесторов. Чем российский рынок хедж-фондов отличается от западного, почему этот инструмент не стал массовым, и какие инвесторы могут работать с хедж-фодами?


Определиться с понятиями

Хедж-фонд (hedge fund) — инвестиционный фонд с минимальными законодательными ограничениями по выбору финансовых инструментов и методам управления. Хедж-фонды могут использовать любые стратегии работы, заранее посвящая в них инвестора, с целью максимизировать прибыль любым способом. В числе доступных инструментов для хедж-фондов инвестиции в недвижимость, акции, валюту, товары, инфраструктуру, деривативы и даже экзотические варианты (например, покупка футбольной команды).

У современного хедж-фонда довольно простая структура. Организация состоит из управляющего, администратора, банка-гаранта, первичного брокера и инвестора. Хедж-фонды могут использовать заемные средства, что дает возможность маржинальной торговли. Т. е. такие фонды могут покупать и продавать активы на значительно большую цену, чем стоимость их собственных чистых активов, и осуществлять инвестиции на суммы, в разы превосходящие их собственные чистые активы.

За работу хедж-фонды получают комиссию за управление (0–2% в год) и комиссию за успех — с полученного дохода фонда либо с превышения бенчмарка, т. е. с разницы между доходностью фонда и доходностью базового индекса (10–20% с прибыли, как правило).

Алексей Тараповский, управляющий партнер компании «Финплан», отмечает, что основной плюс хедж-фонда — это гибкость, как с точки зрения структуры активов и доступа к различным торговым площадкам (как биржевым, так и внебиржевым), так и с точки зрения налогообложения. «Также среди преимуществ работы с хедж-фондами — отсутствие ограничений по структуре и рискам фонда, что позволяет получать более высокую доходность, по сравнению с фондовым рынком. Минусы вытекают из плюсов — высокие риски (рыночные, в т. ч. высокие плечи, мошенничества, вывод активов и т. д.), отсутствие прозрачности, отсутствие государственного регулирования (требуется очень высокая квалификация инвестора, или привлечение внешних экспертов по отбору)», — комментирует Тараповский.

Почему не у нас

Хедж-фонды — один из наиболее популярных финансовых инструментов в Америке и Европе. По данным статистики, общее количество хедж-фондов в мире на сегодняшний день превышает 10 тысяч, из них треть приходится на европейские фонды. В США первые хедж-фонды появились более 60 лет назад. В России история хедж-фондов началась только в 2008 году. При этом по российскому законодательству, хедж-фонд — по сути, один из вариантов паевого инвестиционного фонда. Чтобы хедж-фонды были «настоящими», то есть с широким кругом инструментов для инвестиций, российские управляющие регистрируют их в офшорной юрисдикции.

«Если под термином „хедж-фонд“ мы подразумеваем российские команды, управляющие активными фондами, зарегистрированными в не российской юрисдикции, то их у нас не так много», — комментирует Евгения Случак, управляющий партнер Europe Finance. «По данным Moscow Hedge Fund Managers Club, чуть менее сотни и не более 10 хедж-фондов в России имеют положительный трек-рекорд. Информации по хедж-фондам, зарегистрированным в российской юрисдикции, еще меньше, но по факту, из-за регуляторных ограничений, они ничем не отличаются от ПИФов, а значит рассматривать их в отрыве от текущей ситуации на рынке (российских индексов) не имеет смысла», — полагает Евгения.

Разница между полноценным хедж-фондом и паевым инвестиционным фондом довольно значительная. ПИФ играет на росте курсовой стоимости, а хедж-фонд собирает деньги с клиентов и берет под это кредит, чтобы плечо было 1:10 или 1:100.

«Хедж-фонды непопулярны в России. Даже по сравнению с пещерным веком нашего фондового рынка хедж-фонды находятся в зародышевом состоянии. — комментирует Иван Кабулаев, управляющий директор Инвесткафе. — В первую очередь, это из-за проблем юридического свойства: многие особенности, присущие западным хедж-фондам (повышенный риск, набор инструментов, гигантский „рычаг“, относительная непрозрачность), практически невозможно воссоздать в рамках доверительного управления в РФ, поэтому инвестиции осуществляются в иностранных юрисдикциях. Западные юридические конструкции хороши почти всем, кроме гигантского уровня квалификации, которая нужна, чтобы отличить мошенников от добропорядочных фанд-менеджеров. Да и в случае честных фондов требуется очень высокая квалификация, чтобы понять, что у фонда за стратегия и какие он несет риски».

Алексей Тараповский отмечает, что большинство хедж-фондов регистрируются в офшорных юрисдикциях (Каймановы острова, Люксембург, Ирландия, Британские Виргинские острова), что предполагает расширенные возможности для инвесторов в сфере оптимизации налогообложения. Россия подобным режимом налогообложения похвастать не может. «Хедж-фондам, зарегистрированным в России, не хватает той самой гибкости в выборе стратегий и инструментов. Простой пример, хедж-фонд в России должен держать не более 30% активов в денежных средствах, при этом есть стратегии активного управления, предполагающие большую часть времени „сидеть в кэше“. Также серьезная проблема — ограничение на использование финансового рычага и на короткие продажи (не более 20% свыше активов хедж-фонда). Кроме этого, можно отметить необходимость приобретения статуса „квалифицированный инвестор“ для инвестора в хедж-фонд, что налагает дополнительные ограничения и издержки», — отмечает Тараповский

Татьяна Хорева, заместитель главы представительства холдинга RD Group по финансово-экономическим вопросам, соглашается с коллегами: «Пока распространение подобных образований в России достаточно. В первую очередь, законодатель ограничил вид возможных хедж-фондов: их разрешено создавать только в закрытом типе или в виде акционерного инвестиционного фонда. Инвесторами таких структур могут быть исключительно квалифицированные вкладчики в соответствие с федеральным законом „О рынке ценных бумаг“, что существенно ограничивает возможность вхождения в них».

Кто может работать с хедж-фондами

Во всем мире хедж-фонды доступны для профессиональных инвесторов. В США если фонд хочет привлекать деньги у неограниченного круга инвесторов, он должен зарегистрироваться в SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам (США), сдавать отчетность регулярно и выполнять нормативы по рискованности вложений.

«Российские фонды небольшие, фактически 90% активов — инвестиции высокообеспеченных частных лиц, в отличие от западной индустрии, где 90% денег — институциональные. Из-за размера, опыта и общей развития индустрии российские управляющие могут привлечь средства и ориентируются в основном на частных инвесторов», — отмечает Евгения Случак.

По мнению Ивана Кабулаева, ориентированность в России только на состоятельных физических лиц отрицательно сказывается на самом рынке. «Других инвесторов у нас практически нет. Именно поэтому, из-за низкой юридической и финансовой квалификации таких инвесторов и тормозится развитие рынка», — комментирует Кабалуев.

«Если мы говорим о западных хедж-фондах в России, то это, в первую очередь, инвесторы с серьезным состоянием, нацеленные на диверсификацию своих вложений и повышение эффективности инвестиций. В некоторых случаях такой интерес можно связать с необходимостью вывода капитала из России», — полагает Алексей Тараповский. Эксперт добавляет, что в отдельно взятый хедж-фонд, как правило, необходимо вложить от $100 тыс. до $1 млн. В некоторых случаях порог входа от $10 000.

«Сейчас ведется много разговоров о хедж-фондах, доступных для массового клиента, возможно, в ближайшее время появится достаточный выбор таких продуктов. При этом нужно понимать, что такие продукты будут в большей степени регулироваться со стороны государства для защиты прав инвесторов, что может снизить гибкость фонда», — уточняет Тараповский.

Стоит отметить, что на Западе цена входа в хедж-фонд достаточно высока и начинается от $1 млн. Считается, что инвесторы с такими деньгами готовы выдержать возможный риск, связанный со стратегиями работы фондов.

Доходность где-то рядом

В 2014 году, согласно рейтингу российских хедж-фондов SPEAR’S Russia, средние потери российских хедж-фондов составили 20%. И только шесть из представленных в рейтинге 48 игроков рынка смогли завершить период в плюсе. Всего шесть фондов остались в зоне положительной доходности, причем прибыль тройки лидеров исчисляется двузначными цифрами. Остальным фондам не удалось преодолеть черту безубыточности: 35 хедж-фондов рейтинга потеряли от 10% и более.

На первом месте по итогам года оказался фонд GRW, реализующий стратегии с фьючерсами и опционами и торгующий преимущественно на российском рынке.

В фонде GRW Asset Management придерживаются мнения, что рынки не настолько хаотичны, как представляется. «Мы используем собственные авторские разработки, связанные с волновым характером движения рынков. В результате нам безразлично, растет рынок или падает, стоит или мечется с высокой волатильностью. В любом случае у нас есть прибыльная стратегия на каждый режим работы рынка», — рассказывает Петр Попов, партнер и управляющий фондом GRW Asset Management.

«В 2014 наш фонд использовал году ряд опционных стратегий на российском рынке, а также хеджевые стратегии на валютном рынке. Мы следовали среднесрочным рыночным тенденциям для извлечения прибыли вне зависимости от направления движения рынка. Корректировать стратегию не пришлось, наоборот, в некоторые моменты ее результаты даже превышали наши ожидания. Это произошло за счет сочетания прибыли по рублевым инструментам и роста стоимости хеджирующих инструментов в конце года за счет девальвации национальной валюты», — добавляет Петр Попов.

По оценке Алексея Тараповского, «все последние места в рейтинге SPEAR’S занимают фонды, ориентированные на Россию/СНГ, инвестирующие в основном в акции. Их результат понятен, учитывая падение рынка акций в России в 2014 году (индекс РТС за 2014 год упал на 48%). В верхней части рейтинга, за редким исключением, собрались глобальные фонды. Очевидно, что результаты фондов отражают процессы, происходящие в экономике и на финансовых рынках, в этом никакого секрета нет».

Хедж-фонд — довольно сложный для начинающего инвестора инструмент. Затянувшийся кризис в России негативно влияет на доходность ПИФов, поэтому инвестировать в российские «хедж-», а по сути паевые фонды, экперты не рекомендуют. Западные фонды показывают более высокую доходность, но и риски тоже высоки. Важно диверсифицировать инвестиционный портфель и не нести в хедж-фонд последний миллион.

«Что касается перспектив развития хедж-фондов в нашей стране, то с точки зрения регистрации хедж-фондов в России особого развития мы не ожидаем, пока не изменится законодательная база. С точки зрения создания глобальных хедж-фондов выходцами из России — развитие будет находиться в русле общемировых тенденций. Если обсуждать перспективы увеличения инвестиций в хедж-фонды российскими инвесторами, перспективы есть, но на данный момент охват населения даже стандартными инструментами фондового рынка (акциями и облигациями) чрезвычайно низок, поэтому пока хедж-фонды остаются прерогативой очень ограниченного круга инвесторов», — отмечает Тараповский.

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 70466
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18746
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 12972
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9708