Продать бизнес: 4 этапа подготовки

Продать бизнес: 4 этапа подготовки

4124 17 августа, 2017 год

Если вы решили продать свой бизнес, одного объявления на Авито будет мало. Как подготовить компанию к сделке и не затянуть со сроками, рассказали эксперты.

Этап 1. Подготовить систему управления

Некоторые предприниматели создают свое дело, не задумываясь о том, что однажды оно может перейти к другому владельцу. Соответственно, система управления в таком бизнесе изначально «заточена» под конкретного человека, и возможность ее унификации достаточно проблематична.

Евгений Емельянов, президент консалтинг-центра «ШАГ»: «Первое, что необходимо, чтобы продать бизнес — это осознать, что бизнес можно продать. И если бизнес-процессы в компании построить так, чтобы им смогли управлять и другие люди, то, в какой-то момент, можно рассчитывать на сделку».


С момента этого осознания владельцу стоит начать смотреть на свое детище под другим углом, оптимизировать процессы, повышать прозрачность бизнеса, контролировать целевые показатели.

Этап 2. Изучить рынок

До момента принятия окончательного решения о покупке стоить изучить, а что происходит в вашей отрасли. Как часто продаются подобные компании, по какой цене, на каких условиях. Попробуйте поговорить с владельцами похожих бизнесов, чтобы оценить возможный спрос. Проводите предварительные переговоры с потенциальными покупателями, рассказывайте окружению, что подумываете продать бизнес. Собирайте сведения, которые могут пригодиться в дальнейшем.

Евгений Емельянов: «Осознание того, что бизнес можно продать, не означает, что он должен быть немедленно продан. Мы рекомендуем внимательно относиться ко всем переговорам о покупке компании. Во-первых, вдруг предложение покажется интересным, во-вторых, вы сможете узнать, что именно интересует ваших потенциальных покупателей в конкретном бизнесе, а что является дисконтирующим фактором. Вы сможете узнать сильные и слабые стороны своей компании и исправить их, при необходимости».


Этап 3. Определить стоимость

Всем хотелось бы продать свой бизнес максимально дорого, однако если стоит задача сделать это в разумные сроки, то цена должна быть интересна не только вам, но и покупателю.

Артем Маринин, руководитель отдела сервиса компании «Стратегия Роста»: «Чтобы продать свой собственный бизнес, сначала нужно определиться с его стоимостью. И это не просто так — я вложил в него 20 миллионов, ну, пусть будет 15 миллионов плюс годовая выручка. Совсем не так».


Изучите, как принято оценивать бизнес в вашей сфере, какие факторы могут повысить, а какие снизить стоимость вашей компании.

Евгений Емельянов: «Есть простые наборы дисконтирующих факторов и повышающих стоимость организации. Владелец в управлении? Минус десять, пятнадцать, двадцать процентов. Наличие наблюдательного совета, совета директоров — фактор, повышающий стоимость. Наблюдательный совет работает „по канонам“ — фактор, повышающий стоимость. У бизнеса есть утвержденная стратегия — фактор, повышающий стоимость. У бизнеса есть команда, которая способна реализовать стратегию — замечательно, это тоже повысит цену вашей компании. Дальше я бы поставил многоточие».


Этап 4. Найдите платформу для продажи

Как именно вы планируете продавать бизнес, на какой площадке размещать предложения, как взаимодействовать с потенциальными покупателями, будете ли привлекать посредников? Определитесь с этими вопросами, чтобы не распыляться в своих усилиях.

Артем Маринин: «В 21 веке проще продать бизнес через интернет. Немаловажно и трубить на каждом углу и всем знакомым о продаже, так как „сарафанное радио“ еще никто не отменял. Еще есть вариант отдать бразды правления продажей брокерам, хотя они делают все то же самое, что ты можешь сделать сам. Идут на те же форумы и порталы объявлений по продаже готового бизнеса, размещают объявления и ждут звонка».


Разработайте предложение, подготовьте все необходимые документы, проанализируйте вопросы, которые вам могут задать, и выходите на контакт с потенциальной аудиторией. Подумайте, готовы ли вы размещать объявление о продаже своей компании на площадках, где продают мебель и кошечек.

Евгений Емельянов: «Есть несколько „традиционных мест“ поиска покупателей: специальные компании, занимающиеся продажей готовых бизнесов; банки, которые могут выступить посредниками; профессиональные „тусовки“, где коллеги по рынку общаются между собой. Возможно, кому-то из конкурентов будет интересно купить ваш бизнес».


Продажа бизнеса — ответственная задача, но правильная подготовка позволяет решить ее в запланированные сроки и с желаемым финансовым результатом.

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 74200
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19172
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13318
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9867