Зачем нам хюгге?

Зачем нам хюгге?

355 6 Декабрь, 2018 год

«В нашей жизни не хватает хюгге», — был мой первый телефонный звонок маме после того как я закончила книгу Майка Викинга «Маленькая книга Hygge — секрет датского счастья». В современном обществе достигаторов, где принято спешить и не иметь ни одной свободной минуты, разрываясь между работой, семьей, хобби, почитать «модное» на ночь и посетить обсуждаемый спектакль, обычное повседневное счастье — хюгге — становится редким удовольствием. Своими впечатлениями о книге делилась Наталья Фефилова, главный редактор DailyMoneyExpert.

Майк Викинг (Meik Wiking) — основатель и исполнительный директор Института исследования счастья в Дании — уже несколько лет является одним из идеологов продвижения хюгге во всем мире.

У хюгге нет точного перевода на русский язык: по словам автора книги, хюгге называли и «искусством создания уюта», и «душевностью», и «наслаждением успокаивающими вещами», и даже «какао при свечах». При этом хюгге может быть и глаголом, и прилагательным, и являться основой для многих производных слов. По мнению Майка Викинга, «хюгге заключается не столько в вещах, сколько в атмосфере и ощущениях. В близости тех, кого мы любим. В чувстве дома. В ощущении покоя и безмятежности, когда мы защищены от тревог мира и можем позволить себе расслабиться»…

«Хюгге заключается не столько в вещах, сколько в атмосфере и ощущениях. В близости тех, кого мы любим»…

Интерес к хюгге проявился в 2016 году, когда термин вошел в число номинантов Оксфордского словаря на слово года, уступив первенство постправде (post-truth). За последние два года о хюгге был написан десяток книг. «Маленькая книга» Викинга стала одной из первых.

В книге автор последовательно рассказывает об основных элементах датского хюгге, параллельно рассуждая о том, почему именно в Дании появилось это понятие и какие похожие термины есть в других странах. Правильное освещение и свечи, еда и напитки, создающие атмосферу, вязаные свитера и носки, предметы интерьера, привносящие уют, Рождество как главный праздник года — каждому из этих явлений посвящена отдельная графа. Майк Викинг делится и рецептами лучших хюгге-блюд, и схемой складывания плетеных бумажных сердечек, и советами по организации пикника, и секретами езды на велосипеде. Все это сопровождает результатами опросов, статистическими данными о жизни в Дании, оформленными в виде симпатичных графиков-галстуков и инфографик.




Критики явления, а такие уже появились, упрекают хюгге в излишней «инстаграмности». Свитера с оленями, икеевский уют с подушками и пледами и романтика скандинавских стран отлично подходят Дании, где бесплатное университетское образование, достойное медицинское обслуживание, короткий рабочий день и один из наиболее высоких уровней жизни в Европе, но мало актуальны, например, для России, где население озабочено выживанием, а не поиском радостей в повседневности, потому что вся их жизнь и есть та самая повседневность. Об еще одной «темной стороне» хюгге упоминает и сам Майк Викинг: в хюгге-круг не могут войти «чужаки» — это только для своих.

В хюгге-круг не могут войти «чужаки» — это только для своих.

Художественных и познавательных смыслов в книге немного: цель автора видится в другом. Создать атмосферу, предложить замедлиться, научить фиксироваться здесь и сейчас, чтобы начать получать удовольствие в настоящем, а не планировать счастье когда-то в будущем: когда ипотеку выплатишь, дачу достроишь, детей вырастишь. У меня как у читателя остается один вопрос, а не исчезнет ли все это хюгге-очарование с окончанием книги. Сможет ли автор настолько удержать фокус моего внимания на радостях повседневности: научусь ли я, не торопясь варить ароматный воскресный борщ, наслаждаясь моментом разливания его из супницы по тарелкам домочадцев, получится ли у меня на даче наконец-то залезть в купленное год назад плетеное кресло вместо того, чтобы рыть очередной цветник, перестану ли я пялится в телефон на первом за полгода обеде с подругой. Попробую…

Наталья Фефилова

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Тренды в страховании в 2019 года 296
Искусственный интеллект в маркетинге: когда роботы победят? 1595
Особая ценность: почему яхты такие дорогие? 1797
Доллар за 70, евро за 80: чего ждать от рубля дальше? 3813